Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»

«Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет» Факультет психологии и педагогики Кафедра специального (дефектологического) образования

Актуальность. Важнейшим показателем созревания человека является сформированность связной речи. Развитие речи особенно важно начинать с самых первых дней жизни малыша и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы правильно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, следует учитывать процессы, которые происходят с ребенком в ходе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях речевые проблемы, если они проявляются у ребенка.

Современными исследованиями выявлена значимость оптимального уровня развития связной речи для формирования предпосылок успешного обучения в начальной школе. Как показывает практика, ученики, которые приходят в общеобразовательную школу с речевым заключением «общее недоразвитие речи» (ОНР), чаще других оказываются в числе неуспевающих.

 

скачать конспект

Специфика связной речи младших школьников с ОНР, связанные с его количественной и качественной неполноценностью, вызвана тем, что эти дети не могут спонтанно, без оказания специальной коррекционной помощи, встать на путь онтогенетического развития речи нормальных детей.

В связи с важностью проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно утверждать, что тема данного исследования является актуальной.

Объект исследования – особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования – коррекционная работа, направленная на формирование связной речи у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа.

Цель исследования – определить эффективность работы с использованием описательных рассказов по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи исследования:

  1. изучить психолого-педагогические основы формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
  2. выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
  3. провести экспериментальное исследование уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
  4. рассмотреть систему логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами описательного рассказа.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что преодоление недостатков связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возможно на основе специально разработанной системы логопедического воздействия с систематическим использованием специальных приемов по составлению описательного рассказа. Комплексный подход к развитию связной речи с учетом возрастных, компенсаторных и индивидуальных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи позволит повысить эффективность логопедического процесса в условиях специального дошкольного учреждения.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Одуванчик».

Выборка исследования (испытуемые). В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 16 человек, 8 из которых посещают логопедическую группу и имеют речевые нарушения.

Методологической основой исследования стали труды отечественных педагогов, психологов, специалистов в области логопедии, таких как Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.

В целях комплексного исследования связной речи детей мы использовали методики, предложенные И.Н. Лебедевой «Рассказывание «по следам» изобразительной деятельности», задания из методик, предложенных В.П. Глуховым, Л.Н. Ефименковой.

Теоретическая значимость исследования заключается в сборе, обработке и анализе информации, касающейся проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования логопедами-практиками предложенной системы работы над развитием речи дошкольников с ОНР посредством описательного рассказа.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня

1. 1. Понятие «связная речь» в психолого-педагогической литературе

Прежде, чем говорить о связной речи, дадим общее определение понятию «речь».

Согласно определению психологов, речь – это сложный вид человеческой деятельности [48, с. 182]. Во-первых, она обусловлена многими обстоятельствами: содержанием, модальностью, социальными, психологическими и другими факторами. Во-вторых, цели и мотивы речи очень разнообразны, из чего следует, что речевая деятельность многофункциональна.

Речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надо различать:

  1. комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом с целью выражения своей личной мысли;
  2. психофизиологический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации.

Понятие «речь» часто смешивают с понятием «язык». Однако они не являются синонимичными, хотя и связаны между собой. Разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем:

  • социальное от индивидуального;
  • существенное от побочного и более или менее случайного [35, с.21].

Язык существует и развивается по своим законам, независимо от деятельности отдельного человека, а речь индивида находится в непосредственной зависимости от его окружения.

В данной работе под словом «речь» понимается именно связная речь.

Чтобы выяснить, что такое связная речь, обратимся к междисциплинарному словарю «Язык. Речь. Коммуникация», который трактует связную речь как термин, употребляемый в трех значениях:

  1. деятельность говорящего, процесс выражения мысли (процесс связной речи;
  2. текст, высказывание, продукт речевой деятельности (анализ связной речи);
  3. раздел методики развития речи (методика формирования связной речи). [57, с.97]

Связность речи понимается как структурная целостность, т.е. внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостности текста. В обобщенном виде можно говорить о том, что связность речи устанавливается на разных уровнях: интонационно-ритмическом, семантическом, формально-грамматическом, коммуникативном. Это значит, что связность обеспечивают интонационные, семантические, лексические, грамматические средства, которые образуют органическое единство[54, с. 46].

В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации. Под связной речью понимают единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. При-знается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью. Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимают высказывания, словосочетания, предложения, тексты.

Таким образом, под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание [45, с. 312].

Обратимся к определению связности, данному С.Л. Рубинштейном. Согласно этому определению, связность представляет собой «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [47, с. 313].

Как видим, по мнению С.Л. Рубинштейна, «важнейшим признаком связной речи является именно ее понятность для собеседника – слушателя или же читателя», то есть для того, кому эта речь, собственно, и предназначалась.

На основании всего, сказанного выше, сделаем промежуточный вывод о том, что представляет собой связная речь. Итак, связной мы можем назвать такую речь, в которой отражаются все наиболее существенные стороны ее предметного содержания.

Если мы говорим о речи связной, следовательно, существует и несвязная речь. Речь может быть несвязной, по мнению лингвистов, в двух случаях:

  • если связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего;
  • если связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Как видим, уровень связности речиопределяется как говорящим, так и тем, кто непосредственно воспринимает эту речь.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. [53, с.57]

Обратимся еще к нескольким определениям связной речи, которые представлены в трудах современных лингвистов и психологов, а также вспециальной методической литературе.

Согласно определению, данному А.В. Текучевым, «под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое» [48, с. 165]. Согласно этому утверждению, каждое обособленное предложение уже можно рассматривать, как образец связной речи.

По мнению педагога Т.А. Ладыженской, «связная речь может быть рассмотрена как сложное явление с разных сторон. Прежде всего, связность проявляется в содержательности речи. Если тема раскрыта, мысль выражена логично и последовательно, то есть все основания говорить, о том, что имеет место связная речь. Кроме того, связная речь будет иметь место в том случае, если речевой материал систематизировани правильно реализован с точки зрения языковых норм» [26, с. 54].

Н.И. Жинкин высказывает следующее суждение: «на стыке двух предложений лежит то зерно, из которого развивается текст» [18, с.73]. Основой для этого утверждения является тот факт, что именно на стыке предложений имеет место переход от одной мысли к другой. Этот переход является логическую основу текста.

Различные языковые средства организуют такого рода связь между предложениями. Вот эта связь и дает в результате то, что мы называем связной речью. Следовательно, соединение предложений в единый текст – это по своей сути есть связная речь.

Следует отм?ети?ть, что поняти?е «связная речь» относи?тся как к ди?алоги?ческой?, так и к м?онологи?ческой форм?ам речи?.

Ди?алоги?ческая речь является одни?м и?з сам?ых распространенных ви?дов устной речи?, более естественной форм?ой речевого общени?я; и?меет свои специ?фи?чески?е особенности?, проявляющи?еся в и?спользовани?и языковых средств, допусти?мых в разговорной речи?, но не при?ем?лем?ых в построени?и м?онолога, который строи?тся по законам ли?тературного языка. Д.Б. Элькони?н подчерки?вал, что и?менно на основе ди?алоги?ческой речи прои?сходи?т акти?вное овладени?е грам?мати?чески?м строем родного языка.

Анали?зи?руя этапы усвоени?я ребенком грам?мати?ческого строя родного языка, Д.Б. Элькони?н отм?ечал, что в пределах ди?алоги?ческой форм?ы речь ребенка при?обретает связный характер и позволяет выражать м?ноги?е отношени?я [56, с. 127].

Вообще, ди?алог представляет собой разговор двух и?ли нескольки?х ли?ц. Он осуществляется в основном в устной форм?е. Ди?алоги?ческая речь протекает при непосредственном контакте общающи?хся, каждый и?з которых м?ожет выступать в роли говорящего и?ли в роли слушающего, поэтом?у ди?алоги?ческая речь представляет собой чередовани?е высказывани?й собеседни?ков. Для ди?алогов характерно:

  • при?менени?е неполных предложени?й;
  • использовани?е разговорной лекси?ки?, обращени?й, м?еждом?ети?й, части?ц, фразеологи?зм?ов, послови?ц и поговорок.

Как дополни?тельное средство речи в ди?алоге и?спользуются м?им?ика, жесты, и?нтонаци?я. Речевой органи?заци?ей ди?алога является ряд см?еняющи?х друг друга репли?к, грани?цу м?ежду которым?и составляет конец речи одного собеседни?ка и начало речи другого. [52, с.15]

Репли?ка – это ответ, возражени?е, зам?ечани?е на слова собеседни?ка. Это одно и?з тех языковых средств, которое как раз и отражает специ?фи?ку ди?алога. Репли?ка раскрывает сущность ди?алоги?ческого общени?я – разви?вающи?йся, перем?ежающи?йся обм?ен высказывани?ям?и. Как особая языковая еди?ни?ца, она и?меет относи?тельную форм?ально-грам?мати?ческую законченность. Репли?ка определяет и м?ноги?е си?нтакси?чески?е особенности ди?алоги?ческой речи?: краткость, лакони?зм его си?нтакси?чески?х конструкци?й, особенности и?х сочетаем?ости друг с другом?. Одни репли?ки относи?тельны, и связь м?ежду ни?ми чаще всего см?ысловая; други?е тесно связаны и взаи?мообусловлены, так что и?х рассм?атри?вают как особое структурно-грам?мати?ческое объеди?нени?е – ди?алоги?ческое еди?нство [26].

По своей форм?альной органи?заци?и и и?нтонаци?и ди?алоги?чески?е еди?нства делятся на ряд ти?пов:

  • вопросно-ответные еди?нства;
  • еди?нства, в которых последующая репли?ка продолжает незаконченную предыдущую;
  • репли?ки?, связанные одни?м предм?етом м?ысли?;
  • еди?нства, в которых последующая репли?ка содержи?т утверждени?е и?ли отри?цани?е по поводу предыдущей репли?ки?.

Монологи?ческая речь обладает гораздо большей по сравнени?ю с ди?алогом тради?ци?онностью в выборе языковых средств в передаче содержани?я и в своем построени?и. «Свободное владени?е форм?ам?и м?онологи?ческой речи – и?скусство», – указывал В.В. Ви?ноградов [5, с. 366].

В отли?чи?е от ди?алога, м?онолог более прои?зволен, требует волевого уси?ли?я, а и?ногда значи?тельной подготови?тельной работы. Монологи?ческая речь не м?ожет быть сти?хи?йной?. Она всегда органи?зованна. Говорящи?й и?ли пи?шущи?й заранее плани?рует весь м?онолог как целое, составляет его план (пи?сьм?енно и?ли устно), готови?т отдельные фрагм?енты, языковые средства.

Выделяются три ви?да м?онологи?ческой речи?:

  1. повествовани?е (рассказывани?е, пересказ, сообщени?е);
  2. опи?сани?е;
  3. рассуждени?е.

Согласно определению, данному А.Р. Лурия, «монологическая речь являет собой пример связной речи одного лица. Коммуникативной целью монологической речи может бытьсообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности» [35, с. 97].

По мнению лингвистов и психологов, монологическая речь представляет собой наиболее сложную форму связной речи, направленной на передачу информации. К основным свойствам монологической речи относятся односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развёрнутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. [12, с. 34]

По сравнению с диалогической речью, монолог более контекстен и излагается, как правило, в полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций.

Обратимся к определению связной речи, которое имеет место в педагогических науках, а именно в методике ее преподавания.

В методике термин «связная речь» используется в нескольких значениях.

Во-первых, связная речь рассматривается как некий процесс говорящего, как один из видов деятельности.

Во-вторых, связная речь рассматривается как результат вышеуказанной деятельности, продукт, результат этой деятельности, отраженный в тексте, высказывании.

В-третьих, связная речь – это название раздела работы по развитию речи.

Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Как видим, в основе связной речи лежит текст (высказывание). Текст, собственно, и является конечной целью связной речи [18, с.234].

Текст является чрезвычайно сложным и разносторонним понятием. Многие исследования, посвященные проблемам текста, как ранние (М. М. Бахтин, А.А. Потебня), так и более поздние (З. Я. Тураева, И.Р. Гальперин и др.), анализировали его как явление, имеющее закономерности своей организации.

Самой краткой формулировкой понятия «текст» является определение А.А. Леонтьева: «текст есть функционально завершенное речевое целое». Целостность текста, по Леонтьеву, определяется содержанием, которое представляют как осмысленное целесообразное единство [30, с. 240].

В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и целостность» [31, с. 335]. Текст получил признание как одна из важнейших лингвистических категорий.

Текст, как результат связной речи, состоит из сверхфразовых единств (СФЕ). СФЕ – это отрезок текста, характеризующийся относительной смысловой и функциональной завершенностью, тесными логическими, грамматическими и лексическими связями. Сверхфразовые единства непременно связаны между собой общей сюжетной мыслью текста в целом.

Важнейшим категориальным признаком текста является его связанность (когезия). Имеются в виду все внутритекстовые связи, как внутри предложения, так и между предложениями и СФЕ. Эта связность обеспечивает логическую последовательность устного высказывания.

Средства когезии в тексте квалифицируются по разным признакам:

  • традиционно-грамматическим (союзы, местоимения, причастные обороты);
  • логическим (временные и пространственные параметры сообщения, формы перечисления);
  • ассоциативным (ретроспекция, субъективно-оценочная модальность);
  • образным (развернутая метафора).

Текст, как и речь, существует в разных формах: устной и письменной, диалогической и монологической. К указанным формам текста предъявляются свои требования. Каждая из этих форм текста имеет свои языковые средства реализации. Монологическому тексту, например, свойственен избыток словесной информации, использование развернутой системы, связывающих элементов, литературно-книжная лексика. Диалогическому тексту присущи употребление различных функциональных типов предложений, фразовых утверждений и отрицаний, их синонимов и обращений. [2, с.105]

Таким образом, связная речь реализуется посредством определенного текста в устной или письменной форме.

Подводя итог сказанному, отметим, что связная речь представляет собой сложное явление, поэтому рассматривать ее следует в различных аспектах: лингвистическом (как текст, предложение, высказывание), психологическом (как некоторое действие) и педагогическом (как объект изучения).

Просмотров: 112
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Калиниченко Ольга Юрьевна. Обобщение опыта «Театр – как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Грунина Анна Владимировна. «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Поварго Елена Николаевна. «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Стародубова Светлана Васильевна. Связная речь дошкольника как средство развития интеллектуальных способностей детей
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Жукова Оксана Николаевна. Конспект ИОС по развитию связной речи в группе старшего дошкольного возраста «ПОРТРЕТ ОСЕНИ»
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Тимергазина Ирина Инфасовна. Интерактивная доска как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
  • Самсоненко Антонина Евгеньевна. Развитие связной речи у детей с ТНР дошкольного возраста
  • Коршунова Ольга Александровна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин «Кормушка»
  • Гузелия Ваккасовна Волкова. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Волкова Гузелия Ваккасовна. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь