Как формируется созависимость?

Автор статьи: 404

Как формируется созависимость?

 

Традиционно под словом «созависимость» подразумевается зависимость членов семьи от человека, употребляющего алкоголь или наркотики. Однако такое понимание слишком узко и в широком смысле слова под созависимостью понимают эмоциональную зависимость одно человека от другого, сверхзначимого для него.  


В какой-то мере доля зависимости друг от друга есть в любых отношениях, но в здоровых это не является проблемой для развития личности. В созависимых отношениях личность одного человека как будто стирается, его цели и желания обесцениваются, потребности не удовлетворяются, психологические границы проламываются или уничтожаются.  
Как происходит развитие склонности к созависимым отношениям? Давайте проследим это на каждом этапе развития ребёнка. 

  • Эмбрион и младенец до 1 года. 

Ребёнок полностью зависит от взрослого. Сначала он физически соединён с телом матери, затем удовлетворение его базовых потребностей в еде, питье, безопасности полностью лежит на взрослом.
 

  • Раннее детство (1-3 года). 

Несмотря на то, что без взрослого ребёнок выжить не сможет, он уже проявляет самостоятельность. У него появляются собственные желания, познавательный интерес, которые он хочет удовлетворить. Если эта инициатива подавляется сверхконтролем и излишней опекой, то это может стать первым шагом к формированию созависимой личности.

 

 

 

  • Дошкольный возраст (3-6 лет).

 Формируется понимание своего «Я», принадлежности «мне». Активно развиваются познавательные интересы, изучаются собственные возможности. Ребёнок пытается прощупать, где кончаются его границы и начинаются границы другого человека. Если родители не считаются с границами ребёнка: проламывают их или, наоборот, оставляют его без всякой заботы, то впоследствии такой человек не сможет самостоятельно разграничивать свою зону и зону другого человека. Он будет бесцеремонно вторгаться в чужую сферу либо полностью растворяться сам, позволяя совершать над собой насилие, не сможет сформировать свою «Я»-концепцию, определиться со своими желаниями, потребностями, целями. Возможен другой вариант: человек наденет «броню», социальные контакты будут затруднены, его будет преследовать страх неудачи, конкуренции.
 

  • Младший школьный возраст (6-11 лет).    

С одной стороны у ребёнка появляется желание создать свой собственный мир со своими «тайнами», больше общаться со сверстниками. С другой стороны, ему чрезвычайно важно чувствовать поддержку со стороны взрослых. При агрессивном вторжении родителей на территорию ребёнка, они теряют его доверие. Он пока ещё не может открыто бунтовать против вторжения, поэтому огораживается внутри.
 

  • Подростковый возраст (11-16 лет). 

Происходит процесс самоидентификации, постепенно уменьшается авторитет родителей. Подросток переосмысливает свои цели, желания, ценности, отделяя их от родительских. Начинается «подростковый бунт», когда ребёнок пытается отстоять каждый сантиметр своих границ, активно уничтожаемых родителями. Тут возникает конфликт: подросток всё ещё материально зависим от взрослых. К тому же под свободой он понимает и свободу от ответственности в том числе, оставляя эту зону родителям.
 

  • Юность (17-19 лет). 

Если психологические границы не удалось отстоять будучи подростком, то в этом возрасте борьба достигает своего апогея. Лучше когда на эмоциональную агрессивность родителей подросток или юноша так же агрессивно обороняется – это означает, что понятие личных границ у него всё ещё не стёрлось. Если же реакции на проламывание границ нет, или юноша переживает всё внутри себя, замыкаясь от внешних контактов, то можно говорить о том, что психологические границы практически уничтожены. Если родители не хотят отступать, то часто они сами культивируют зависимость, решая все бытовые вопросы (уборка, готовка, стирка) и другие проблемы своего ребёнка. Они хотят получить за это благодарность, но взамен не получают ничего. Для юноши такое поведение родителей привычно, он не осознаёт, что может быть по другому, а за привычную работу благодарности не испытывает. Ответственность даже за принятие своих собственных решений он перекладывает на взрослых. Всё детство вторгаясь в личные границы своего ребёнка, родители теперь получают обратную ситуацию: им придётся защищать свои границы от повзрослевшего ребёнка, который не желает отдавать им контроль, но навязывает ответственность за себя.
 

  • Молодость (от 19 лет). 

В здоровых детско-родительских отношениях устанавливается атмосфера партнёрства, взаимоподдержки и взаимопомощи. Если же на каком-то этапе произошла блокировка развития личности, то в итоге вырастает человек, который не способен нести ответственность – ему никогда не давали почувствовать себя самостоятельным. Он не способен вступать в здоровые отношения – он не знает, как строить отношения, в которых будут две суверенные личности. Он не может самостоятельно справляться с проблемами – ему никогда не давали такой возможности. Или наоборот, он может стремиться к сверхконтролю и проламливанию чужих границ, чтобы снять внутреннюю тревожность и поднять самооценку. Так рождается личность, склонная к созависимым отношениям.

 

С другими моими статьями вы можете ознакомиться здесь vk.com/tzuganova

 



Просмотров: 289
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Психологические границы человека, что это такое?
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Психологические границы личности. Что это и зачем нужны?
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Психологические границы. Часть 1. Что такое личные границы?
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка от 1 года до 2 лет.
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Что такое границы личности и зачем они нужны?
  • Психологические границы — что это такое?
  • Психологические границы, что это такое
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Сердитесь на ребёнка? Научите его защищать себя.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что такое «личные границы» и для чего они нужны?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь