|
Мотивационная игра для подростковАвтор статьи: Кривомазов Павел Тимофеевич
Мотивационная игра для подростков. Актуальность. Проблемой современного подростка и его развития, на мой взгляд, является то, что подросток сейчас окружен массой возможностей удовлетворения собственных потребностей. Вот только эти возможности, предоставляемые, в основном, окружающим информационным полем, имеют активное влияние на психику подростка, формируя его запросы и потребности – подростки всегда становятся жертвой рекламы. А современное информационное пространство, рекламное пространство, в основном перегружено мотивами потребления, при чем, зачастую мотивами низшего уровня (еда, секс, мода, игра). Результатом является то, что мотивационная сфера современного подростка остается крайне неразвитой, инфантильной. Отсюда и многочисленные жалобы родителей на своих подростков – «он ничего не хочет, он ничем не интересуется кроме компьютера, он совершенно не думает о будущем». Да, такой парадокс современного общества потребления – чем больше возможностей, тем меньше желаний. Задача взрослых научить подростка лучше осознавать окружающую его реальность, лучше понимать свои желания и потребности, видеть перспективу собственного развития. Задачи значимые, только какими путями их достичь. Нотации, разговоры, внушения, упреки никак не действуют на подростка, наоборот, заставляют его закрыться от взрослых, замкнуться в собственном мирке. Для преодоления подобных барьеров можно использовать особенности психики ребенка – потребность в общении со сверстниками, тяга к игре и соревнованию. Игра, мотивационная игра, может служить эффективным инструментом для развития мотивации у подростка, развития его навыков рефлексии, анализа, планирования. Данный подход, на мой взгляд, будет эффективен не только в работе с подростками, но будет полезен и для взрослой аудитории. Предлагаемая вашему вниманию игра основана на использовании техник мотивационного консультирования и коучинга (схема анализа GROW). Цели игры: развитие у подростков навыков анализа, рефлексии, планирования. Материалы для игры: коучинговые ассоциативные карты «КАК», денежные жетоны, тетради и ручки на каждого игрока для записей. Участники: 2-4 подростка в возрасте 14 лет и старше (возможна работа и с одним человеком, но это уже будет вариант индивидуального консультирования). Ведущий: психолог, социальный педагог. Правила игры. Участники усаживаются за круглый стол, перед каждым из них лежит тетрадь и ручка для записей, а также стопка жетонов для ставок общей суммой в 1000 баллов – кредит на игру. В центре стола ставится емкость – банк безвозвратных потерь. Колода ассоциативных карт (только картинки) делится на пять частей и раскладывается в центре стола по кругу, рубашкой вверх на карты с надписями из схемы GROW. Вступление. Перед началом игры участникам объясняется значимость правильной постановки цели, понимания своих сильных и слабых сторон, умения планировать свои действия для достижения желаемых результатов. Объясняется, что игра покажет, насколько они уже сейчас могут правильно ставить перед собой цели и планировать их достижение. Также игра поможет участникам приобрести новые навыки в достижении своих целей. Участникам объясняется, что показателем успешности игры будет набранная ими сумма баллов. Но суть не в том, чтобы набрать как можно больше баллов, а в том, чтобы их хватило для реализации цели. Им предлагается установить "цену" абсолютной реализации своей цели, сумму, при которой они смогут достичь своей цели (от 0 до 1000 баллов). Если по ходу игры они наберут количество баллов равное или большее их оценке цели , то вероятность достижения цели для них высока, а если меньше, то они что-то неправильно оценивают при планировании ее достижения. В этом случае игру можно повторить через некоторое время, серьезно обдумав все факторы, которые игра вскрыла в первый раз. Первый ход. Каждому игроку предлагается взять в слепую по две карты из колоды «Реальность» и положить их перед собой, рубашкой вверх. Далее участники вскрывают первую из взятых карт и отвечают письменно на вопрос – «что может символизировать эта карта в вашей жизни, чем вы довольны?». После того как участники определились с ответом, им предлагается оценить данную карту, по значимости для себя в денежном эквиваленте, положив на нее столько жетонов, сколько она, по их мнению стоит (максимально карте можно дать не более 100 баллов), деньги берутся из индивидуального кредита на игру каждого участника. Затем участники вскрывают вторую карту и отвечают на вопрос – «что может символизировать эта карта в вашей жизни, чем вы не довольны?». Опять же, после того как участники определились с ответом, им предлагается оценить данную карту, по значимости для себя в денежном эквиваленте, положив на нее столько жетонов, сколько она, по их мнению стоит (максимально карте можно дать не более 100 баллов). Но в этот раз жетоны берутся не из кредита на игру участника, а с первой карты, если жетонов с первой карты не хватает, то только тогда они добираются из банка участника. Все жетоны со второй карты игроки сбрасывают в банк безвозвратных потерь, записывая баланс удовлетворенности своей жизнью в свой дневник. Жетоны, оставшиеся на первой карте, остаются для игры во втором ходе. Второй ход. Каждому игроку опять предлагается взять в слепую по две карты из колоды и положить их перед собой, рубашкой вверх на предыдущие карты, оставшиеся от первого хода. Далее участники вскрывают первую из взятых карт и отвечают письменно на вопрос – «что может символизировать эта карта из того, что вы хотите больше всего?». После того как участники определились с ответом, им предлагается оценить данную карту, по значимости для себя в денежном эквиваленте, положив на нее столько жетонов, сколько она, по их мнению стоит (максимально карте можно дать не более 100 баллов), деньги берутся из кредита на игру каждого участника. Затем участники вскрывают вторую карту и отвечают на вопрос – «что может символизировать эта карта из того, что вы обязаны сделать?». Опять же, после того как участники определились с ответом, им предлагается оценить данную карту, по значимости для себя в денежном эквиваленте, положив на нее столько жетонов, сколько она, по их мнению стоит (максимально карте можно дать не более 100 баллов). В случае если то, что участники должны сделать, им не нравится, то жетоны берутся не из кредита на игру участника, а с первой карты, если жетонов с первой карты не хватает, то только тогда они добираются из кредита на игру участника. Если же то, что они должны сделать, им нравится, то жетоны берутся из кредита на игру участника. Если карта не понравилась, то все жетоны с нее сбрасываются в банк безвозвратных потерь. Третий ход. Каждому игроку опять предлагается взять в слепую по две карты из колоды и положить их перед собой, рубашкой вверх на предыдущие карты, оставшиеся от второго хода. Далее участники вскрывают первую из взятых карт и отвечают письменно на вопрос – «что может символизировать эта карта из ваших личных качеств, которые могут помешать, вам достичь своей мечты?». После того как участники определились с ответом, им предлагается оценить данную карту, по значимости для себя в денежном эквиваленте, положив на нее столько жетонов, сколько она, по их мнению стоит (максимально карте можно дать не более 100 баллов). Деньги берутся только из заработанных средств, накопленных за два предыдущих хода и стоящих в виде жетонов на картах. Жетоны, которыми оценена данная карта, сбрасываются в банк безвозвратных потерь. Затем участники вскрывают вторую карту и отвечают на вопрос – «что может символизировать эта карта из того, что или кто еще, кроме вас, может помешать, вам достичь мечты?». После того как участники определились с ответом, им предлагается оценить данную карту, по значимости для себя в денежном эквиваленте, положив на нее столько жетонов, сколько она, по их мнению стоит (максимально карте можно дать не более 100 баллов). Деньги берутся только из заработанных средств, накопленных за два предыдущих хода и стоящих в виде жетонов на картах. Жетоны, которыми оценена данная карта, сбрасываются в банк безвозвратных потерь. Четвертый ход. Каждому игроку опять предлагается взять в слепую по две карты из колоды и положить их перед собой, рубашкой вверх на предыдущие карты, оставшиеся от третьего хода. Далее участники вскрывают первую из взятых карт и отвечают письменно на вопрос – «что может символизировать эта карта из ваших личных качеств, которые могут помочь, вам достичь своей мечты?». После того как участники определились с ответом, им предлагается оценить данную карту, по значимости для себя в денежном эквиваленте, положив на нее столько жетонов, сколько она, по их мнению стоит (максимально карте можно дать не более 100 баллов). Деньги берутся из кредита на игру участника. Затем участники вскрывают вторую карту и отвечают на вопрос – «что может символизировать эта карта из того, что или кто еще, кроме вас, может помочь, вам достичь мечты?». После того как участники определились с ответом, им предлагается оценить данную карту, по значимости для себя в денежном эквиваленте, положив на нее столько жетонов, сколько она, по их мнению стоит (максимально карте можно дать не более 100 баллов). Деньги берутся из кредита на игру участника. Пятый ход. Каждому игроку опять предлагается взять в слепую по две карты из колоды и положить их перед собой, рубашкой вверх на предыдущие карты, оставшиеся от четвертого хода. Далее участники вскрывают первую из взятых карт и отвечают письменно на вопрос – «что может символизировать эта карта из того, что вы уже сейчас можете сделать для достижения своей мечты?». После того как участники определились с ответом, им предлагается оценить данную карту, по значимости для себя в денежном эквиваленте, положив на нее столько жетонов, сколько она, по их мнению стоит (максимально карте можно дать не более 100 баллов). В случае если то, что участники должны сделать, им не нравится, то жетоны берутся не из кредита на игру участника, а из заработанных средств, если жетонов от туда не хватает, то только тогда они добираются из кредита на игру участника. Если же то, что они должны сделать, им нравится, то жетоны берутся из кредита на игру участника. Если карта не понравилась, то все жетоны с нее сбрасываются в банк безвозвратных потерь. Затем участники вскрывают вторую карту и отвечают на вопрос – «что может символизировать эта карта из того, что вы уже сейчас можете сделать для достижения того, что вы должны сделать?». После того как участники определились с ответом, им предлагается оценить данную карту, по значимости для себя в денежном эквиваленте, положив на нее столько жетонов, сколько она, по их мнению стоит (максимально карте можно дать не более 100 баллов). В случае если то, что участники должны сделать, им не нравится, то жетоны берутся не из кредита на игру участника, а из заработанных средств, если жетонов от туда не хватает, то только тогда они добираются из кредита на игру участника. Если же то, что они должны сделать, им нравится, то жетоны берутся из кредита на игру участника. Если карта не понравилась, то все жетоны с нее сбрасываются в банк безвозвратных потерь. Итог игры. Участники подсчитывают свой баланс заработанных средств. Если по ходу игры они набрали количество баллов равное или большее их оценке цели, то вероятность достижения цели для них высока, а если меньше, то они что-то неправильно оценивают при планировании ее достижения. В этом случае им предлагается взять дополнительно три карты, символизирующие дополнительные шаги для достижения цели, или шаги, направленные на снижение риска от препятствий. Эти карты также оцениваются, что дает игроку последний шанс для набора необходимой суммы. Если и это не помогает, то можно придти к выводу, что либо цель несбыточна, любо человек не готов прикладывать достаточных усилий для ее достижения, либо на пути к ней существует слишком много непреодолимых препятствий. В этом случае игру можно повторить через некоторое время. Анализ шагов реализации желаний. Дополнительно участникам предлагается письменно проанализировать свои шаги, которые они прописали для достижения желания. Анализ происходит с помощью следующих вопросов: - по каким признакам я узнаю, что запланированный мною шаг выполнен? - сколько времени на его выполнение я должен потратить? - сколько усилий для его выполнения я должен потратить? - что мне может облегчить выполнение этого шага? - что мне может помешать выполнение этого шага? - как я могу справиться с помехой? - кто мне может помочь выполнить запланированный шаг?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|