Елена Вербнякова. Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиВ соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития можно проанализировать те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто отличаются повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, проявляют недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющуюся в легкой отвлекаемости, неустойчивости внимания, неустойчивой работоспособности. У этих детей отмечаются низкий уровень запоминания, неготовность принять предлагаемую задачу.  Дети испытывают затруднения в ориентировке по схеме. Замечено, что их движения достаточно неловки, некоординированны, неточны. Связная речь характеризуется ошибками в передаче логической последовательности, пропусками отдельных звеньев, «потерей» действующих лиц. Часто наблюдается следующая взаимосвязь: чем тяжелее анамнез, тем выраженнее недостаточность со стороны речевого и психического развития детей.
У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
Необходимость психологической помощи детям, имеющим общее недоразвитие речи, с нарушениями в познавательной и социально-коммуникативной сферах, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей нашего дошкольного учреждения.
Работу по профилактике и коррекции нарушений в социально-коммуникативной и познавательной сферах в старшей логопедической группе можно поделить на три блока:
I. Диагностический.
Исследуются особенности поведения детей в конкретной группе; на основе диагностических методик выявляется исходный уровень развития эмоциональной и коммуникативной сферы:

Метод наблюдения
Социометрия
Методика “Моя семья”
Методика “Несуществующее животное”
Экспресс-диагностика

П. Коррекционный.
Профилактика и коррекция психологических изменений личности ребёнка, развитие интеллектуальных способностей, оказание помощи в преодоление барьеров в общении.
III. Итоговый.
В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.
В первом блоке в результате психологической диагностики выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, а также имеют проблемы в личностной и познавательной сферах.
В связи с этим возникла необходимость создания плана-программы “Готовимся к школе вместе” (за основу бралась тренинговая программа “Готовимся к школе вместе” И.В.Спиридоновой), основной целью которой является профилактика и преодоление нарушений в коммуникативной сфере.
Целью тренинговых занятий для детей старшей логопедической группы является комплексное психологическое сопровождение дошкольников, а именно:
Формирование навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Формирование компонентов психологической готовности к обучению в школе;
Цикл включает в себя 16 занятий, имеющих определённую структуру:
1. Приветствие
Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определённый речевой оборот.
2. Основная часть
Здесь решаются главные задачи занятия. Эта часть включает игры, упражнения, совместную деятельность детей, беседы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных фрагментов, рисование и пр. Основная часть может заканчиваться релаксационным упражнением, которое помогает привести в равновесие эмоциональное состояние воспитанников. В качестве отдыха также используются подвижные игры, «минутки шалости».
3. Итог занятия
Позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию.
4. Ритуал прощания
Это своеобразная «точка» в занятии. Дошкольники прощаются друг с другом и с психологом.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия – до 30 минут. Оптимальное количество участников – 6 – 10.
Тренинговые занятия состоят из двух циклов:
1. «Учимся быть вместе» (для детей старшей логопедической группы);
2. «Готовимся к школе вместе» (для детей подготовительной логопедической группы).
Коррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.
На родительских собраниях я знакомлю родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказываю о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома.
Во время занятий дети сидят на стульчиках или на ковре, образуя круг, а также свободно передвигаются по комнате, исходя из целей игр и упражнений.
Активность воспитанников должна быть не только двигательной, но и словесной, даже если речевое оформление высказывания ребёнка далеко от совершенства
В процессе работы вводятся следующие правила поведения на занятии:
– говорить по очереди;
– и всем слушать того, кто говорит;
– соблюдать правила игр и упражнений, предлагаемых на занятии;
– соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре;
– учитывать запрет на выкрикивания типа «Можно я?», «Дайте мне!».

На тренинговых занятиях используются следующие основные методы и приёмы:

Игры с правилами на развитие высших психических функций, мелкой моторики, произвольной сферы.
Игры и упражнения на сотрудничество, развитие навыков межличностного взаимодействия, объединение участников (игры-приветствия, игры-взаимодействия).
Этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятие напряжения, релаксационные игровые упражнения.
Моделирование и анализ проблемных ситуаций.
Беседы.
Рассказы взрослых и детей, сочинение историй.
Чтение художественных произведений с последующим их обсуждением.
Слушание музыки, рассматривание рисунков и фотографий.
Упражнения творческого и подражательно-исполнительского характера.
Совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности).

В результате итогового обследования детей старшей логопедической группы после проведенной коррекционной работы:

· наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом;

· существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность;

· дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния;

· наметилось также улучшение в понимании себя и других людей, дети стали выстраивать позитивные отношения друг с другом;

· есть положительная динамика в развитии воображения, памяти, мыслительных операциях и речи;

· дети стали лучше думать и рассуждать, находить выход из сложных ситуаций.

Таким образом, можно говорить о положительной динамике в социально-коммуникативном и познавательном развитии детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М: Книголюб, 2004,

2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2007.240 с.

3. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М 2004.

4. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5–7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 стр.

5. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. – 2003. – 208 с.

6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2002.

8. Романов А.А.Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: “Романов”, 2001.

9. Рябцева С.В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.

10. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.

Просмотров: 17
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Шкуркина Ольга Игоревна. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Люшакова Александра Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Иванова Ирина Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь