Воспитатель: Муслимова А.Н. 2019 год.
Конспект ООД в старшей группе по теме: «Путешествие по Дагестану»
Познавательное развитие.
Региональный компонент.
Путешествие по Дагестану.
Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.
Воспитывать любовь к родному краю.
Скачать конспект
Знакомство нетрадиционной формой рисования; рисование на фольге.
Задачи:
Обучающие — обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.
Развивающие — развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.
Воспитательные — воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.
Материал: карта Дагестана,», изделия из глины, ковровый мини-станок, изделия Кубачи и Унцукуля, муз. сопровождение.
Интеграция образовательных областей:
Социально –коммуникативное; художественно-эстетическое; физическое; речевое развитие
Воспитатель:
1. Приветствие.
Выхожу из дома я,здравствуй улица моя.
Отвечаю солнцу я,отвечаю травам я.
Отвечаю ветру я.
Здравствуй Родина моя.
Стук в дверь –это почтальон принеспосылку, интересно от кого. Давайте откроем посмотрим, что там. Здравствуйте дети д/с «Чебурашка, пишут Вам дети д/сада «Золушка». Мы недавно были в путешествии по Дагестану, нам очень понравилось и мы советуем Вам тоже путешествовать по родному краю, а поможет вам наш подарок. Дети-это карта Дагестана.
Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?
Дети:
- В селении Балхар..
Воспитатель:
- Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?
Дети:
- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.
(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)
Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?
Из горного села Унцукуль.
Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?
- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.
Воспитатель:
- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера. — Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения.
ДЕТи-Да.
Ребята на чем можно отправиться путешествовать.
Дети-на машине, наавтобусе, на воздушном шаре.
в/ль: А я предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре.
Занимаем свои места на воздушном шаре.
Так соблюдаем технику безопасности. Не наклоняемся за борта, не толкаемся.
Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.
К ним добраться нелегко.
Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги (прыжки на ногах)
Под еловыми кустами (приставным шагом)
Вот и горы впереди-
Выходи и погляди.
Воспитатель:.
1- ая остановка:
Воспитатель:
Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.
(Детям показывается выставка ковров, оформленная в зале.)
Экскурсовод:
Салам алейкум дорогие гости.
- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры?
В/ль:
Да ребята дети тоже старались ткать ковры, и мы сейчас понаблюдаем за работой маленькой ковровщицы.
Сценка» Маленькая ковровщица»
В/ль:
А как изготавливают ковры расскажет нам Арзу.
Ребенок:
- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.
В/ль:
- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?
Ребенок:
- Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро-зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.
В/ль.
В горах Дагестана всегда дуют ветры, вот беда ветер унес узоры от ковра. А давайте ребята мы с вами вернем узоры на свои места.
Д/игра.» Собери узор»
В/ль:
- Для чего служат ковровые изделия?
Ребенок:
- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.
В/ль:
Наша экскурсия в музее ковров подошла к концу, а путешествие продолжается и следующая остановка с. Балхар.
Ведущий:
- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на воздушный шар» и полетим.
Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.
К ним добраться нелегко.
Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги (прыжки на ногах)
Под еловыми кустами (приставным шагом)
Вот и горы впереди-
Выходи и погляди.
2-ая остановка:
Вот мы в ауле Балхар. (Звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш.Чалаева)
Экскурсовод:
(Девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:
- Балхарские девушки лепят кувшин
Украсив узором затейливым их.
И желтая глина, и белая глина
Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)
В/ль:
Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?
Ребенок:
- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.
Ребенок:
- Балхарей сказал:
О балхарцах много пишут
И статей и умных книг –
Чем живут они, чем дышат,
Каковы мечты у них?
Вот мечты моей вершина:
Пусть решится спор любой
Тихо, мирно из кувшина
С доброй горскою бузой.
Ребенок:
- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.
В/ль.
В Балхаре дети любят не только любят играть игрушками а еще любят ходит детс. сад. Давайте поиграем в игру» Есть ауле д/сад»
- Есть в ауле детский сад, этот сад ходил Марат
Был он ниже всех ребят, так в ауле говорят, рос чеснок и рос Марат, Стал он выше всех ребят
И теперь ему мала говорят Махачкала.
В/ль.
А какие бывают кувшины.
Ребенок:
- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.
В/ль. — Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.
Ребенок:
- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.
В/ль: Наша экскурсия по Балхару подошла к концу, но путешествие продолжается
- Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.
К ним добраться нелегко.
Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги (прыжки на ногах)
Под еловыми кустами (приставным шагом)
Вот и горы впереди-
Выходи и погляди.
- Высоко в горах расположился аул златокузнецовКубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на воздушный шар и полетим. Вот мы в ауле Кубачи.
3-ая остановка:
Экскурсовод:
- Салам алейкум, дорогие гости, посмотрите наш музей.
Дагестан славится своими злато — кузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире. В/ль:
А какие виды работ выполняют кубачинские мастера.
Ребенок:
- Кубачинские злато — кузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.
В/ль: А кто из кубачинских мастеров прославился за пределами республики своими изделиями.
Ребенок:
- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.
В/ль.
- Какие орнаменты встречаются на изделиях.
Ребенок:
- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.
Ребенок:
- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:
«Тайнукубачинского искусства
Не ищите в книжках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы – мастера».
Наша экскурсия в кубачи подошла к концу, а путешествие продолжается.
Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.
К ним добраться нелегко.
Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги (прыжки на ногах)
Под еловыми кустами (приставным шагом)
Вот и горы впереди-
Выходи и погляди.
Ведущий:
- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.
4 –ая остановка.
Экскурсовод:
Салам алейкумгости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.
(Дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)
Ведущий:
- из чего делают мастера унцукульские изделия?
Ребенок:
- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.
Ведущий:
- Какие инструменты нужны мастерам?
Ребенок:
- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.
Ребенок:
- Самое главное руки унцукульца — его высокий художественный вкус.
Вот как Расул Гамзатов пишет о них.
Ребенок-читает стих.
Ведущий:
- Давайте поблагодарим экскурсовода.
Дети хором:
-Спасибо!
Экскурсовод:
- Приезжайте к нам еще.
Ведущий:
Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое-то время стать народным умельцем. И сейчас мы с вами поработаем необычным материалом. Это фольга. Спомощью фолгивы изобразите вид искусства чеканку, для этого вы сначала погладите по фольге руками. Аккуратно протрите фольгу и у вас проявиться силуэт вазы. Смотрите чего не хватает. Да –узоров, и вы сейчас нарисуете узоры для вазы.
Но перед тем как приступим к работе разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Посмотрю на карту я (вытягиваем вперед прямые ладони)
Вот Дагестанская земля (поочередно соединяем пальцы).
Есть леса тут и озера.
Горы, реки и море.
Дагестан люблю тебя я (замочек)
Ты же Родина моя! (прикладываем руки к груди).
Итог:
Куда мы с вами отправлялись путешествовать?.
Каких местах мы свами побывали?
Какой вид прикладного искусства вы сделали?.
Что больше всего вам понравилось?.
|