Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников



10 страница


гиЇает сознание, мышление и чувства учащегося. Ее сопе"сжчвает не  

только ребенок, но и его товарищи, одноклассники, родители, члены  

семьи.  

 

1) Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969, с, 153.  

 

54  

 

Но развивает ли отметка чувство коллективизма и товарищест-  

ва, чувство собственного достоинства, отретственности, воспитывает  

-ли выдержку, самообладание? Закрепляет ли волевые качества лич-  

ности первоклассника, второклассника? Пробуждает самолюбие, гор-  

дость, самокритичность? Повышает ли уровень самооценки, самоува-  

жения? И, наконец, формирует ли отметка нравственную) сторону лич-  

ности младшего школьника?  

 

Положительно ответить на подобные вопросы было бы неправо-  

мерным.  

 

В отметках выражается сущно.сть и особенности социальных  

отношений школьника. То, что требует общество от ученика - хоро-  

ших и глубоких знаний, прочных умений и навыков, примерного пове-  

дения, прилежания - опосредовано отметкой, ибо она поизнана шко-  

лой <зеркалом>, отражающим уровни достижений каждого ученика в  

этом направлении.  

 

Отметка <является единственным формальным показателем резу-  

льтатов деятельности учащегося, становится регулятором социальных  

отношений вжизнр младшего школьника и регулятором его учебной  

деятельности,  

 

Ребенок, поступивший в школу, лишь со временем начинает по-  

нимать зависимость положения в классе от .результатов своего учебно-  

го труда, т. е. от своих школьных отметок. Скорость и глубина этого  

процесса будут зависить от возрастания роли учебной деятельности в  

жизни школьника, от оценочных суждений учителя и лыставленных  

им отметок как материализованных форм этих суждений. Чем глубже  

будет осознавать школьник важность и необходимость учения, тем  

больше влияния окажут на него собственные успехи и неудачи пото-  

му, что создается общественное -мнение о нем, регулиоующее отноше-  

ния между ним и другими. Исключения, как считает Ш. А. Амонаш-  

вили). из этой закономерности могут иметь место в том случае, если:  

 

- школьник имеет такие личностные качества, которые в пчо-  

цессе других видов деятельности и общения проявляются настолько  

пкспрессивно, что преодолевают отрицательное мнение о нем сверст-  

никоз, возникающее у них при оценочных суждениях педагога и выс-  

тавлении ему отметки;  

 

- школьник, отставая в учении, еще надеется выправить положе-  

ние, догнать товарищей, у него есть вера в СРОИ силы:  

 

- педагог целенаппачленно организует учебно-воспитательный  

пооцесс тяк, чтобы общение с учеником нс ставилось в зависимость  

от его догтижений или неупач в учении, а отрицательные оценки и  

отметки но печеносились на отношение к его личности.  

 

Однако эти исключения не оппепеляют общего, пеачьного поло  

жения. психологическая каотина котооого была описана н нччч.л?  

30-х гг. " специальном исследовании, прочеенным Л. И. Сергеевым  

под рукорочетвом Б. Г. Ананьева.  

 

По уповню оценки (имеется-в виду отметки) как считают исло-  

дочатели, классный коллектив распацается на несколько откатов. Кяж-  

дому уровню оценки соответствует свой определенный тип коллскти"-  

 

) Амонашвили Ш. А.  

кого процесса. Минск, 19(90.  

 

Личностно-гуманная оснора педагогичес-  

55  

 

ных связей. Сильные и слабые совершенно отчуждены от подлинною  

общения и товарищества внутри своего класса. Средние учащиеся  

слабо связаны со среднесильными. Среднеслабая группа связана со  

всеми группами, но больше всего у нее связей внутри своей группы.  

 

Сильная и слабая группы, различающиеся полярностью оценки-  

оказываются тождественными в характеристике коллективных связей.  

Можно их назвать группами слабого контакта. Их коллективные свя-  

зи характеризуются внешней обращенностью, т. е. тесные связи этих  

групп с другими учащимися если и имеются, но в незначительном  

количестве или бывают чисто внешними (общее пользование учебни-  

ками и другими пособиями).  

 

.Анализ такого положения приводит к следующим выводам.  

Влияние оценки (отметки) на изменение коллективных связей  

огромно; оценка не только оказывается показателем уровня успеш-  

ности, но и существенно формирует и отношения в классном коллек-  

тиве. 1  

 

Оценка может создавать конфликтные отношения в детском кол-  

лективе между учащимися и учителем.  

 

Примерно такое же положение констатируется и в начальных  

классах сегодняшних школ. Можно проследить, как состав стпатов  

начинает обрисовываться уже в 1 классе, и опаецеляется во II--Ц1  

классах. Учителя, учащихся, родители своими суждениями способст-  

вуют оформлению такой структуры отношений.  

 

Учащихся, успевающих на <отлично> и <хорошо> называют от-  

личниками, сильными учениками, пятерочниками, хорошими и т. Д.  

Им ацоесо"аны чаще всеге отзывы взрослых- в ПСОВУЮ Середь учите-  

ля: <УМНЫЙ>, <одаренный>, <талантливый>, <способный>, <сообрази-  

тельный>, <догадливый>, К ним же обращены обобщенные оценочные  

выражения: <гоодость класса, школы>, <честь класса>, <ведущие  

своего класса> и до.  

 

Учащихся, получающих в основном <тройки>, называют Т"ОРЧ-  

никами. средними, поспедственными Они часто оцениваются слогами:  

<способный, но ленивый>, <неспособный, но тоудолюбивый>, <невни-  

мательный>, <так себе>, <нормальный>, <мог бы лучше>, <терпимый>  

и т. п.  

 

Учащиеся, получающие поеимущественно <двойки> (и <едини-  

цы> тоже- если только педагог применяет их в своей нпактике). назы-  

ваются двоечниками, отстающими, слабыми. А в оценках о н.их можно  

услышать <тугоцум>. <неспособный>, <непонятливый>, <"се тпупно  

дается>, <безнадежный>, <лентяй>, <невнимательны">, <ничем не ин-  

теиесуется>, <не хочет учиться>. Ойч <плохие ученики>, <трудные>,  

<тянут класс назач>. <позооят класс и товарищей>.  

 

1Как учащимся живется на этих яоусах?  

 

Учащиеся пазных яоусов начинают разграничиваться в своих от-  

щениях дпуг с доугом. Специальные исследования говопят о том, что  

пои выборе товарищей по наоте <цвоечники> и <твоечники> оеако яв-  

ляются избранниками <отличников>.. Ответственные попучения все  

больше возлагаются на <отличников>, редко - па <тпоечников>, я  

<дчоечникчм> такие поручения даются, только если планируется еще  

одна попытка их <испоавить>. Пои подготовке ЭКСКУРСИЙ, похоцоч.  

посещения театроз и музеев часто обсуждают, кого взять, а кого нет,  

тем самым давая понять <дроечникам>, что, если положение не изменит-  

 

ся, они не будут .участвовать в этих увеселительных мероприятиях  

ШКОЛЬНОЙ Ж1ИЗНИ.  

 

<Отличники> же привыкают смотреть на своих <средних> и <от-  

ставших> товарищей свысока. Они готовы учить их уму-разуму, да-  

вать наставления, проявлять доброжелательность и помогать <отста-  

ющим>, критиковать их 5а проступки и требовать наказания или про  

я лять великодушие и ходатайствовать простить на этотраз, сообщать  

родителям <двоечника> о его очередной неудаче и т. Л. Содержание  

общения в системе <отличник-двоечник> заполнено подобными видами  

отношений. По мнению III А Амонашвили, они огут повлечь за со-  

бой:  

 

Во-первых, массу конфликтов в жизни детей, возникающих из-  

за того, что <средние> и <отстающие> не хотят поддаваться <разум-  

ным> советам <отличников>. Наши наблюдения .показали, что боль-  

шинство конфликтов, которые возникают между детьми во Л-III  

классах, составляют конфликты в сфере отличник-двоечник. После та-  

ких конфликтов <отличники> еще больше утверждаются в том, что  

<отстающие> очень плохие дети, грубые, невоспитанные, а об <отлич-  

никах> в кругу <средних> и <отстающих> закрепляется мнение, что  

они плохие товарищи, любят приказывать, зазнаются, ябедничают, и  

т.д. . .. ,.  

 

Подобные конфликты надо предупреждать, ибо они не способ-  

ствуют воспитанию нравственной личности и созданию гуманных отно-  

шений в коллективе. Однако- как правило, учитель разрешает эти кон-  

фликты (если они доходят до него) чаще всего с позиции <отличника>,  

призывая <отстающего> хорошо себя вести, не лениться и т.д. Резуль-  

таты воспитания через такое,-<п.араллельное воздействие> на <отстаю-  

щих>, скорее всего, сомнительны,  

 

Во-вторых, неверное направление процесса самовоспитания .<от-  

личников>. Часто упускается из виду тот факт, что <отличники> по-  

стоянно стремясь <перевоспитывать>, <направлять>, учить и настав-  

лять своего <отстающего> одноклассника, тем самым усиленно упраж-  

няются в императивном поведении. Замечено, что <отличники> прояв-  

ляют дома больше капризов, претензий, эгоизма, чем дети причисляю-  

щиеся к <средним> и <отстающим>.  

 

Формально отношения <отличников> с педагогом самые благо-  

приятные: хорошо успевающие ученики окружены вниманием, забо-  

той учителя, их хвалят, поощряют, им улыбаются, их-ставят в пример  

отстающим, им верят больше, чем другим детям, чаще оправдывают  

или не замечают и легко прощают их проступки. У. <отличников> не  

возникает конфликтов с педагогом. Они больше всех любят свою  

учительницу, чему способствует и благосклонное расположение к ней  

семьи ребенка.  

 

Отношения в треугольнике <учитель - отличник - родители>  

далеки от столкновений и недоразумений, а если таковые и возникают,  

. то они сразу и легко устраняются.  

 

<Отличники> всегда составляют меньшинство в классном кол-  

лективе. Основное ядро учащихся - это группа так называемых  

средних и троечников. Изучив этих детей. Б.. Г. Ананьев был глубоко  

встревожен их дальнейшей судьбой. Приведем его основные выска-  

зывания по этому поводу.  

 

<Все, что не помогает и не мешает педагогу в классной работе,  

составляет среднюю группу, в самом названии которой лежит ниве-  

лировка, статистическое определение. Эта нивелировка имеет глу-  

бокие последствия как в отношении отсутствия дифференцирован-  

ного индивидуального подхода к обучению этих школьников, так и в  

отношении особенных задач формирования их характера и социаль-  

ных качеств...Мы считаем, что. в нашей школе проблема трудного  

детства и неуспеваемости будет стоять д() тех пор, пока не будет  

обращено самое пристальное внимание на среднюю группу, откуда  

бесконечно черпают свои резервы неуспевающие, ленивые, трудные  

дети>.  

 

<...Пережитки старой школы имеются и сидят очень цепко  

там, где внешне кажется все благополучным. Это внешнее благопо-  

лучие, успокаивающее школу и педагогов, характеризует среднюю  

группу, но оно более опасно, нежели явное неблагополучие слабой  

группы>.  

 

<Норма>, <середина> - вот что в школе обезличивает в той  

же мере, в какой индивидуализирует <трудный> и <отличник>. Проб-  

лема индивидуализации подхода к школьнику своим отправным мо-  

ментом должна иметь ликвидацию <золотой серединки>, в которой  

противоречия между педагогической оценкой и самооценкой и различ-  

ными .видами сооценки с семьи и детского коллектива) принимают бо  

 

лезненные выражения.  

 

Система воспитания <среднего человека> фактически ведет к  

стиранию индивидуальных особенностей ребенка, мешает развернуть-  

ся способностям в школе, превращает ребенка в посредственность,  

зачастую ведет к формированию старательного филистера... Именно  

здесь чаще всего возникают конфликты между школой и школьника-  

ми, школой и семьей. Но в отличие от трудных случаев, эти коллизии  

носят открытый, а неявный и не агрессивный характер.  

 

Проблема <среднего> ученика, <троечника> и сегодня остается  

наиболее острой, сложной и противоречивой.  

 

По мнению Ш. А. Амонашвили, троечник не так уж часто пе-  

реживает радость и удовлетворение от того, что внес свою лепту в  

процесс коллективной познавательной деятельности. Учитель, увы, не  

балует его своей доброй лаской, вниманием. Зато именно <троечнику>  

часто ставят в пример <отличника>, до которого ему далеко. Сравни-  

вают порой с <двоечникам>, к которому он близок. Переживает троеч-  

ник также недоверие педагога, когда тот сомневается в его честности,  

правдивости и самостоятельности при выполнении домашних заданий.  

 

Справедливость и правомерность взаимодействий с учителем  

троечник оценивает в зависимости от уровня своих притязаний. На-  

пример, <устойчивый> троечник, адаптированный к своему статусу  

в классе, может считать педагога справедливым, В основном <троеч-  

ники> недовольны учителем, не испытывают к нему особой любви  

и расположения, не стремятся общаться с ним, обращаться за сове-  

том, спорить, .делиться своими впечатлениями. Вместе с двоечниками  

они разделяют мнение, что <отличники> - любимчики учителя.  

 

Жизнь <двоечника> в начальных классах крайне незавидная: он  

считается слабым не только в учении, но и вообще считается <труд-  

ным>. Он - главный нарушитель спокойствия, порядка. Когда в  

школе идет речь о перераспределении групп учащихся, учителя ста-  

 

раются очистить свой класс в первую очередь от двоечников и оста-  

вить себе побольше отличников.  

 

<Двоечники>, йак правило, очень тревожные дети, у них много  

конфликтов, .мучительных переживаний, чувства страха, неуверен-  

ность в себе, в своем положении среди одноклассников. Он испыты-  

вает недоверие к ним и к взрослым. Ш. А, Амонашвили) пишет, что  

достоинство такого ученика все время попирается: ,он хуже всех,  

неспособен учиться. Его все время уличают во лжи, наказывают за  

любой -даже незначительный поступок и подозревают даже тогда,  

когда он не виноват. О нем пишут обличительные заметки, на него  

рисуют карикатуры в стенных газетах, жалуются учителю. <Двоечни-  

ку>, <слабому> не хочется и в школу ходить, и домой возвращаться,  

так как нигде его не ждут радостные встречи.  

 

Учителя он недолюбливает (это самый несправедливый человек,  

в представлении <двоечника>) и с недоверием воспринимает его  

<случайную> ласку, доброе слово, хотя это его очень радует и воо-  

душевляет. Он с завистью смотрит на ребят, которые окружают учи-  

теля, беседуют с ним, о чем-то спрашивают, делятся впечатлениями,  

однако не осмеливается подойти .и тоже рассказать о своих пережи-  

ваниях и впечатлениях: его сразу перебьют другие, никто не станет  

его слушать.  

 

В семье <двоечника> об учителе тоже редко говорят хорошо, и  

ребенок иногда оказывается соучастником острого конфликта, кото-  

рый возникает между родителями и школой. Родители требуют от  

учителей большего внимания к ребенку, а те, в свою очередь, обви-.  

пяют семью в плохом воспитании сына или дочери, в недостаточной  

помощи школе.  

 

Хорошо успевающие ученики редко приглашают отстающих од-  

ноклассников к себе домой, неохотно принимают их в свои игры  

<Слабые> ученики усиленно ищут выхода из положения отвержен  

ных. А так как они не в силах самостоятельно преодолеть трудности  

учения, что стало бы условием урегулирования многих проблем, они  

то и дело прибегают ко лжи иди-пытаются утвердиться в иных сфе-  

рах жизни, а иногда и в антиобщественном поведении.  

 

Все это нередко завершается тем, что школьник привыкает к  

своим <двойкам>, они теряют для него положительно-стимулирующую  

силу.  

 

Таким образом, школьная жизнь младшего школьника, их отно-  

шения друг .к другу и учителю и основанный на этом характер обще-  

ний во многом детерминирован тем, что с помощью отметок они раз-  

делены на <отличников>, или <сильных>, <троечников> или <сред-  

них> и <двоечников> или <слабых>.  

 

и виду того, что учение в .этом возрасте - ведущий тип дея-  

тельности (который имеет важное общественное значение), то и свя-  

занные с ним успехи .и неудачи детей, выраженные отметками, при-  

обретают социальную функцию и влияют на их отношения и личность.  

Дети. приучаются смотреть друг на Друга сквозь призму отметок,  

сквозь которые осмысливается личность маленького человека в це-  

лом  

 

Амонашвили Ш. А, Воспитательная и общеобразовательная  

 

функция оценки учения школьников. М., 1984,  

 

59  

 

3. ВЛИЯНИЕ ОТМЕТКИ НА СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА  

 

В третьем классе Кирилл увлекся футболом так, что перестал  

учить уроки. В дневнике появились двойки. В одну из учебных не-  

дель почти на каждой строке дневника красовались красные двойки...  

Это было невыносимо и Кирилл сжег свой ненавистный дневник. В  

жалобе-запросе родителей стоял вопрос: <Зачем он это сделал?>. Ведь  

сын отличался тихим, ровным характером, никогда не восставал про-  

тив запретов родителей, считался с их мнением...  

 

Это совершенно сногсшибательный вопрос, который родители,  

взрослые, учителя задают ребенку по нескольку раз в .день: <Скажи,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1355
Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь