Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников



12 страница


ямоциональностью привлечь к себе сверстников, разовьете се1е ка-  

чества, необходимые для полноценного общения.  

 

Из данного примера можно сделать вывод, что мудрость роди-  

телей, родительская любовь должны подсказать, какой именно стиль  

отношений необходимо выбрать в воспитании ребенка, дабы избежать  

семейных коллизий и конфликтов и не создавать условия формирота-  

ния виктимных качеств.  

 

) Спиваковская А. С. Как быть родителями (Педагогика роди-  

телям) М., 1986.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

Вторая половина XX века берет на себя решение многих проб-  

лем. в том числе и проблему <искалеченных> судеб детей. Острота  

этой проблемы нашла отклик во многих отечественных и зарубеж-  

ных ученых, которые разделяют мнение о том, что детская виктимо-  

логия принимает все более опасный вид.  

 

Виктимизация может стать с первых лет обучения ребенка в  

школе основной характеристикой отношений в социуме (<обидчики>  

и <жертвы>); виктимизация способна вызвать устойчивые вредные  

психические, психосоматические и социально-психологические по-  

следствия для ребенка. Непреодоленная виктимизация может толк-  

нуть учащегося к социально-отклоняющемуся, противоправному по-  

ведению.  

 

Обращение авторов к детской виктимологии не случайно. Руко-  

водство педагогической практикой студентов-психологов в различного  

рода детских учреждениях и общеобразовательных школах, а также  

проведение судебно-психологических экспертиз с детьми и несовер-  

шеннолетними позволило авторам собрать обширный эмпирический  

материал, касающийся жертв насилия отцов и матерей, близких род-  

ственников, соседей, знакомых и незнакомых. Весьма печально, но  

приходится говорить о виктимизации детей начальной школы со  

стороны педагогического персонала. К сожалению, данная тема не  

нашла своего отражения в современных социально-психологических  

исследованиях современных отечественных авторов.  

 

- Основная цель учебно-воспитательного вопроса - не научить  

чему-то, а развить безграничные возможности ребенка, А для этого  

не только специалистам, но и родителям необходимо знать, что раз-  

витие - не подготовка к детскому саду или школе, что развитие  

истребует никаких затрат, что прежде чем развивать личность, нуж-  

но знать - что развивать; знать почему не реализовано всесторон-  

нее развитие личности; знать, что ребенок может помочь сам себе  

больше, чем кто-либо другой, что развитие нельзя прерывать, как  

нельзя насиловать. И, наконец, личность ребенка - не собствен-  

ность социальных учреждений и родителей).  

 

По мнению А. Ф. Лосева, личность есть осуществленная <ин-  

теллигенция>. это сложнейшее сочетание субъективного и объектив-  

ного. Психогенез может быть понят в контексте космогенеза. ибо  

личность, в том числе и личность ребенка, проявляется в процессе  

осмысливания себя в мире и все ее умения надо искать в сфере  

одной и той же личности.  

 

ЛИТЕРАТУРА  

 

1. Асмолов С. А. Личность как предмет психологического ис-  

следования - М.. 1984.  

 

2 Айс 3 Психотерапевтическая помощь о телефону Л.,  

1983. " "  

 

3. Белоусова 3. И., Бойко В. Э., Приходько Н. И. Семья -  

Школа - Конфликт. Запорожье, 1995.  

 

4. Бородкин Ф. М., Коряка Н. М.( Внимание: Конфликт, Но-  

восибирск, 1989.  

 

5 Бурлачук Л. Ф , Савченко Е. П. Психодиагностика. К:А Л Д.,  

1995.  

 

6. Васильев. Л. Юридическая психология. М., 1991.  

 

7. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая  

клиника трудного детства. Собр. соч. М.. 1083, т. 5.  

 

8. Выготский Л. С Развитие высших психических функций.  

М., 1968. -  

 

9. Гачев Г. Д. Ментальность и национальный космопсихоз //  

Вопросы философии. 1994. № 1. с. 25--53.  

 

10. Губин В. Д. Русская культура и феномен насилия // Воп-  

росы философии. 1995, № 5. с. 3-5.  

 

II. Дмитриев А. В. О социальной дезинтеграции в конфликте //  

Соц. исследования, 1992, № 10.  

 

12. Ершов А. А. Социально-психологические аспекты конфлик-  

тов // Соц. психология и соц. планирование. Л.. 193.  

 

13. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.  

 

14. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические ма-  

териалы. М.. 1988.  

 

15. Практикум по экспериментальной и прикладной психоло-  

гии. М., 1990.  

 

16. Скотт Дж Конфликты. Пути их преодоления. Пер с англ.  

К.. 1991.  

 

17. Франк Л. В. Нужна ли советская виктимология // Вопросы  

уголовного права. Душанбе, 1966. № 2. с. 153.  

 

18. Франк Л. В. О классификации потерпевших в целях вик-  

тимологического исследования // Вопросы уголовного права Душан-  

бе, 1968, № 2.  

 

19. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.. 1990.  

 

20. Шнайдер Г. И. Криминология. М,, 1994.  

 

21. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Анализ семейных от-  

ношений у подростков. Л., 1980.  

 

) Лосев А. Ф. Диалектика мифа 1930 г. Философия. Мифо-  

логия. Культура. М.. 1991.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  

 

Приложение ]  

 

ГЛОССАРИИ  

 

АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение,  

действие, направленное на нанесение физического или психологичес-  

кого вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или груп-  

пы людей.  

 

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - понятие, введенное К. Леон-  

гардом и обозначающее чрезмерную выраженность отдельных черт  

характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нор-  

мы, граничащие с психопатиями.  

 

АКЦЕНТУАЦИЯ СКРЫТАЯ - обычные варианты нормы, в  

привычных условиях А С. выражена слабо либо не проявляется.  

 

АКЦЕНТУАЦИЯ ЯВНАЯ - степень А., относящаяся к край-  

ним вариантам нормы. А, Я. характеризуется наличием: 1) постоян-  

ных черт определенного типа характера; 2) временного нарушения  

адаптации; 3) отклонений в поведении.  

 

АУТОАГРЕССИЯ - механизм, направляющий агрессивные им-  

пульсы внутрь, на самого себя. А. проявляется в актах самоуниже-  

ния, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений  

и суицида  

 

ВИКТИМОЛОГИЯ - от лат. У1СТ1МА (жертва) и греч.  

1.0)05 (учения) - учение о жертвах - это также и комплекс  

исслБдований таких социальных процессов, с помощью которых от-  

дельные индивидиумы и целые социальные группы подвергаются та-  

ким нетязаниям, что это порождает социальные проблемы.  

 

ВИКТИМИЗАЦИЯ - 1. Процесс превращения человека в  

жертву. 2. Процесс, при котором насильственная сторона пытается  

превратить субъект (жертву) в объект своих отношений. Динамичес-  

кий процесс  

 

ВИКТИМНОСТЬ - <предрасположенность> субъекта к тому,  

что в условиях насилия он превращается в жертву, или другими  

словами, неспособность избежать опасности там. где она объективно  

предотвратима (Л Франк). Статический процесс.  

ВИКТИМ - жертва социально-психологических отношений.  

ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - такое поведение индивидуума.  

при котором затруднен процесс адекватной социализации. Такое по-  

ведение индивидуум усваивает в субкультуре насилия.  

 

ВИКТИМНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - социально-психологический  

<общий феномен> - набор качеств жертвенного поведения, неспособ-  

ность противостоять насилию.  

 

ГИПЕРОПБКА - неадекватная позиция родителей по отноше-  

нию к ребенку, выражающаяся в чрезмерной заботе о нем.  

 

ГИПОПРОТЕКЦИЯ - неадекватная позиция родителей по от-  

ношению к ребенку, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы  

о нем.  

 

68  

 

ДЕВИАЦИЯ - всеобщие формы, механизм, способ изменчивос-  

ти и жизнедеятельности, развития каждой системы. Социальная Д. ре-  

ализуется в виде девиантиого попечения.  

 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - система поступков или отдель-  

ные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или  

нравственным нормам. Д. П. может проявляться в виде: 1) аморально-  

го поведения; 2) Преступности.  

 

ДЕПРИВАЦИЯ - недостаточность в притоке внешних воздейст-  

вий, сенсорный голод. Различают следующие виды Д.: 1) материнс-  

кая; 2) отцовская; 3) семеййая; 4) сенсорная; 5); эмоциональная, д.  

затормаэкирнет развитие ребенка, приводит к отставанию от сверстни-  

ков.  

 

ДИДАКТОГЕНИИ - моральные и психические расстройства,  

которые возникают в результате ошибок дидактического и педагоги-  

 

чртор клнятт)нй  

 

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) -бсобый  

тип аномалии психического развития ребенка. Возникновение ЗПР мо-  

жет быть связана с: 1) дефектами конструкции ребенка, вследствие  

чего по своему физическому и психическому развитию он начинав г  

соответствовать более раннему возрасту; 3) соматическими заболева-  

ниями: 3) оппаническими поражениями центральной нервной системы.  

 

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная  

система стабилизации личности, наплавленная на устранение или све-  

дение по минимума тпевоги, связанной с осознанием конфликта.  

 

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - условное наименование переход-  

ных этапов от одного возрастного периода к ДИУГОМУ. В период К. В.  

ппоисхоит решительная смена всей социальной ситуации развития  

личности: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена  

одного рила вепушей деятельности,  

 

НЕГАТИВИЗМ - лишенное разумных основанчй сопоотивлд-  

ние субъекта оказываемым на него воздействиям. Н. возникает кчк  

защитная реакция на воздействия, которые вступают в ппотивопеччя с  

потоебностями субъекта. Существуют следующие фоомы Н.: 1) пчгси-  

ная, которая выпажается в отказе выполнять ппепъявляемые тлебоча-  

иия: 2) активная, пои которой производятся действия, противополож-  

ные требуемым.  

 

ОБИДЧИК - субъект, испытывающий чувство гобственной не-  

полноценности, неадекватности, тоеЇожности, сЬтаустпации, а его яглес-  

синное поведение - способ компенсации собственной малоценности.  

 

САМООЦЕНКА - оценка личностью сямом сея, своих РОДМОЖ-  

ностеп, капеств и места сосни ДОУГИХ люце. С является "жным  

пегулятопом по"епения. От нее зависят взаимоотношения с оклужию-  

щими. тпеДоательность к себе. отношение к успехам и неудачам, вли-  

яет па эффект.ивность деятельности и дальнейшее развитие.  

 

СТРВСС - тепмин, игпользующичся для обозначения ошч")-  

ного ко"1"1 -отояний человека, возникающих в ответ на оано-яные  

дкетпеманые "пчпействия. Рачличяют слечуюшие виты Г. (Ьчзчп-  

логическич: 2) психологический (информационный и эмоциона 141)  

 

СТРЕССОР - неблагоприятные, значительные по силе и ппо  

должительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к воз  

никновению стрессовых состояний,  

 

УПРЯМСТВО - форма поведения, обусловленная мотивом сз  

моутверждения. У, подростка может появиться вследствие мелочноч  

опеки, игнорирования со стороны старших его возрастающих прав на  

 

самостоятельность.  

 

ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние суо:ьекта, вызываемое  

объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми)  

трудностями, возникающими ня пути к достижению цели или к реше-  

ние задачи, переживание неудачи.  

 

ЭГОЦЕНТРИЗМ - термин, обозначающий познавательную по-  

зицию личности характеризующуюся фиксацией на собственных це-  

ля стремлениях, переживаниях и отсутствием оринтирозанностн на  

внешние воздействия и переживания других людей.  

 

Приложение 2  

 

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ  

ВИКТИМИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ)  

 

Насколько часты случаи притеснения? Слишком часты. Поитес-  

нение - это международный феномен, встречающийся в большинстве  

обществ. В то время, как притеснение может принимать различные  

фопмы в различных общинах и обществах, существуют ее унивеосаль-  

ные хаактечистики, и данное выше определение применимо независи-  

мо от географического положения. Олвеус поовел наиболее обшипное  

изучение обидчиков, его работа была выполнена в скадинавских стпа-  

нах. Англия и Япония также были вовлечены в исследования притес-  

нения и работу с ним, в то время, как в США этой проблеме уделялось  

меньше внимания.  

 

Регби и Сли сообщили, что в Австралии один ребенок из 10 поч-  

йергался поитеснению, однако более важным пиецставляется тот об-  

надеживающий ими факт, что ученики в целом были склонны прези-  

рать жертву, восхищаясь обидчиками. Снова <обвинение жеотвы в том  

что она жертва>, - это тема, которая пооходит чепез многие школы  

и общины и бгоаничвает наши возможности помощи ученикам, кото-  

рые испытывают на себе гнев обидчиков.  

 

Олвеус сообщает, что примерно 15% детей в ноожских школах  

участвуют в процессе притеснения в поли либо обидчика, ли">о жерт-  

вы. Лен обнаружил, что в Англии аналогичный показатель составляет  

около 23%, в то время как Уимй, Небуздка и Смит сообщают, что  

37% учеником младшей (спепней школы говорили о том, что поцвеп-  

гались ппитеснениям. В США Национальная ассоциация руковопнте-  

лей средних школ отмечала, что около 25% учеников заячлячи -  

страх песет обидчиками был оцной из наиболее, значительных их  

пооблем. На ДРУГОМ конце этого континуума, Гувет), Оличеп ч Несле""  

обнаружили, что поименно 7Я% обслепованных ими учеников сглобши-  

ли, что потепгатнсь ппитеснрниям во время учебы в школе. Рети и  

Кнофф на основании ИЗУЧЕННОЙ ими литепатупы по проблеме ппитесне-  

ния ПИШУТ, что по крайней меое 20% учеников непоспецственно поп-  

вергались пчитеснению в школах в США - столько же. сколько об-  

нчпужил.Олиеус в норвежских школах. Наконец, и Олвеус, и дпугие  

авторы сообщают, что да полелние 1Д лет наблюдается значительный  

по1-т пясп"о"тпя11енности ппитеснения как с ппименением опужич. так  

и без НР"О. Это количество не включает в себя существенную часть  

учеников, напуганных и ощущающих себя в опасности в результате  

наблюдения притеснения доугих.  

 

Очечоное поитеснение чаще случается в,младших ктяссях  

школы и сокращается с переходом в стапшие классы, частично бляго-  

ляпя их гоциалиаими, или благоцаря тому, что маленькие догоняют  

по ПОСТУ свеостникоч. или благочаря тому, что все менмир г-тановится  

УЧСНИКОЧ гтяпщих. чем они, и способных поитеснять их. Уровень ин-  

тенсивности поитеснения, однако, в старших классах нарастает, так  

 

) См.: Ж. Школа здорочья. М., 1995, №3,  

 

71  

 

что в младших классах можно наблюдать более активное притеснение.  

то те его формы, которые имеют место в старших классах, носят бо-  

лее угрожающий и опасный характер для жертвы. Перру и др. обнару-  

жили, что в американских школах, которые были ими изучены, в  

млй.дших классах (3-й класс) физическое и словесное притеснения бы-  

ли примерно равными, позже (6-й класс) вербальное притеснение ос  

тавалось тем же самым, в то время как активное физическое притес-  

нение здачительно увеличилось.  

 

Существуют различия в характере притесНеН.ия между мальчи-  

ками и девочками. Мальчики включаются в (активное, непосредствен-  

ное притеснение гораздо чаще, чем девочки. Но в то врмЯ, как девоч-  

ки вовлечены в косвенные формы притеснения значительно чаще, чем  

в непосредственные, мальчики переживают косвенные притеснения  

почти в том же объеме, что и Девочки. Таким образом, дЛя мальчиков  

больше вероятность подвергнуться активному притеснению, чем для  

девочек, но такая же - косвенному. Если притеснение испытывают  

девочки, то 69% случаев его виновниками являются мальчики, в то  

же время притеснение со стороны девочек ощущают лишь 20% маль-  

чиков.  

 

Одно из распространенных заблуждений заключается в том, что  

взрослые знают о притеснении и принимают меры для его преду-  

поеждения. Олвеус в своем лонгитюдном исследочании обнаружил, что  

в начальной школе лишь в 315% случаев учитель действительно вовле-  

чен в этот процесс и говорит с обидчиком или жертвой о проблеме, в  

то время как в средней школе аналогичный показатель составляет  

лишь 15%. Боултон и др. выяснили: 60% жертв, которых они опооси-  

ли, сообщили, что учителя и другие работники школы лишь иногда  

вмешивались для того, чтобы прекратить притеснение, либо вообще нс  

вмешивались. Бети и Кнофф предложили несколько объяснений не-  

вмешательства учителей:  

 

- учителя иногда считают, что лучше не вмешиваться и дать  

молодым людям возможность разобраться со своими пооблмамч меж-  

ду собой, либо считают веобальную агрессию менее опасноч и потому  

не заслуживающей внимания;  

 

- социальный опыт жертв может быть таким, что учителя не  

склонны вмешираться;  

 

- ученики - жеотвы получают меньше внимания, чем обидчи-  

ки, и не сообщают взрослым из страха перед негативными последст-  

виями.  

 

Среди учеников младшей школы 55% жертв сообщили, что  

кто-нибудь дома обсуждал с ними ситуацию поитеснения, ученпипч  

средней школы таких было 35%. Одреус ошружил, что притеснение




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1180
Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь