Трофимова Александра Викторовна. Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.Трофимова Александра Викторовна
учитель-логопед МКОУ Лугавская СОШ № 19 детский сад с. Лугавское, Красноярский край, Минусинский район

Тема: звук (ч).
Цель: уточнить произношение звука (ч); совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»; развивать мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичики, ворота для подлезания, канат.
Ход занятия
1 Организационный момент.
- Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.
Колобок                     звездочет              сосулька
Барабан                      дудочка                 фанфары
Балалайка                  лилипут                 шишка
Попугай                     мультфильм          верталет

2. Артикуляционная гимнастика.
Чередование  упражнений «Хоботок» - «Трубочка» - «Рупор».
«Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.

3. Знакомство со звуком (ч)
Загадка:            В  поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит. (Паровоз)
- Посмотрите  в левый верхний угол  страницы. Паровоз едет, выпускает пар из-под колес: ч-ч-ч-ч.
4. Анализ артикуляции звука.
- Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.
Дети анализируют произношение звука (ч) по схеме. Губы округлены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук (ч)? (Согласный, только мягкий, глухой)
- Какую фишку поднял Незнайка? Почему? Почему он не показал синюю фишку?
5. Развитие фонематического слуха

Игра «Будь внимательным».
- Увидев зеленый фонарик Незнайки, паровоз остановился.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
В страну сказок я лечу.
-  Незнайка объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите  в слове звук (ч):
Вагончик               стучат                 станция
Шпалы                   мчится                страна
Прочный               колеса                 чудесная 
Рельсы                  качается              сказочная

6. Упражнение в произношении звука (ч).
- Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:
Чу, чу-чу, чу, чу.
Ча, ча, ча-ча, ча.
Чи-чи-чи, чи-чи.
Дети воспроизводят слоговой  ряд, соблюдая ритм.
- Паровоз набирает скорость. Произнести на одном выдохе: ча-чо-чу-чи-че.
7. Выделение звука (ч) из состава слова.
- Поезд домчал нас до страны сказок. Рассмотрите картинку. Каких  персонажей сказок мы повстречали в стране сказок? Из каких сказок эти персонажи? Рассмотрите внимательно картинку. Назовите слова со звуком  (ч). Определите место звука (ч) в слове. ( Чиполлино, чеснок, черепаха, Чудо-юдо рыба кит; очки, печка, бочка; ключ, царевич).
Дети называют слова и на индивидуальных схемах указывают место звука (ч) в слове.
8. Физминутка. Игра «Поезд».
Дети двигаются в колонне друг за другом, согнув руки в локтях, изображая движение колес.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
К новой сказке я лечу.
Поезд идет «по мосту» (кирпичикам), проходит через «туннель»(ворота для подлезания), движется по извилистой «дороге» (по изогнутому канату).
9. Звуковой анализ.
Загадка:           Что за чудо?
Вот так чудо:

Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.         (Черепаха)
- Повстречалась нам черепаха. Из какой она сказки? На панцире черепахи заданы слова со звуком (ч). Рассмотрите картинку. Подберите слова к схемам на панцире черепахи. Назовите по порядку звуки в этих словах.
10. Формирование грамматического строя речи.

а) Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
- Везет наш поезд дальше. Повстречалась нам девочка. Зовут ее Почемучка. Ее так назвали, потому что она любит задавать вопросы. Посмотрите, у нее даже спинка изогнулась, как вопросительный знак.
- Рассмотрите картинку слева. Что на ней происходит? Что произошло на картинке справа?  Почемучка спрашивает, почему плачут дед и бабка? Ответьте ей, перекинув мостик «потому что» от одной картинки к другой.
Аналогично составляется предложение по следующей паре картинок. Логопед объясняет детям принцип построения сложноподчиненного предложения с союзом «потому что». Сначала, взяв слова из вопроса, надо сказать, что будете объяснять. Затем перекинув мостик «потому что», дать объяснения.
- Почемучка  продолжает задавать вам вопросы: « Почему растаяла снегурочка? Почему сломался теремок? Почему лиса съела колобка?
б) «Исправь предложение»
- Незнайка тоже составил предложение со словом «потому что», но ошибся. Скажите предложение правильно.
У лисы избушка растаяла, потому что она выгнала зайца.
Золушка торопилась с бала домой, потому что потеряла хрустальную туфельку.
11. Итог занятия.
- Закончилось наше путешествие в страну сказок. С каким звуком мы познакомились? Назовите героев сказок, в названии которых есть звук (ч).

Просмотров: 597
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Коняхина О. Н.. Дидактическая игра «Что любит моль?» Автоматизация звука Ль предложениях
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Богомолова Светлана Владимировна. Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо — магнит?»
  • Малютина Антонина Андреевна. Проектная деятельность «Сахарная вата, что за чудо облако»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Чудинова Светлана Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: обучение сочинению сказок Название: «Книга сказок»
  • Бакустина Ирина Васильевна. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Савастьянова Екатерина Евгеньевна. Конспект Занятия на по ООД Познавательное развитие На тему: «Что весна нам принесла?»
  • Наталия Мороз. Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь