Карягина Людмила Александровна. Особенности психологической защиты детей старшего дошкольного возраста непринятых детской группой

Особенности психологической защиты детей старшего дошкольного возраста непринятых детской группой

Л. А. Карягина, О.Ю. Зайцева Факультет педагогики Педагогический Институт Иркутского Государственного Университета, Иркутск

Давно известно и доказано многими исследователями, что основы личности закладываются в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребенка складываются представления о своем собственном «Я» и стремление сохранить и защитить его целостность. Стремление быть понятым и принятым социумом и неумение устанавливать желаемые отношения вызывают у ребенка чувство тревоги, а тревога, в свою очередь, является фактором психологической защиты.

 

В зарубежной психологии изучению формирования и определения психологической защиты были посвящены труды З. Фрейд, К. Хорни, А. Маслоу. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались не менее известные авторы И. М. Никольская, Р. М. Грановская.

Каждый из авторов по-своему идентифицирует понятие «психологическая защита», проанализировав данные понятия, можно сказать, что понятие «психологическая защита» и «защитные механизмы» идентичны, следовательно, можно сказать, что психологическая защита обладает двумя категориями средств: способы психологической защиты – средства психологической защиты, выраженные во внешних действиях интерпсихического характера, направленные на устранение или снижение субъектом ущерба, который может быть нанесен другим субъектом; защитные механизмы средства психологической защиты, выраженные во внешних действиях интерпсихического характера, направленные на ослабление чувства тревоги различной этимологии.

Можно сказать, что две этих категории средств лежат в основе защитного поведения личности на разных этапах самосознания. Способы защитных механизмов функционируют на индивидном уровне, а механизмы — на личностном уровне.

По мнению исследователей А. Адлера, К. Хорни, Э. Эриксона, именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется система защитного поведения, которая оказывает большое влияние на личность ребенка. В данном возрасте определяются базовые защитные стратегии поведения, уже к 5 — 6 годам ребенка можно определить его основную защитную стратегию, как по внешнему, так и по внутреннему плану действий. В совокупности они обеспечивают личности успешность и неуспешность межличностной активности, выполняют функцию регуляторов поведения, влияют на эмоциональную стабильность, обуславливающую процесс адаптации и социализации личности.

Проблема способов психологической защиты детей является актуальной для детей старшего дошкольного возраста, так как это период для поиска своего положения и личного статуса в группе сверстников и взрослых, что приводит к его межличностной тревожности. В этом возрасте для дошкольника очень важна оценка сверстника, взаимное сотрудничество, совместные игры. Очень часто, дети, которых не приняла группа становятся весьма тревожными и у них, обычно, наблюдаются пассивные способы психологической защиты: уход, замирание, блокировка, реже: агрессия и управление.

Защитные механизмы возникают у ребенка по нескольким причинам: 1) усвоение демонстрируемых родителями образцов защитного поведения; 2) негативное воздействие, как со стороны родителей, так и со стороны сверстников. В первом случае, семья выступает, как психолого-социальный посредник общества, призванного с помощью внешнего вмешательства помочь ребенку актуализировать его защитные механизмы как средство его социальной адаптации в обществе.

При негативном воздействии родителей имеется в виду недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка. То есть, если мама неправильно и непостоянно ухаживает за своим ребенком, то у ребенка быстро развивается болезненное состояние напряжения, а если родители, наоборот, чересчур опекают своего ребенка, то в данном случае они настраивают ребенка на позицию «наш ребенок всегда прав» психологической защитой и родителей и ребенка будет являться агрессия.

При негативном воздействии сверстников имеется в виду дефицит общения со сверстниками. В этом случае ребенок становиться весьма тревожным, застенчивым и закомплексованным.

Недостаточная определенность защитных проявлений детей с повышенной тревожностью и особенности протекания процесса психологической коррекции неадекватных и неконструктивных способов защиты свидетельствует о необходимости углубленного изучения данных явлений в психологической науке.

Просмотров: 512
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Елена Кривошеева. Доклад «Предметно - развивающая среда как средство психологической готовности детей к школе»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Елена Вербнякова. Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Елена Курдюкова. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
  • Екатерина Комиссарова. Песочная терапия как универсальный метод психологической помощи
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Редактор. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Редактор. Правила поведения для ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь