Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников



13 страница


в больших городах было не худшим, а в некоторых случаях менее жес-  

токим, чем в маленьких. Он объясняет эту ситуацию большим осоз-  

нанием псоблемы в КРУПНЫХ го"оцах. в частности, что в них бочмиг  

учеником в целом, и проблема вследствие этого существует п болпигм  

масш"га"1е. Олвеус также сообщает, что различий, павчгящих от ппч-  

мепа классов или школ, найдена не было. Однако он обнаружил, что  

значимые пазличия в притеснении были в школах, где учителя наблю-  

дали за учениками во время перемен и обеденного перерыва, и теми,  

где ученики были предоставлены в это время самим себе, Уимни и  

 

Смит также не нашли связи между случаями притеснения и разме-  

ром школы, класса или этнической принадлежности учеников.  

Еще одно заблуждение, касающееся притеснений, состоит в том. что  

ученики с возрастом <перерастут> свое агрессивное поведение. Пет-  

терсон и его сотрудники показали, что это не так, и дети с повышенной  

агрессивностью склонны наращивать уровень агрессивности с возрас-  

том, если только какбе-то внешнее вмешательство не снижает этот уро-  

вень. Олвеус показал, что около 60% мальчиков, которые были опре-  

делены как обидчики в 6-9-х классах, к 24 годам были осуждены, по  

крайней мере, за одно уголовное преступление, а 40% были арестова-  

ны три или более раз. И есть мнение, что мальчик, проявивший себя  

как обидчик в школе, имеет одиншанс из четырех быть осужденным  

аа преступление к 30-летнему возрасту.  

 

Характеристики  

 

Ряд авторов пытались определить характеристики обидчика и  

жертвы, чтобы учителя и родители могли лучше понять, на что им  

нжно ориентироваться для принятия эффективных мер.  

 

Признаки, выявленные Олвеусом:  

 

Обидчик  

- Дразнит, высмеивает, толкает.  

- Физически сильнее, чем сверстники.  

- Любит,чтобы признавалось его превосходство над другими.  

- Импульсивный, раздражительный, нетерпимый.  

- Агрессивный, принуждающий, воинственный.  

- проявляет слабую эмпатию по отношению к другим.  

- Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки).  

- Отставание от сверстников по количеству оконченных классов,  

 

Жертва  

- Подвергается высмеиванию.  

- Подвергается толчкам, пинкам.  

- Попадает в драки, которых старается избежать.  

- Его вещи отнимают или уничтожают.  

- у него наблюдаются <необъяснимые> порезы и порванная  

 

одежда  

 

- Исключается из групп сверстников (во время перемен, обеда).  

- Выбирается для игр последним.  

- Держится вблизи от учителя.  

- Проявляет тревогу, нервозность, трудности в высказывании  

 

своего мнения.  

 

- Кажется безрадостным, несчастным.  

- Отстает в учебе.  

 

Дома могут пооявляться те же характеристики, но возможны и  

другие, например, ученик болеет и не может посещать школу, йбнару-  

живдет ночные страхи, мочится в постель, ворует деньги, становится  

раздражительным и трудным.  

Призыв к изменениям.  

 

Существует ряд поичин, по которым к .этой проблеме сегодня в  

Америке привлекается все большее внимание.  

 

- Возрастающий прием учеников в школы и постоянно расту-  

щие общины (округа, микрорайоны), так. что если процент детей, во-  

влеченных в притеснение и не увеличигается, то общее их числе, рас-  

тет.  

 

- Все большее осознание того факта, что притесняющее поведе-  

ние не прекращается и не исчезает с возрастом, но вместо этого пе-  

рестает во многих случаях в более выраженные формы агрессии, что  

дорого стоит обществу и жертвам.  

 

- Признание того, что притеснение непосредственно влияет на  

успеваемость потерпевших.  

- Необходимость относиться к школе как к безопасной среде.  

 

Приложение 3  

 

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ  

 

<Земля принадлежит Господу и все на ней> (Новый завет, 1-е  

поел. к Коринфянам. 10:26).  

 

Конечно, в какой-то степени чувство собственности по отноше-  

нию к своему ребенку развито у каждого родителя. Но мы должны  

быть начеку и:  

 

1 ) осознавать, что у нас есть чувство собственности;  

2) отделять это чувство от подлинной заботы 05 общем благопо-  

лучии ребенка; причем особенно это связано с необходимостью разви-  

вать независимость и умение полагаться на самого себя;  

 

3) родители все время должны не только помнить, что у них  

может появиться такое чувство собственности, но и уметь в каждый  

момент поймать и погасить в себе этот собственнический инстинкт;  

 

4) всячески сопротивляться его пагубному влиянию.  

 

Чувство, когда родители считают детей своей соЗственностью -  

это стремление родителей поощрять чрезмерную зависимость ребёнка  

от них. Поль Торнер, известный шведский психотерапевт, подробно  

описывает это в статье <Значение чувства собственности>. Он говорит,  

что чувство собственности у родителей, имеющих маленького ребенка,  

<само соЗой разумеется, его зависимость от них является практически  

полной>. Но если эта зависимость от родителей не уменьшается по  

мере того, как ребенок растет, она препятствует эмоциональному раз-  

витию ребенка. Многие родители пытаются держать своих детей в  

ежовых рукавицах зависимости от них. Доктор Торнер говорит, что  

они используют самые разные способы давления: внушение, эмоцио-  

нальный шантаж, власть авторитета, нео5хоцимость подчиняться,  

Они свято уверены, что у них есть все паава на ребенка, потому что  

он принадлежит им. Это родители - собственники. Они стремятся  

обращаться со своим ребенком, как с объектом или собственностью,  

которой можно владеть или признавать своей, а не как с человеком.  

который вправе расти и становится независимым и уверенным в себе.  

 

Родители должны уважать право ребенка быть самим собой.  

Этане означает, конечно, что не должно быть никаких запретов и  

ребенку можно позволять все. (Каждому ребенку необходимы руко-  

водство и дисциплина). Это значит, что родителям следует поощрять  

ребенка самостоятельно думать, спонтанно реагировать, постепенно и  

ясно осо-едаать, что он - личность, которая должна принимать на се-  

бя все большую ответственность за свои действия и поступки, равно  

как и мысли.  

 

Если же мы, родители, пренебрегаем правом ребенка на незави-  

мость, его развитие может пойти вкривь и вкось или же он вырастет  

слищком рависимым от нас и чересчур послушным и не сможет на-  

учиться самостоятельно жить в своем мире. Он может легко стать  

добычей более сильных и властных людей или групп, например, бан-  

ды, мафии ил,и религиозной секты. Или же, став постарше, он начнет  

изо всех сил отвергать любые родительские советы и руководство,  

что приведет к появлению трещин в нших отношениях. И вновь д-р  

Торнеп подчеркивает, что мы должны <владеть, как бы не владея>, не  

будучи стяжателями и собственниками по отношению к ребенку. По  

сути, человек никогда ничем не может владеть по-настоящему. Он не  

больше, чем слуга того, что Бог доверил хранить ему,  

 

Приложение 4  

 

Мы уже касались сложной проблемы ухода из семьи одного из  

родителей, влиящей на детскую психику и проявление виктимного по-  

ведения ребенка. Предлагаем виимательнй прислушаться к советам из-  

вестного врача и психолога Бенджамина Спока).  

 

ЕСЛИ РОДИТЕЛИ РАЗВЕЛИСЬ  

 

Родители, собирающиеся разойтись, иногда спрашивают врача,  

что будет лучше для детей: если они разойдутся ради восстановления  

спокойствия или если они сохранят семью, несмотря на трения. Разу-  

меется, на этот вопрос нет готового ответа. Все зависит от того, поче-  

му родители не могут ужиться вместе и есть ли надежды на их прими-  

трннр  

 

Когда между супругами нет согласия, каждый из них убежден,  

что виноват другой. Но для постороннего человека обычно ясно, что  

беда не в том, что кто-то из супругов негодяй, а в том. что они не дают  

себе отчета в своем поведении. В одном случае каждый из супругов  

бессознательно стремится к тому, чтобы другой баловал и нежил его,  

как единственного любимого ребенка, вместо того чтобы приложить  

усиЛия для создания прочных взаимоотношений. В другом случае  

один из супругов не замечает, насколько он (или она) подавляет дру-  

гого, а тот, кто находится в подчинении, может быть виноват в этом  

сам. Часто в случае нарушения супружеской верности тот, кто нару-  

шает ее, не влюбляется в посторонних, а скорее стремится уйти от ка-  

кого-то скрытого страха или бессознательно старается вызвать рев-  

ность другого супруга. Если жена или муж, или оба Действительно  

хотят спасти семью, опытный психолог или лицо, заслуживающее до-  

верия и уважения, может помочь-ям найти причину неурядиц.  

 

В какой степени развод родителей морально повлияет на ребен-  

ка и лишит его чувства безопасности, зависит от того. как родители  

осуществят это дело. Детям, безусловно, следует сообщить о разводе  

вскоре после того, как родители примут окончательное решеиче. Се-  

мейные {оизисы всегда производят тяжелое впечатление на детей,  

 

) Спок Бенджамин. Ребенок и уход за ним. М., 1970. с. 469-471.  

 

15  

 

особенно если эти кризисы скрывают. Детям следует разъяснить, что  

хотя родители расстаются, дети по-прежнему будут принадлежать  

обоим и будут регулярно с обоими видеться.  

 

Для каждого из родителей совершенно естественно считать, что  

о разрыве виноват другой, и попытаться убедить в этом детей. Для  

детей же убедиться, что один из родителей плохой - целая трагедия.  

Ребенку, чьи родители разошлись, нужна такая же вера в них, как и  

ребенку, растущему в доужной семье. Но даже если один из родителей  

сумел привлечь сына или дочь на свою сторону, его ожидает опасность  

потерять любовь ребенка, когда он достигает более зрелого возраста  

(обычно подросткового периода, когда все его чувства по отношению к  

близким людям претерпевают разнообразные коренные изменения);  

ребенок может неожиданно отшатнуться от того из родителей, которо-  

му он был все время предан, и переметнуться на другую сторону. Дпу-  

гими слотами, каждый из родителей скорее сохранит любовь и уваже-  

ние ребенка, если он не будет поощрять его принимать чью-либо сто-  

рону.  

 

Как сообщить ребенку о разводе? Это зависит от его возраста и  

от того, что он хочет знать. Мать может сказать маленькому ребенку:  

<Твой папа и я часто спорим и ссоримся, так же как ты сПетером  

Дженкинсом. Поэтому мы решили, что нам лучше не жить в одном  

доме. Но папа все равно останется твоим папой, а я все равно буду твоей  

мамой>. Это объяснение подходит для уровня маленького ребенка,  

который знает, что такое ссоры и драцч. Ребенок постаоше захочет  

яснее понять причины развода. Я бы постарался дать ему удовлетво-  

ряющие его ответы, но избегал винить противоположную сторону.  

 

Часто родители, между которыми нет согласия, очень тиатель-  

но скрывают от детей своя ссооы и даже воо5пажают. что дети я не  

подозревают о разладе между родителями. Разумеется, бурные сцены  

не следует устраивать в присутствии детей, но было бы ошибкой  

предположить, что дети не замечают напряженности в отношениях  

между родителями. Если ребенок неожиданно входит в комнату во  

время буоноч ссо")ы, родителям не следует немедленно замолкать и  

стоого приказывать ребенку выйти, лучше честно почеловечески пои-  

знаться, что они поспооили. Ппизнание- что ссоры - одно т неиз-  

бежных жизненных зол даже спеди взрослых, что люди могут ССОРИТЬ-  

СЯ иногда, но продолжать любить-и уражать друг друга, что ссора не  

означает конец всему, помогает полонаить конец неурядицам и разря-  

дить атмосферу.  

 

Если родители живут недалеко дпуг от друга и ребенок постоян-  

но жичет с матерью, он может навещать отца по выходным дням и п  

те свободные дни, которые отец имеет возможность поовести со своим  

ребенком. Встречается ж отец с ребенком оаз в неделю, или раз в гоц,  

эти встречи должны быть регулярными. Очень важно, чтобы отец не  

пропускал и не откладывал их.  

 

Договооенность, по котот)о"1 пебенок живет полгода с одним нз  

подителей и полгода - с другим, обычно приносит плохие результаты.  

Это пазбивает его школьный год, пазлучает его слишком надолго с  

одним из родителей и создает у ребенка чувство, что его жизнь разор-  

рана пополам.  

 

Было бы ошибкой выпытывать у ребенка, как он проводит вре-  

мя у другого родителя, что он видел и слышал или позволять ему кри-  

 

тиковать другого родителя. У ребенка это вызывает чувство неловкос-  

ти по отношению к каждому из родителей. В конце концов ребенок  

может не выдержать и невзлюбить слишком подозрительного родите-  

ля. В любом, случае, особенно если родители не могут поделить ребен-  

ка 1Или он сам не люит посещать одного из них, родителям следует  

посоветоваться с детским психиатром о том, как лучше устроить жизнь  

ребенка, вместо того чтобы бороться ?,а. опеку над ним, Кк собаки де-  

рутся из-за кости.  

 

Приложение 5  

 

МЕТОД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ  

С ВИКТИМНЫМ УЧАЩИМСЯ  

 

В психокоррекционной работе с виктимными учащимися метод  

индивидуальной беседы играет большую роль, так как он обладает  

рядом неоспоримых достоинств (А. С. Спиваковская, Ю. 3. Гильбух,  

Б. Д. Карвасарский и др.).  

 

1. Он обладает повышенной <оперативностью>. Пользуясь этим  

методом практический психолог, педагог может получить информацию  

вскоре после того, как возникает в ней необходимость. Здесь не нуж-  

но выжидать- пока ученик с виктимиой направленностью или его роди-  

тели проявят свое отношение к определенному объекту или ситуации.  

Психолог и учитель могут завязать и провести беседу в любое время и  

в любой обстановке (после уроков, на экскурсии и т. д.)  

 

2. Используя [индивидуальные беседы учитель, психолог может  

собрать такую информацию, которую нельзя получить с помощью дру-  

гих методов (например, о-дошкольном детстве ребенка, его здоровье,  

его занятиях домашним трудом, о его взаимоотношениях с родными  

и близкими, о дворовых компаниях, увлечениях и т, п.).  

 

3. Данный метод применим в отношении не только детей, но и  

их родителей, что является весьма важным источником основных при-  

чин виктимного поведения учащихся.  

 

В каждом из этих и других случаев использование индивидуаль-  

ных бесед приобретает свою специфику).  

 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА С УЧЕНИКОМ  

 

В данном случае особое значение приобретает вопрос достовер-  

ности сообщаемых им фактов.  

 

Определенную угрозу в этом отношении представляет возмож-  

ность непроизвольных, неосознаваемых искажений, обусловленных  

особенностями восприятия, памяти мышления ученика (тем более -  

 

) Гильбух Ю. 3. Учитель и психологическая служба школы.  

Киев, 1996.  

 

ученика начальных классов, а может быть, и слаборазвитого). Поэто-  

му очень важно в ходе индивидуальной беседы задавать вопросы та-  

ким образом, .чтобы пр(ц этом четко разграничивались, с одной сто-  

роны, изложение ронкретных событий, а другой - их истолкование  

и оценка. Кроме того, нужно пользоваться контрольными вопросами,  

показывающими, насколько .правильно ученик понимает своего собе-  

седника.  

 

Эффективность индивидуальной беседы как диагностического  

средства в большой степени зависит также от доверия ученика к свое-  

му учителю, .Конечно, общее доверительное, искреннее отношение со  

стороны ученика учитель может завоевать лишь постепенно, в про-  

цессе повседневного общения с ним. При отсутствии такого отношения  

вряд ли целесообразно обращаться к данному методу. Но наличие об-  

щего доверия к учители> не гарантирует, конечно, что в ходе предсто-  

ящей беседы ученик будет <искренним до конца. Многое здесь зависит  

также от умения учителя создать в ходе самого разговора атмосфе-  

ру взаимного доверия, непринужденности, психологического комфорта.  

Беседа с учеником ни в коем случае не должна носить характера доп-  

роса. Здесь многое зависит от того, сумеет ли учитель выбрать подхо-  

дящий мОмент для беседы и должным образом мотивировать ее нача-  

ло, Чтобы расположить к себе ученика, вызвать у него потребность в  

открозенном, искреннем рассказе, целесообразно вначале отметить  

положительные качества собеседника, подчеркнуть, что учитель доро-  

жит его мнением и, конечно же, полностью ему доверяет.  

 

Вместе с тем нужно постоянно проявлять бдительность в отно-  

шении стремления ученика давать ответы, которые, по его мнению,  

хотел бы услышать учитель. Короче, необходимо полностью исключить  

возможность того- что ученик по каким-либо мотивам исказит истину.  

Без такой гарантии индивидуальная беседа почти полностью утрачи-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1232
Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь