Григорьева Марина Петровна. «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»

«Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

 

Я уверена в том, что для того чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее, педагог должен уметь жить в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Мы знаем, дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

За последние годы работы мною была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы я обратила особое внимание на следующие основные направления:

  • Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий:
  • дидактические игры,
  • беседы,
  • путешествия,
  • спектакли,
  • викторины,

которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме:
  • театрализованные представления на экологическую тему,
  • праздники,
  • экологические игры,
  • игры-путешествия.
  • Следующее направление — Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связано с практическими делами:
  • совместные с родителями акции по озеленению группы,
  • территории ДОУ,
  • работа на огороде,
  • оформление цветника,
  • акции по подкормке птиц,
  • изготовление и развешивание кормушек.

Все это способствует привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

  • Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий:
  • проектной деятельности,
  • экскурсий в природу,
  • опытов,

которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы:

1. Создание условий (экологизация развивающей среды)

Прогулка – это мини-путешествие, которое создаёт особый, своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъём и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее. Очень впечатлительных детей легко привлечь к наблюдению за цветом неба, формой деревьев, строением растений. Такие дети удивляются капельке воды, прозрачности льда, журчанию ручейка, пению птиц.

На огородных грядках дети выращивают овощные культуры (лук, томат, укроп, горох, редис, кабачки и др.), наблюдают за их ростом, проводят эксперименты ( «В какой почве лучше овощи растут», «О влиянии полива на жизнь растений»)

Экскурсии в сквер к Обелиску по большой экологической тропе проводятся систематически. Мы ходим в одни и те же места, наблюдаем за одними и теми же деревьями, кустарниками, травами, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц, и с изумлением удивляемся, что «неподвижный мир» меняется и движется, меняются краски, запахи, звуки, события. И это всё связано со сменой времён года.

В уголке природы, собраны разные виды комнатных растений. В зимнее время года на подоконниках размещается мини — огород, что позволяет ребятам выращивать овощи и в холодный период года.

В обучении и воспитании практикую комплексный системный подход – от простого к сложному. Провожу с детьми цикл наблюдений за живыми объектами. Работа по проекту «Огород на окне» вызвала большой интерес, как у детей, так и у родителей.

2. путь создания системы экологической работы — Работа в лаборатории

В нашей группе оборудована экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов.

В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т.д.).

Для повышения экологической культуры дошкольников используются разнообразные формы и методы обучения:

  • интегрированные НОД,
  • наблюдения,
  • целевые экскурсии,
  • экологические акции,
  • опыты,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • инсценировки,
  • выставки на экологическую тему,
  • труд в уголке живой природы,
  • конкурсы.

Наша группа в этом году участвовала в межмуниципальном конкурсе экологических театров и заняла 1 место.

Таким образом, с помощью воспитательных мероприятий мы стараемся сформировать у детей чувства ответственности, самостоятельности, нравственности, творчества, способности видеть смысл своих поступков, т.е. воспитывать личностные качества ребенка, и конечно, экологическую культуру, бережное и ответственное отношение к природной среде.

3. путь создания системы экологической работы – это Исследовательская деятельность дошкольников.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Во время исследовательской деятельности развивается речь детей, дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаются с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство.

Работая в инновационном режиме, мы увлеклись проектной деятельностью. Распределили наработанный материал так, чтобы охватить все разделы экологического воспитания.

Метод проектной деятельности помогает объединить содержание образования из всех областей знаний.

К организации поисковой и творческой деятельности подключаем родителей и родственников детей, т.к. один ребенок с этой деятельностью не справится.

Предлагаем такие задания, как: изготовить макет огорода, сбор семян, изготовление кормушек, выпуск бюллетеней и др.

В данный момент работа по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» продолжается.

4. путь создания системы экологической работы – это Экологическое просвещение родителей.

Уделяя большое внимание совместной деятельности детей и родителей, используем следующие формы работы:

  • совместное озеленение территории д/с,
  • совместные экскурсии,
  • участие в конкурсах и выставках,
  • выпуск газеты для родителей и детей «Экологический вестник»,
  • совместный выпуск бюллетеней, сообщений,
  • участие родителей в экологических праздниках.

С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ. Здесь представляются поделки из природного материала, рисунки.

На родительских собраниях знакомим родителей с работой группы по экологическому воспитанию.

С помощью экологических газет, брошюр родители в домашних условиях могут проверить знания своих детей по экологии, проверить приметы времен года, поиграть в экологические игры.

Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые нами в ДОУ, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Просмотров: 547
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Григорьева Марина Петровна. Доклад на педсовет на тему: «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Жеребцова Татьяна Николаевна. Основные направления работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников
  • Даренская Татьяна Владимировна. Формирования экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Галина Салмина. Программа кружковой работы экологической направленности для детей 6-7 лет 'Земля - наш общий дом'
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Щукина Наталья Борисовна. Консультация для воспитателей 'Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность'
  • Шкрунина Елена Борисовна. Статья «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектно — исследовательской деятельности»
  • Калимуллина Рита Разифовна. СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Духовская Татьяна Петровна. Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Лариса Гурылина. Презентация - Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ
  • Черткова Ирина Григорьевна. Роль предметно-развивающей среды в воспитании экологической культуры у старших дошкольников.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Клейменова Инна Владимировна. Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Харинова Наталия Александровна. Формирование основ экологической культуры дошкольников «Мир вокруг нас»
  • Вдовина Валентина Николаевна. Опыт работы «Приобщение детей к истокам культуры жителей Нижегородской области на основе проектной деятельности»
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Кудрявцева Татьяна. Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь