Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма

Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях.

Арманд Давид Львович

В современном мире компьютерных технологий и очень сложной экологической ситуацией в мире особенно важно сохранить связь человека с природой. Ведь, если человек живёт в гармонии с природой, то он живёт в гармонии с самим собой, а гармония – это, прежде всего залог счастья и здоровья. Поэтому, исходя из данной ситуации, мы, педагоги и родители наших детей просто обязаны воспитать экологическую культуру у детей. Воспитание культуры человека закладывается в самом раннем возрасте ребёнка. Почему именно в дошкольном возрасте? Потому что именно в этом возрасте ребёнок познаёт себя и окружающий его мир, исследует этот мир и задаёт много вопросов. Дети очень активны и подвижны в этом возрасте и в прямом значении слова «пробуют всё на зубок». Дети, как «губка», впитывают в себя всё, что их окружает. И только от взрослых зависит, что именно впитает в себя маленький человек общества.

Мы решили, что наилучшим образом воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста можно решить средством реализации проекта «Элементарные формы детского туризма».

Целью проекта стало формирование научных и практических знаний целостных ориентаций дошкольников по отношению к природе, используя ресурсы туристической деятельности.

Перед собой поставили следующие задачи:

  1. расширить и систематизировать элементарные экологические знания дошкольников через доступные формы детского туризма;
  2. развивать познавательно-исследовательский интерес к объектам живой и неживой природы, используя элементы туризма (туристической деятельности);
  3. формировать понимание того, что человек – это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, учить самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды;
  4. воспитывать осознанное, осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека объектам и явлениям природы;
  5. устанавливать партнёрские взаимоотношения с родителями воспитанников, мотивировать родителей к участию в исследовательской и проектной деятельности детей.

Мы прекрасно понимаем, что природа даёт людям жизненные силы. И в доказательство этому можно привести слова известного датского писателя Ханса Кристиана Андерсена:

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.

Нам, взрослым и детям, нужно сохранить нашу Матушку-природу.

 

Формами реализации детского туризма является прогулка, экскурсия или поход. Для того, чтобы воспитать у дошкольников старшего возраста понимание того, что человек является частью природы, и, что он должен беречь, охранять и защищать её – нам, педагогам, нужно организовать и сходить с детьми в «сказочный» поход. А помогут нам в этом всем знакомые Герда и Кай из «Снежной Королевы» Х.К. Андерсена. В сказке очень хорошо отражены мир, гармония и тесная взаимосвязь человека с природой. Опираясь на эту сказку можно детям показать очень много примеров, заставить их задуматься над действиями человека. Одним из самых главных вопросов будет следующий: Почему Снежная Королева завладела сердцем Кая, а сердцем Герды не смогла? Ответ прост. На протяжении всего нашего путешествия по сказке Герда очень бережно относится к окружающей её среде: деревьям, птицам, зверям, реке. И вся природа ей помогает. А почему Кай попал в беду? Ответ тоже очевиден. Кай очень плохо, небрежно, высокомерно вёл себя по отношению к природе. Данная сказка была теоретическим подготовительным путешествием по природе.

Дальше перед нами встаёт вопрос: как грамотно сформировать у дошкольников практические навыки и умения при помощи элементарных форм детского дошкольного туризма. Прежде всего, нужно разобраться какие вообще существуют формы детского туризма. А поможем нам в этом Распоряжение Правительства РФ от 06. 07. 2018 N 1375-р (ред. от 01. 12. 2018) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (с изм. и доп., вступ. в силу с 14. 12. 2018)». В пункте 73 предлагают популяризовать детский туризм в России, создать условия для занятий детей туризмом, формировать у них навыки здорового образа жизни, приобщить их к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России. По данным этого распоряжения уже тысячи детей приняли участие в походах и экскурсиях, и количество детей растёт с каждым годом.

Итак, начнём с того, какие же есть условия в детском саду, чтобы практически заняться туризмом.

Дошкольники где-то с 3-х лет до 7-ми лет находятся в детском саду. Поэтому первый этап научной деятельности в детском туризме будет нарисовать топографическую карту местности детского сада.

Детям будет это очень интересно. Сначала каждый чертит свою карту, а потом все вместе начинают работать над этой картой и делать её понятной. Здесь ребёнку можно разъяснить, что такое топографические знаки и отметить их на своей карте. После этого этапа можно переходить на улицу (территорию детского сада) и проводить воспитательно-развивающие игры, например найти какой-то предмет по координатам. Естественно, что дошкольник ещё не умеет пользоваться компасом или навигатором, но это и не требуется. Нам нужно дать координаты в виде описания. Например: нужно найти жёлтый мяч, который находится в пяти шагах от жёлтого автобуса в сторону цветочной клумбы. Мяч можно спрятать в клумбе или рядом с забором. Также можно на карте отметить крестиком место, где находится мяч. В первом случае, мы учим детей ориентироваться на местности, а во втором – дети учатся пользоваться картой. Это будет интересно и увлекательно, и дети незаметно для себя в игровой форме научатся ориентироваться на местности и по карте. Можно придумать различные квесты, прогулки-разведки, прогулки-поиски, занятия-соревнования между туристическими группами и многое другое. Летом можно проводить следующие исследования: почему в тени трава не такая высокая или яркая, чем на солнце. И тут дети должны понять, что именно солнце и свет дают жизнь всему в природе. Насколько будут эффективны элементарные воспитательные формы детского дошкольного туризма, зависит от опыта, профессионализма и фантазии педагога-воспитателя. Но, не стоит всё класть на плечи воспитателя. Естественно, огромную роль в формировании воспитания экологической культуры ребёнка, играют родители. Но для этого педагогу необходимо провести трудоёмкую работу с родителями, чтобы установить доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников. Сразу же возникает вопрос: как мотивировать родителей к участию в исследовательской и проектной деятельности детей? К сожалению, это очень трудно. В современном мире все люди очень загружены на работе, и как бы это печально ни звучало, но на детей остаётся очень мало времени. Но, несмотря на загруженность, выходные родители посвящают детям и ходят в походы выходного дня. Нужно сделать родительское собрание и попросить родителей объяснять своим детям, что не надо мусорить на отдыхе, так как природа – это живой организм и если мы будем оставлять мусор, то наша зелья заболеет, и привести пример, что если люди руки не моют, то на них остаются микробы и они начинает болеть. Вот и мусор для земли – это загрязнение, это микробы. Дальше, не всегда останавливайтесь на чистых полянках, выбирайте загрязнённые поляны, уберите её, а потом уже сделайте пикник и уберите за собой. Этим самым вы научите детей трудиться и уважать свой и чужой труд. И очень важно детей познакомить с костром и объяснить, как его тушить. А тушить вот как, обязательно должна быть бутылка с водой (5 литров) и ведро с песком. Это сейчас обязательное условие, если мы хотим развести огонь в разрешённом месте. То есть дети должны узнать, как и чем можно затушить огонь, а также познакомиться с правилами поведения в лесу.

В ходе нашего проекта мы решили все поставленные задачи и достигли нашу цель в соответствии с ФГОС ДО. Нам удалось мотивировать детей и их родителей. Только делая всё вместе и сообща можно добиться высоких и качественных результатов. Дети – это наше будущее. Если мы сейчас будем лениться и не будем вкладывать в наших детей любовь и заботу, то в будущем у нас не будет БУДУЩЕГО.

Литература:

  1. Андерсен Х.К. «Снежная королева». Издательство «Речь» 2015г. – 72с.
  2. Вопросы дошкольной педагогики. Международный научно-методический журнал №2 (12) /2018г. – с.34-35.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 06. 07. 2018 N 1375-р (ред. от 01. 12. 2018) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (с изм. и доп., вступ. в силу с 14. 12. 2018)». Пункт 73.
Просмотров: 300
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Горина Марина Евгеньевна. Семинар-практикум для родителей «Чтоб детсадовцами стать нужно очень много знать!»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Валеева Наталья Владимировна. Из опыта работы Областного центра детского и юношеского туризма и экскурсий по реализации программ с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Батищева Елена Ярославовна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?».
  • Данилова Татьяна Викторовна. Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок».
  • Гретченко Алевтина Мударисовна. Название проекта: «Ёлочка красавица, детям очень нравится»
  • Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Батищева Елена Ярославовна. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Сахарова Екатерина Петровна. «Почему нужно обучать детей пению с раннего возраста?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Главный Редактор. Сценарий Праздника 8 марта для детей 2 -3 лет - Очень маму я люблю
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Саура Любовь Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном мире
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Сценарий экологической прогулки по территории детского сада «Все в поход!»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь