Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала

Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала

Вахонина Юлия Витальевна Челябинская область город Магнитогорск МДОУ № 145 Воспитатель

Актуальность проблем экологического воспитания определяется возросшим в последние годы вниманием к введению регионального компонента в этот процесс, что обусловлено повышением требований к педагогу, который должен быть носителем как общечеловеческих ценностей и культуры, так и традиций региона. Одна из вариантов решения проблем- использование в профессиональной подготовке педагогов воспитательного потенциала традиций природопользования южного Урала.

Наличие федерального и регионального компонентов в экологическом образовании, по мнению И.Т. Суравегиной, обусловлено глобальным характером экологических проблем, с одной стороны, и своеобразным проявлением в регионе-с другой, а так же целостностью биосферы как среды обитания людей. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.

 

Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. В настоящее время экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. На лицо противоречие между возрастающей угрозой экологической катастрофы и низким уровнем экологического воспитания. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

Добрые чувтсва уходят своим корнями в детство, а «человечность, доброта, ласка, доброжелательноть рождаются в труде, заботах, волненх о красоте окружающего мира». И этому способствует активно внедряемая в практику дошкольных образовательных учреждений г.Магнитогорска региональная программа «Наш дом – Южный Урал (Е. С. Бабунова, Л.В. Градусова).

С введением ФГОС в систему дошкольного образования меняются требования к методам обучения и воспитания дошкольников. Один из интегративных методов-проектый. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам поиска становиться важнейшей задачей современного образования. Метод проектирования может помочь дошкольникам решать следующие задачи:

  • видеть проблему и задавать вопросы
  • уметь доказывать
  • делать выводы
  • высказывать предположения и строить планы их проверки.

Проектная деятельность наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным требованиям воспитания и образования. Основой проекта служат самостоятельная, исследовательская, игровая, познавательная, творческая деятельность детей. Проектная деятельность представляет собой и форму образовательного пространства и метод, развивающий творческое познавательное мышление дошкольников. Её можно рассматривать и как механизм активного взаимодействия ДОО и родителей, которые становятся участниками образовательного процесса.

Цель: раскрыть образовательные возможности метода проекта в формировании основ экологической культуры у старших дошкольнков..

Объект: процесс формирования экологически осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к растениям Южного Урала.

Предмет: особенности использования методов проектов в процессе формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала.

Гипотеза: процесс формирования экологически осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к растениям Южного Урала будет эффективным если использовать метод проектов.

Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы в теории и практике работы современного детского сада.
  2. Выявить сущность понятия «осознанное отношение детей к природе».
  3. Выявить уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста к растениям Южного Урала.
  4. Разработать и апробировать проект по теме: «Первоцветы Южного Урала».
  5. Разработать методическую продукцию по теме проекта.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Просмотров: 259
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Методическая копилка по теме 'Формирование экологической культуры дошкольников по средствам ознакомления с комнатными растениями'
  • Макарычева Юлия Николаевна. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Еремеева Ольга Ивановна. «Формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Козырева Татьяна Владимировна. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Никитина Оксана Юрьевна. «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Педагогический опыт: Тема опыта: Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
  • Кацук Тамара Аркадьевна. Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Черткова Ирина Григорьевна. Роль предметно-развивающей среды в воспитании экологической культуры у старших дошкольников.
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Атяшева Вера Дмитриевна. «Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь