Провели:
- Савоськина Е. С. – учитель — логопед
- Гавриченкова О. Н. – воспитатель
Цель:
- Обобщать и систематизировать представления детей о временах года по основным существенным признакам.
- Побуждать детей эмоционально откликаться на события, происходящие в ходе занятия.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о временах года и их существенных признаках, формировать временные представления.
- Обогащать словарь по теме.
- Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе.
- Активизировать словарь по теме за счет использования антонимов.
- Развивать умение употреблять в речи предлоги, совершенствовать навык употребления предложно – падежных конструкций.
Развивающие:
- Развивать внимание, сообразительность, воображение, зрительную память, речевую активность.
- Развивать общую и мелкую моторику, умение координировать движения со словами.
Воспитательные:
- Формировать у детей основы экологической культуры.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование:
- мольберт
- магнитная доска
- конверты с изображенными на них признаками времен года (4шт. А4)
- плакат с измененными признаками времен года (А5)
- серия картинок «Что сначала, что потом» (2 комплекта А4)
- пеналы с карандашами (по количеству детей)
- раскраски с осенними листьями (по количеству детей, А4)
- комплект картинок на подбор антонимов (4 шт. А4)
- картинка – пазл из 4-х частей «Круглый год»
- картинный материал для проведения пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
Далее по тексту: Воспитатель – В, Логопед – Л
Ход занятия:
Дети встают за партами на ковер.
В: — Ребята, мы сегодня отправимся в гости к временам года. Давайте вспомним, какие бывают времена года.
(ответы детей).
В: — А теперь отгадайте мои загадки:
- За окном веселых птичек стая расшумелась так, что не до сна. На поляне снег уже растаял, значит к нам опять пришла …
- В чистом небе солнце светит ярко, можно искупаться, очень жарко. Так люблю я время года это, угадали? Ну конечно, …
- С веток листья быстро облетели, дождь с утра и в тучах неба просинь. В огороде овощи поспели, по приметам видно, это …
- Белый снег покрыл поля и села, в серебре деревья и дома. Я качусь с горы такой веселый, здравствуй, раскрасавица …
(ответы детей).
В: — Молодцы. А теперь садимся на места.
Каждое время года приготовило для вас по два задания, когда вы их выполните, то сможете собрать картинку из деталей, которые мы получим от каждого времени года.
Л: — Ребята, давайте попробуем найти первое задание.
Дает инструкцию одному из детей:
- Подойди к медицинскому уголку. На столе лежит конверт. Принеси его.
(ребенок приносит конверт с изображенными на нем признаками весны).
- Где лежал конверт? Откуда ты его взял?
(ответы ребенка).
Л: — Давайте рассмотрим, что изображено на конверте.
Как вы думаете к какому времени года мы попали в гости, почему?
(ответы детей).
Л: — Правильно. Мы попали в гости к весне.
Посмотрим, какие задания она для вас приготовила.
В: Достает сюжетную картину, на которой изображена ранняя весна, но с искаженным сюжетом.
- Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображена ранняя весна. Рассмотрите и скажите, чего не бывает ранней весной.
(ответы детей полными предложениями).
Л: Достает следующее задание из конверта.
- Ребята, послушайте предложения и исправьте их:
- Наступила весна и медведь впал в спячку.
- В гнезде у лисы появляются лисята.
- Солнце греет потому, что звенит капель.
(ответы детей).
Л: — Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовила для вас Весна.
Достает из конверта первый фрагмент картинки – пазла с изображением весны. Крепит на доску.
Л: — Итак, ребята, идем в гости к следующему времени года.
Дает инструкцию одному из детей:
- Зайди за дверь спальни и возьми конверт, который лежит на стуле.
(ребенок приносит конверт с изображенными на нем признаками лета).
- Где лежал конверт? Откуда ты его взяла?
(ответы ребенка).
Л: — Ребята, давайте рассмотрим, что изображено на конверте.
Как вы думаете к какому времени года мы попали в гости? Почему?
(ответы детей).
- Правильно, мы попали в гости к лету.
Посмотрим, какие задания оно для нас приготовило.
В: Достает из конверта первое задание «Что сначала, что потом» (2 серии картинок: как растет клубника; как курица высиживает яйцо). В произвольном порядке развешивает картинки на доске.
- Ребята, вы видите 4 картинки на доске. Их нужно разместить по порядку – что было сначала, что стало потом.
(ответы детей).
Л: Достает следующее занятие из конверта.
- Дети, лето предлагает нам сделать пальчиковую гимнастику.
(дети выполняют вместе с логопедом).
До чего хорош денек: Веет легкий ветерок, Солнца летнего лучи Так приятно горячи!
И не надо Ни сапог, Ни рубахи, Ни чулок,
Ни шубейки, Ни калош… До чего денек хорош!
Л: — Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовило для вас Лето.
Достает из конверта второй фрагмент картинки – пазла с изображением лета. Крепит на доску.
Л: — Итак, идем в гости к следующему времени года.
Дает инструкцию одному из детей:
- Подойди к магазину. На прилавке лежит конверт, принеси его.
(ребенок приносит конверт, с изображенными на нем признаками осени).
- Где лежал конверт? Откуда ты его взяла?
(ответы ребенка).
Л: — Давайте рассмотрим: признаки какого времени года изображены на конверте?
Как вы думаете, к какому времени года мы попали в гости? Почему?
(ответы детей).
- Правильно. Мы попали в гости к осени.
Посмотрим, какие задания она для нас приготовила.
В: Достает из конверта первое задание (картинки – раскраски с изображением листьев. Раздает по количеству детей).
- Ребята, осень наступила. Облетели листья с деревьев.
Посмотрите на ваши картинки, найдите 2 одинаковых листочка и раскрасьте их.
Как вы думаете, с какого дерева опали эти листья?
Как называется явление, когда листья падают с деревьев?
(дети выполняют задание, отвечают на вопросы).
В: Достает из конверта следующее задание (картинный материал для проведения физкультминутки)
- Ребята, осень предлагает вам размяться и выполнить физкультминутку. Выходите на ковер.
- Стояла корзинка на полке без дела
(присесть, округлить руки – изобразить корзину)
- Скучала, наверно, все лето она.
(наклоны головы вправо – влево)
- Вот осень пришла и листва пожелтела
(встать, изобразить ветви деревьев)
- Настала пора собирать урожай.
(потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
(руки округлить перед собой, кивать головой)
(развести руки)
- Что так много фруктов в саду уродилось!
(подняться на носочки, показать руками большой круг)
(дети выполняют вместе с воспитателем).
Л: — Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовила для вас Осень.
Достает из конверта третий фрагмент картинки – пазла с изображением осени. Крепит на доску.
Л: — Итак, идем в гости к следующему времени года.
Дает инструкцию одному из детей:
- На подоконнике стоит коробка, в ней лежит конверт. Принеси его.
(ребенок приносит конверт с изображенными на нем признаками зимы).
- Где лежал конверт? Откуда ты его взял?
(ответы ребенка).
Л: — Ребята, давайте рассмотрим, что изображено на конверте.
Как вы думаете к какому времени года мы попали в гости? Почему?
(ответы детей).
- Правильно. Мы в гостях у зимы.
Достает из конверта первое задание.
Л: — Ребята, послушайте слова. Они на слух похожи, но среди них есть одно слово, которое не подходит к остальным. Вам нужно услышать его и назвать.
- мороз, морозный, моросит
- полет, лед, ледовый
- лыжи, лыжник, булыжник.
(ответы детей).
Теперь послушайте следующие слова. Они на слух не похожи друг на друга. Но в каждой группе есть лишнее слово. Услышьте его и назовите.
- лыжи, санки, ролики, коньки
- зима, лето, весна, декабрь
- дождь, град, снег, зима.
(ответы детей).
Л: Достает следующее задание из конверта (4 картинки на подбор антонимов).
- Посмотрите на картинку. На ней изображены три шарфа. Скажите, какого цвета шарф не короткий и не длинный.
- Следующая картинка. На ней изображены три елки. Скажите, какого цвета игрушки на елке, которая не высокая и не низкая.
- Посмотрите на картинку. На ней изображены: мальчик со снежками, девочка с большим снежным комом и девочка, сдувающая с руки снежинки. Скажите, у кого предмет не тяжелый и не легкий.
- На последней картинке нарисованы снеговики: в шапке, колпаке и цилиндре. Скажите, какой головной убор на снеговике, который не в цилиндре и не в шапке.
(ответы детей).
Л: — Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовила для вас Зима.
Достает из конверта четвертый фрагмент картинки – пазла с изображением зимы. Крепит на доску.
В: — Ребята, мы собрали все части нашего пазла. Посмотрите, времена года образовали «Круглый год».
- Четыре сестры по земле ходят кругом
Но только не вместе, всегда друг за другом.
Идет за зимою весна, дальше лето,
Последняя осень в компании этой.
За осенью снова зима настает,
Потом новый круг, а точнее — новый год.
Л: — Ребята, сегодня мы побывали в гостях у времен года.
Вы хорошо справились с заданиями.
Какие задания вам понравились?
Какие показались сложными?
Занятие окончено. Молодцы.
|