Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ

Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУЛитинец Елена Александровна, Заместитель заведующего по УВР МБДОУ № 109 г. Красноярск

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Скачать конспект

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социальных.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели.
Цель проектной деятельности:
•    Создание условий для инновационных процессов в ДОУ;
•    Применение педагогических знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть изменения обстоятельства, изменения самого себя.
Существуют различные типы проектов:
1.    По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенские, практико-ориентированные.
2.    По характеру содержания: включает ребенка и его семью, ребенка и  природу, ребенка и рукотворный мир, общество и его культурные ценности.
3.    По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.    По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждением культуры, общественной организацией.
5.    По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой (10 – 12 человек), фронтальный (вся группа).
6.    По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор усилий детей в решении проблемы.
Для подготовки педагогов к проектной деятельности ставятся следующие задачи:
•    Развитие навыков планирования (четкое формулирование цели, определение основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств);
•    Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование);
•    Развитие экспертно – аналитических умений (креативность и критическое мышление);
•    Развитие прогностических умений (предполагаемый результат);
•    Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, выполнение работы в соответствии с графиком).
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет  группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Умение пользоваться проектными методами – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Используя эту технологию, педагог работает с детьми поэтапно:
•    Наблюдение за деятельностью взрослого,
•    Эпизодическое участие в ней.
•    Партнерство,
•    Сотрудничество.
При этом используется модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотели узнать?», «Что мы узнали?».
Затем составляется план тематического проекта.
1.Тема и ее происхождение.
2.Смежные занятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта.
3.Необходимые материалы.
4.Вопросы к детям по проекту (соответственно модели).
5.Оценка - что нового узнали дети.
Как оформить проект?
•    Название проекта.
•    Тип проекта.
•    Срок реализации.
•    Число участников.
•    Актуальность (анализ проблемы, определение источника информации, распределение ролей).
•    Цели и задачи.
•    Материально – техническое обеспечение.
•    Описание проекта (модель, оборудование, предлагаемые условия предметно – развивающей среды).
•    План реализации.
•    Ожидаемые результаты (что мы хотели увидеть и получить).
•    Защита проекта – предполагает обоснование процесса проектирования, получение результатов, их оценка.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ. Они выступают активными участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов.
Деятельность в творческих группах, которые создаются при проектировании, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения, даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию.  Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку развивающегося пространства и себя в нем.

Просмотров: 310
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Смирновская Кристина Владимировна Сомко Елена Евгеньевна Рубан Льдмила Аркадьевна. Методический продукт реализации инновационного проекта «OPEN SPACE», как модель позитивной социализации детей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» Педагогическ
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Мусатова Т.С. Чиркова Т.В. Конспект образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Хлеб всему голова» в средней группе
  • Завражина Людмила Борисовна. Презентация 'Взаимодействие родителей (законных представителей) с ДОУ. Цели, задачи и методы'
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Мальцева Людмила Владимировна. Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Хирамагомедова Илите Абдулаевна. «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Елецкая Наталия Анатольевна. «Модель работы с родителями, в интересах ребенка, на основе проекта: «Безопасное детство».
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Петрова Надежда Васильевна, Прокулатова Ирина Викторовна. Сценарно-режиссерская разработка развлечения «ЦВЕТОЧНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ» с детьми старшего дошкольного возраста при реализации летнего проекта
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Бажина Ольга Александровна. Опыт использования проектной технологии при реализации образовательного процесса в партнерстве с семьей
  • Падукова Надежда Владимировна. Консультация для воспитателей «Структура и оформление проекта» + памятка для воспитателей «Технологическая карта проекта»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Ермолаева Мария. Конспект досуга «В гостях у смайликов», внутри проекта ДОУ «Правила дорожные — серьезные и сложные» (2 младшая группа)
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Терехова Елена Васильевна. Аналитическая справка по итогам проведения диагностики гражданско-патриотического воспитания дошкольников в ходе реализации проектной деятельности.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Евдокимова Екатерина Вячеславовна. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ?
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь