Боткова Лариса Александровна, Петрова Олеся Александровна. Конспект НОД по теме «Шорский туесок»

Конспект НОД по теме «Шорский туесок»

Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – «граттаж».

Задачи.

  1. Расширять представление детей о декоративно- прикладном искусстве Кемеровской области; закрепить умение детей владеть различными приемами изображения предметов.
  2. Расширять и пополнять словарный запас (береста, короб, туесок, чечевички), развивать воображение, мелкую моторику, формировать умение располагать орнамент на всем листе.
  3. Укреплять интерес к работе, доброжелательные отношения детей друг к другу, воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Народные промыслы России и Кемеровской области» (разделы «Береста», «Музей «Береста Сибири», стр. 34 — 37); декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Учусь рисовать»; дидактическая игра «Составь узор».

 

Материалы к занятию: заготовка «туеска» на восковой основе; тонкая острая палочка; дидактическое пособие «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 34-35); изделия из бересты мастеров Кемеровской области; туески с разными узорами, шорский туесок.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о красоте русской природы. А сейчас отгадайте загадку.

Стоит Аленка.
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

О каком дереве говорится?

Дети. Береза.

Воспитатель. Молодцы! Это дерево — береза, символ России.

Воспитатель. Я предлагаю послушать рассказ о березе.

«Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас в России. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора».

Чем необычна кора березы? (Ответы детей). Как называют березу за её кору (ответ детей — белоствольной). Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий березку.

Воспитатель. Мы уже знаем, что из природного материала березы изготавливают самые разнообразные предметы. Что это за предметы? Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из березы. (Дети рассматривают и называют берестяные изделия — ложки, тарелки, корзины, шкатулки, сувениры, свистульки, туески).

Воспитатель. Ребята, а что такое туесок, кто знает? (Ответ детей).

Воспитатель обобщает ответы детей. Туесок – это короб с крышкой, который применяется для хранения продуктов. Благодаря особым свойствам бересты, продукты в туеске долго сохраняются свежие. Их использовали для хранения грибов, ягод, яиц и т.д.

Воспитатель читает стихотворение «Туесок».

Руки дрожащие, белый висок…

Старый шорец мастерит туесок.

Снял он с березы лоскут бересты.

Дело не просто — движенья просты.

С плашки березовый слой сострогал,

Вырезал донышка ровный овал.

Опытом древним, работой – игрой

Дерево снова он дружит с корой.

Нет ни гвоздя – вся душа ремесла

В теле березовом произросла

Лентой берестяной кору скрепил

Крышкой березовой туес закрыл

Чтобы любому он радовал взор:

Лег на бересте привычный узор…

Светится нежной корой туесок –

Мастер второму рожденью помог.

В. Кузнецов

Для того чтобы сделать туесок, нужно вырезать из ели плоское круглое дно и крышку. Затем края берестяной пластинкой скрепляют плотным швом. Можно сшить гладким прутиком, а можно корешком черемухи. Затем делают донце. Каждый мастер украшал свой туесок по-разному: можно вырезать на бересте орнамент, можно выдавить на нем орнамент способом теснения. Рисунок можно даже раскрасить (рассказ воспитателя сопровождается показом картинок туесков с различными орнаментами).

Шорцы и телеуты — коренные жители Кемеровской области украшали посуду и туески геометрическим орнаментом.

Воспитатель. Давайте с вами рассмотрим шорские орнаменты (дети рассматривают шорские орнаменты в дидактическом пособии «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 34).

А сейчас мы с вами попробуем составить шорские узоры.

Дидактическая игра «Составь шорский узор».

Физминутка под шорскую мелодию.

Под шорские напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

А теперь наклонись и тихонечко садись.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что береста это что-то среднее между бумагой и деревом, благополучно сочетает в себе отдельные свойства этих материалов. Она гибка и податлива как бумага, но в то же время отличается высокой прочностью и водонепроницаемостью. Береста может использоваться вместо бумаги и на ней можно вырезать разные узоры.

Какая береста на ощупь? (Ответы детей: мягкая, бархатистая поверхность бересты очень приятна на ощупь.)

Воспитатель. Ребята, вы бы хотели, чтоб у вас был свой туесок? (Ответы детей.)

Что вы будете хранить в своих туесках? (Ответы детей.)

Я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где каждый для себя украсит свой туесок.

Посмотрите, у вас на столах лежат туески. Из чего сделаны туески? (Из бумаги, раскрашенной под бересту.)

У природы все нужно брать с умом, не нанося вред. Поэтому мы не будем губить березки, срезать бересту, а сделаем свои туески из бумаги.

На земле мы живем с тобой.

Нет прекрасней земли родной.

Так давайте беречь и любить.

Не губить её, не губить.

Воспитатель. Какие узоры на туесках мы с вами сегодня учились составлять? (Ответ детей — шорские узоры из геометрических фигур). Давайте еще раз подробней рассмотрим орнаменты шорских узоров. Именно шорским орнаментом мы сейчас будем украшать наши туески, используя нетрадиционную технику рисования – «граттаж».

Что это за техника рисования – «граттаж»? (Ответ детей)

Воспитатель обобщает ответы детей. «Граттаж» (царапины) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания эскиза острым предметом, палочкой.

Воспитатель. Берем заготовку туеска на восковой основе, палочку и начинаем процарапывать узор. Чтобы процарапать узор надо подумать, что вы хотите изобразить. Нажимая на палочку, начинаем работать. Если вы хотите провести линию пошире, палочкой проводим линии рядом друг с другом (показ воспитателя способа процарапывания).

Перед началом работы разомнем немного пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшайте туески вы смело,

Выбирайте любой узор,

Чтобы радовал он взор.

А сейчас, ребята, приступаем к работе.

Во время рисования тем детям, которые затрудняются в выполнении работы, воспитатель показывает приемы работы на своем листе.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами учились украшать туески шорским орнаментом, используя нетрадиционную технику рисования граттаж.

Вам понравилось рисовать палочками?

Чем отличается шорский орнамент от других орнаментов?

А сейчас мы с вами рассмотрим туески, нарисованные вами.

Посмотрите, какие они все разные, но очень красивые и сочетают в себе элементы шорских узоров.

Просмотров: 380
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Зиновьева Екатерина Григорьевна. Конспект НОД в области художественно-эстетическое развитие для детей старшей группы конструирование на тему: «Туесок»
  • Главный Редактор. Поделки из бересты - туесок
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Татьяна Грибкова. Система обучения воспитателей планированию воспитатель-образовательной работы с детьми
  • Валентина Ивановна Пронина. Эссе 'Воспитатель о профессии воспитателя'
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Кузнецова Светлана Владимировна. Стихотворение «Призвание-воспитатель»
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Морозова Анастасия Олеговна. Авторское эссе — стихотворение «Я – воспитатель»
  • Богданова Юлия Александровна. Эссе «Предназначение – воспитатель»
  • Гущина Лариса Владимировна. Моя профессия – воспитатель
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Тебе, начинающий воспитатель!»
  • Киричук Лариса Феодосиевна. Эссе «Мое призвание – воспитатель»
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь