Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников



11 страница


зачем ты это сделал?>, <Почему ты так поступил?>, <Почему?>,  

<Зачем?>...  

 

.Ребенку в большинстве случаев совершенно понятно, что при-  

чины его поступков взрослых особенно не интересуют, что этот воп-  

рос-вступление, за которым неизбежно последует ссора или наказа-  

ние. Всегда ли взрослый может объяснить мотивы своего поступка?  

А ребенок тем более не сможет четко сформулировать ответ.  

 

Почему бы родителям не обратить внимание на то, что когда  

ребенок в порядке, когда он приносит из школы пятерку, никому не  

продит в голову задать этот <замечательный> вопрос: <Зачем ты  

это сделал?>. Единственное, что ребенок выносит из родительских  

интонаций, - ощущение загнанности в угол капкана. Чтобы он не  

ответил, он получит по заслугам.  

 

Какое влияние оказывает- отметка младшего школьника на его  

семейную жизнь?  

 

Ребенок возвращается домой из школы. Первые вопросы, кото-  

рые задают ему родители, старшие, окружающие (а также сестренки  

или братишки-дошкольники), следующие: <Тебя сегодня вызывали?  

Какую тебе поставили отметку? Что спрашивали? Как ответил? Что  

тебе сказали?>. Они завершаются требованием: <Покажи дневник!>.  

С этого момента <педагогическая .оценка выступает .как основа раз-  

вития отношений семьи к ребенку>. Как она будет регулировать эти  

отношения, зависит от того, как отметка будет раскрыта, осмыслена  

взрослыми, что ей будет приписывать и насколько это будет соответ  

ствовать уровню притязаний самих родителей.  

 

Все дело в том, что отметка появляется в семье ребенка без  

сопровождения оценки. Она отделилась от нее. Если в школе она  

еще была связана с оценкой, то в семье ученика отметка выступает  

самостоятельно,  

 

. Конечно, ребенок сам может наделить отметку, принесенную до-  

мой, оценкой - рассказать, за что она была поставлена педагогом.  

Однако взрослые не всегда доверяют информации школьника, так  

как он может забыть иди преднамеренно опустить самое важное, глав-  

ное в оценочных суждениях педагога. Это часто так и происходит:  

видя и чувствуя недовольство взрослых его <плохой> отметкой,  

школьник обычно затуманивает оценку, приписывает педагогу при-  

дирчивость из-за каких-то <пустяков>. Родителям не всегда удается  

сразу же пойти в школу, повидаться с педагогом и выяснить причи-  

ну выставления такой отметки. Они чаще сами пытаются опознать в  

выставленной ребенку отметке ее оценочную сущность. Может про-  

изойти следующее: педагог вкладывает в отметку одно значение, ро-  

дители же (и всякий другой) видят совсем другое  

 

Подлинная задача отметки заключается в том, чтобы потребо-  

вать от семьи усиления контроля и помощи школьнику в его учеб-  

ной работе. За преобразованием полученной ребенком отметки в оп-  

ределенное оценочное содержание должны последовать смена отно-  

шений и усиление воздействия на учебную работу ребенка, на его  

воспитание в целом.  

 

. .Такое положение вещей не должно вызывать возражения, так  

как ребенок всегда нуждается в постоянном контроле, помощи и за-  

боте взрослых. Вопрос заключается в том, какую реакцию она вызы-  

вает. Невозможно представить все многообразие ситуаций, которые  

могут возникнуть в семье при появлении каждой новой отметки и  

последующих за ней мер воздействия. Их можно осмыслить опять-  

таки в соответствие с теми пресловутыми ярусами, которые вызы-  

вают в семье определенную готовность к ожидаемым учебным ус-  

пехам или неудачам ребенка.-  

 

<Отличников> с радостью встречают дома. 0н1и с радостью гаг-  

сказывают о. полученных на уроках отметках. Если это устойчивый  

отличник, то его <пятерки> воспринимаются, как обычное явление, а  

если есть <четверка>, то это вызывает тревогу и родители прини-  

мают меры. Родители вкладывают в пятерки своего ребенка опре-  

деленный смысл: их ребенок умный, талантливый, активный, его  

уважают в школе, у него хорошее будущее. Родители как бы отгора-  

живают сына или дочь от <слабых>, не хотят их видеть рядом со  

своими детьми ни в классе, ни дома.  

 

<Троечников> родители встречают со смешанным чувством до-  

сады, несправедливости к своему ребенку со стороны учителя. Удов-  

летворительная оценка рассматривается как результат недоброжела-  

тельности, невнимания к ребенку Это вызывает конфликты между  

супругами и ребенком, которого наказывают, лишают удовольствий,  

постоянно напоминают о тройках.  

 

Если результатов не дожидаются, родители перестают занима-  

ться ребенком, который получает все большую свободу, большую  

часть вчемени проводит в играх с товарищами, занимается <своим>  

интересным делом (спорт, книги, развлечения, выполняют домашние  

поручения, ухаживают за животными), которое компенсирует учеб-  

ные неудачи. Если <тооечник> приходит домой с двойкой, возникают  

конфликты, ссоры, принимаются различные меры наказания. У  

.школьника могут возникнуть застойные явления в психике: тревож-  

ность, страх, боязливость, отвращение к школе.  

 

<Двоечника> обвиняют в семье по-разному: либо как результат  

пристрастия учителя, либо как результат лени, неспособности, .раз-  

гильдяйства. Родители, стараясь его <воспитать>, не хотят с ним  

разговаривать, ругают за лень, угрожают разоблачением перед близ-  

кими. Конфликты родителей с учителем, школой, раздражение взрос-  

лых вызывают постоянное напряжение, стрессовое состояние учаще-  

гося. Разрядку от стрессогенных факторов <двоечник> ищет в кругу  

друзей, нередко в дворовой компании сверстников, среди которых,  

в основном, такие же неудачники.  

 

Отметки детей во многом определяют не только микроклимат  

и взаимоотношения в семье, но и самочувствие родителей на работе,  

в общественном кругу. По отметкам родители судят о своем ребенке,  

стал ли заниматься усерднее или забросил уроки, весь день где-то  

 

<болтается>: стал ли добрее и отзывчивее или, наоборот, ведет себя  

вызывающе, не обременяя себя большими семейными заботами  

и т. д. С разными эмоциональными оттенками <Вот видишь?!> роди-  

тели-суммируют поведение ребенка до получения следующей отмет-  

ки.  

 

Безусловно, есть семьи, где к отметкам относятся по-иному:  

обращают внимание, чтобы отличник не зазнавался, а кружил с <от-  

стающими>; <троечнику> создают условия, чтобы он поверил в свои .  

силы и способности; <двоечника> окружают общей атмосферой со-  

чувствия и сопонимания. стараются оказать ему практическую по-  

мощь.  

 

Потребность в общении, характеризующаяся избирательностью  

и закрепленная в привязанностях, во многом определяет поведение  

ребенка младшего школьного возраста. По мнению В Н. Мясищева,  

привязанноегь <выражает стремление быть ближе к объекту привя-  

занностей, сидеть рядом, надевать его вещи. говорить с ним, вос-  

принимать то. что он, привлекать его внимание к своим впечатле-  

ниям, делиться или действовать, как он и т. д.>  

 

Всякие изменения в семейных отнощениях вызывают у ребенка  

глубокие болезненные переживания. С одной стороны, как считает  

III. А. Амонашвили, он дорожит сложившимися доверительными от-  

ношениями с отцом, матерью, бабушкой, дедушкой, братом, сестрой;  

привязанность и любовь к ним, Осознанность и укрепления этих  

отношений.  

 

С Другой стороны, эти отношения часто нарушаются из-за раз-  

ных причин, среди которых ведущими являются результаты его уче-  

нической деятельности в школе. В виду того, что практически не-  

возможно удовлетворить уровни притязаний всех окружающих, то  

переоценки сложившихся отношений в системе семейных отношений  

становятся неизбежными.  

 

Психологические исследования (3. П. Васильева, Д. Варга,  

А. С. Спиваковская), посвященные типам эмоциональных отношений  

к детям представляют своеобразную, классификацию воспитания, в  

которой можно найти истоки виктимного поведения детей.  

 

Воспитание по типу неприятия, отвержения ребенка. Обобщен-  

ная формула родительского отношения: <Ненавижу этого ребенка, не  

буду о нем заботиться. В поведении родителей проявляется невни-  

мательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше  

общаться с ним.  

 

В других исследованиях внимание уделялось степени свободы  

ребенка в семье, тому, как родители строят контроль за его пове-  

дением. При таком подходе также описаны два крайних типа -  

чрезмерная опека и излишняя требовательность.  

 

Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная форму-  

ла родителей: <Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою  

жизнь>. В неведении родителей полное попустительство сочетается с  

чрезмерной опекой.  

 

Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитатель-  

ная формула родителей может быть выражена утверждением: Не хо-  

чу ребенка такокого, какой есть>. В воспитании усилена критика ре-  

бенка, отсутствуют похвалы, поощрения, одобрения.  

Во многих исследованиях специалисты, пытаясь описывать типы  

 

воспитания, пришли к выводу, чтб более точной будет оценка воспита-  

ния не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение ро-  

дитеЯей Представляется в системе координат, одна из осей которых  

отражает эмоциональный аспект отношения к детям, а другая -по-  

йеДенчесйий.  

 

Комбинация крайних значений дают четыре типа воспитания-  

1 ) теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему  

самостоятельности и инициативы; холодное разрешающее воспитание,  

при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность роДи-  

гелЬских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свобо-  

ды; 3) теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется  

эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем  

за его поведением: 4) холодное ограничивающее воспитание, которое  

приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и жес-  

токому преследованию любого самостоятельного поступка.  

 

В самое последнее время наметился еще один подход, исходя-  

щий не из трехчленной модели фактора воспитания. Выделены три  

спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребен-  

ку: симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.  

Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать следующие ти-  

пы родительской любви.  

 

- Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дис-  

танция с ребенком). Формула семейного воспитания: <Смотрите, ка-  

кой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много време-  

ни для общения с ним>. При таком стиле воспитания родители высоко  

оценивают ребенка, его внещний облик, его успехи, способности, од-  

нако мягкое обращение с детьми сочетается с недостаточным внима-  

нием к их повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевно-  

го мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь  

ему в его проблемах.  

 

- Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие  

уважения). Формула воспитания ребенка такова: <Хотя мой ребенок  

недостаточнй умен и физически развит, но все равно это мой ребенок  

и я его люблю>, такой стиль эмоционального отношения к ребенку ха-  

рактеризуется признанием- действительных, а не мнимых отклонений в  

умственном и физическом развитии ребенка, в результате родители  

приходят к идее исключительности своего -ребенка: <Мой ребёнок не  

такой, как все>, при этом имеется ввиду, что ребенок не так ХОРОШ,  

как другие дети; излишне опекают, затрачивают массу усилий на  

предохранение от вредных влияний. Родители не доверяют ребенку,  

не верят в его возможности и способности.  

 

- Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия,  

неуважение, большая межличностная дистанция). Фоомула с-емейног-)  

воспитания: <Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточ-  

но умен и физически оазвит>. Неблагополучие пебенка как бы неглас-  

но признается его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка,  

в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно  

ориентируются в душевном мире своего ребенка, плохо знают его  

внутренние переживания.  

 

- Отверженис (антипатия, неуважение, большая межличноснач  

дистанция). Такое отношение к детям встречается довольно редко,  

формула позиции родителей выражается примерно такими словами:  

 

<Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание  

иметь с ним дело>. Родитель пытается уменьшить всякое общение с  

ребенком, не замечает его присутствия, становится холодно-неприступ-  

ным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ре-  

бенок нуждается в поддержке, в помощи,  

 

- Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная  

дистанция). Родительская формула: <Я мучаюсь, беспредельно отпа-  

даю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив-  

неприятен другим людям>. В общении с ребенком не замечают ниче-  

го положительного, совершенно игнорируют любые его достижения.  

но в то же время мучительно пеоеживают свою связь с таким, по и  

мнению, неудачным ребенком. Постоянное одергивание, понукание,  

назидание заполняют все общение родителей и детей. Такие родители  

водят ребенка от одного специалиста к другому, побуждая <испра-  

вить> ребенка.  

 

- Преследование антипатия, неуважение, близость). Такой тип,  

родительского отношения может быть описан формулой: <Мой ребе-  

нок негодяй, и я докажу ему-это!> В воспитании присутствует твердая  

убежденность родителей, что их ребенок превратился в законченного  

негодяя и мерзавца, во всех проявлениях ребенка, на каждом шагу ви-  

дят его <злую волю>. Родители пытаются строгостью и высоким кон-  

тролем переломить ребенка, нередко склонны к вынесению излишне  

строгих мер воздействия,, вплоть до физического наказания.  

 

- Отказ (антипатия, неуважение и большая межличностная дис-  

танция). Формула родительского отношения: <Я не хочу иметь дела с  

этим негодуем>. В воспитании ребенка преобладает отстранение от его  

проблем. Иои заострении отношений родители охотно прибегают ,к по-  

мощи общественности, стремятся передоверит ребенка школе, другим  

воспитательным учреждениям, обращаются к врачам. В поведении  

родителей просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы огра-  

дили от ребенка, от <этого чудовища>.  

 

В реальной жизни никогда не бывает так, чтобы все поведение  

родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним  

типом отношений. В ходе воспитания, под воздействием тех или иных  

событий, отношение подителей изменяется, приобретает те или иные  

черты, приближаясь более или менее к какому-то из описанных типов..  

Чаще всего в по-едении родителей смешаны несколько вариантов от  

ношений. Однако данный подход позволяет опоеделить, какая именно  

установка на данный момент времени стала для родителей ведущей.  

 

Необходимо иметь в виду, что эффективность воспитания зави-  

сит не только от воспитательных позиций родителей, от отношений в  

семье. Результат воспитания зависит в большей степени и от самого  

ребенка, от типа его нервной системы, особенностей темпепамента,  

присущих ему к данному моменту личностных качеств. Это нетрудно  

заметить, когда в сходных по стилю воспитания семьях рыпастают де-  

ти совершенно непохожие по своим индивидуально-психологическим  

качествам. Изучение связи типа воспитания и индивидуальности ребен-  

 

ка весьма сложно. Здесь неизбежны и упрощения, и схематизм. По-  

кажем сочетание типа воспитания и особенностей ребенка на одном  

примере).  

 

Допустим, что нервная система ребенка относится к так называе-  

мому слабому, чувствительному типу. Таким детям свойственны по-  

пышенная эмоциональная чувствительность, склонное к уединению,  

мечтательности.  

 

Теперь представим себе, к каким последствиям в развитии толь-  

ко одной этой особенности могут привести разные стили воспитания.  

Например, при излишИе требовательном воспитании, стремлении на-  

сильно приучить ребенка к общительности, при обилии указаний нз  

его слабости родители только усилят черты пассивности, усложнят  

межличностные контакты ребенка, создадут условия для формирова-  

ния виктимных качеств.  

 

Если же воспитывать такого ребенка в более демократическом  

духе, ослабить непосредственный контроль, осторожно стнмуличо-атъ  

инициативу, при добром эмоциональном контакте, внимании к его  

гнутреннему миру, через некоторое время можно ожидать, что в пове-  

пении такого ребенка обязательно появятся черты активности, боль-  

шей решительности. Он сможет развитым воображением, устойчивою




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1429
Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь