Краснова Наталья Андреевна. «Экологическая интерактивная площадка, как средство развития экологической культуры будущего поколения»

«Экологическая интерактивная площадка, как средство развития экологической культуры будущего поколения»

Краснова Н. А. (воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ № 9, «Северный колледж физической культуры и спорта», г. Мончегорск,)

Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну. В XXI веке проблемы сохранения окружающей среды занимают ведущее место среди глобальных проблем современности. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является не достаточно сформированное экологическое сознание и экологическая культура. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

 

Скачать презентацию

На этапе дошкольного детства у ребенка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его гармоничное развитие. Небрежное и даже жестокое отношение к природе в нашем обществе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.

Поэтому, коллективом нашего дошкольного учреждения было принято решение создать такие условия и развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном учреждении, которая позволит создать условия для формирования у детей экологической культуры.

Цель: Создание экологической интерактивной площадки с целью формирования у детей дошкольных учреждений и начальных школ города основ экологической культуры, научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к миру природы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них.
  2. Дать первичные представления экологии человека, первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде.
  3. Раскрыть элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов).
  4. Привлечь родительскую общественность к воспитанию у подрастающего поколения экологической культуры, участию в различных мероприятиях экологической направленности.

Не всем детям, проживающим на крайнем севере, может представиться возможность увидеть всё многообразие животного и растительного мира, необычайно красивых уголков нашей планеты. Созданная интерактивная экологическая площадка «Созерцай природу сердцем» позволила окунуться в практическую, исследовательскую и образовательную деятельность экологической направленности.

В рамках проекта на базе нашего дошкольного учреждения создана интерактивная экологическая площадка, которая заняла место на видовом балконе (169, 3м2):

  • обучающую эко стену (длина 26 м 55см, высота 3м10см) с трёхмерной инсталляцией деревьев-вкладышей, кустарников, насекомых, экологические бизиборды, среды обитания животных европейской части России, Арктики, которые будут четко прослеживать цепочку взаимосвязи между животными и растениями

-макеты хвойных, цветущих, плодоносящих деревьев и кустарников, животных и птиц.

-интерактивную панель, которая позволит транслировать познавательные и социальные ролики, фильмы о животном мире Арктики и его обитателях, играть в электронные игры, направленные на экологическое воспитание, проигрывать в игровой интерактивной форме игровые обучающие ситуации.

-интерактивная песочница, которая позволяет в режиме реального времени продемонстрировать процессы эволюции земной поверхности, увидеть ледниковый период, самостоятельно создать настоящую живую географическую карту любого уголка России.

-мобильный интерактивный пол, который усилил творческую составляющую любого мероприятия, дети могут оказаться на берегу Северного Ледовитого океана, понаблюдать за морскими обитателями и т.д.

-цифровая био-система по выращиванию растений позволила провести опыты, изучить процесс произрастания растений: от семечки до взрослого растения. Различные опыты помогают убедиться, что живая природа очень чуткая и хрупкая.

Педагогами, специалистами нашего дошкольного учреждения проводиться широкий спектр мероприятий экологической направленности:

  • виртуальные экскурсии и путешествия познавательного характера
  • экологические тренинги и исследовательские встречи
  • интерактивные игровые обучающие игры и ситуации
  • практические занятия в зимнем саду
  • опытно-экспериментальные встречи
  • экологические акции, волонтерские движения и праздники.

Инновационные методы наглядного и практического воздействия позволят сформировать у детей основы экологической культуры, устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и приумножать его богатства

Занятия в детском саду имеют свою специфику, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Добиться этого нам помогла компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Использование анимации, вставок видеофрагментов сделало возможным показ динамических процессов, смоделировать явления, которые нельзя продемонстрировать в обычных условиях или трудно увидеть, наблюдать в повседневной жизни (северное сияние, звуки леса, пение птиц и т.д.). Анализ проектной деятельности показал применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оптимизирует восприятие учебного процесса, повышает мотивацию, заинтересованность детей, позволяет активизировать непроизвольное внимание, развить произвольное; расширяет возможности работы с наглядным материалом, что способствовало достижению поставленных нами целей. ИКТ позволяют модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать ребенка на поисковую деятельность, дифференцировать подачу материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

К каким результатам мы пришли?

  • Родители повысили свою педагогическую компетенцию, получив возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса.
  • Дети знают животных, занесенных в Красную книгу, проявляют желание больше узнать об их жизни, повадках.
  • Понимают взаимосвязь Человек – Природа.
  • Высказывают предположения и делают простейшие умозаключения (например, что от человека зависит многообразие видов животных, живущих на Земле).

Приведем примеры высказываний:

- Что произойдет, если все льды на Северном полюсе растают? – Будет наводнение. Дед Мороз утонет.

-Что произойдет, если ручей пересохнет? – Животные умрут без питья. Рыбки и лягушки погибнут.

- Что произойдет, если исчезнут птицы? – Вредных насекомых будет больше.

- Что произойдет, если ученые изобретут черного зайца? – Зайца быстро съедят.

  • Дети рядом с родителями, совместно осуществляют поиск, создают творческие работы.
  • Знают профессии, связанные с животными.
  • Действуют согласованно, договариваются в процессе продуктивной деятельности.
  • Активно используют новые слова в свободном общении.
  • Получают положительные эмоции в ходе подготовки и проведения проекта.

Экологический бизиборд и интерактивная площадка, как средства нравственно-патриатического воспитания детей дошкольного возраста. Собрание проходило в нетрадиционной форме в виде ознакомительной экскурсии по интерактивной экологической площадке «Созерцай природу сердцем».

Отправиться в виртуальное путешествие, стать участником экологических тренингов и исследовательских встреч, окунуться в игровые, обучающие ситуации – всё это теперь могут воспитанники 9 детского сада, а также дети и гости других садов города и области.

Участие детей в различной деятельности становится первой ступенью в его дальнейшем развитии и образовании: от наблюдения, слушания и эпизодического участия – к партнёрству и сотрудничеству в экологически значимой деятельности, которая так необходима для сохранения природы.

Интерактивная экологическая площадка помогает раскрыть для детей различные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы, раскрыть связь между человеком и природой, показать, что человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Показать всю ответственность воздействия человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).

Ценность проекта заключается в том, что инновационные методы наглядной и практической деятельности позволят сформировать у детей основы экологической культуры, устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и приумножать его богатства, научиться созерцать природу сердцем.

Литература

  1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Просмотров: 375
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Серегина Валентина Сергеевна. «Экологическая сказка – источник формирования экологической культуры»
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Еремеева Ольга Ивановна. «Формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Козырева Татьяна Владимировна. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
  • Макарычева Юлия Николаевна. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
  • Даренская Татьяна Владимировна. Формирования экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности
  • Никитина Оксана Юрьевна. «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Григорьева Марина Петровна. «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Горбунова Ольга Николаевна Жилина Татьяна Геннадьевна. Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста Экологический марафон «Любите и охраняйте природу!»
  • Григорьева Марина Петровна. Доклад на педсовет на тему: «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Уральская Юлия Викторовна. Занятие экологической направленности для детей старшей группы: «О диких и домашних животных».
  • Харинова Наталия Александровна. Формирование основ экологической культуры дошкольников «Мир вокруг нас»
  • Кацук Тамара Аркадьевна. Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»
  • Гульфизя Завдатовна Фасахова. Формирование основ экологической культуры у дошкольников
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Щукина Наталья Борисовна. Консультация для воспитателей 'Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность'
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Черткова Ирина Григорьевна. Роль предметно-развивающей среды в воспитании экологической культуры у старших дошкольников.
  • Лариса Гурылина. Презентация - Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ
  • Пунтус Ирина Игоревна. Воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала.
  • Шкрунина Елена Борисовна. Статья «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектно — исследовательской деятельности»
  • Духовская Татьяна Петровна. Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь