Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 264847

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Велика роль советской психологии в формировании у советских людей диалектико-материалистического мировоззрения и атеистических взглядов. Научное понимание психических явлений предупреждает появление религиозно-идеалистических предрассудков и суеверий и вооружает человека для борьбы с подобными предрассудками в сознании других людей. Наконец, знание психологии необходимо для правильной организации нравственного и умственного самовоспитания человека. Психология помогает разобраться в собственной психической жизни, понять самого себя, осознать свои сильные и слабые стороны, свои недостатки. На этой основе и строится целенаправленное поведение, помогающее преодолевать и искоренять свои недостатки и развивать положительные качества. Знание психологии открывает пути самосовершенствования умственной деятельности: зная, как улучшить свое внимание и память, как правильно усваивать учебный материал, более эффективно организовывать учебную работу, можно научиться достигать в умственном труде наивысших результатов при наименьшей затрате времени и сил.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977). Это постановление намечает пути дальнейшего развития школы в обществе зрелого, развитого социализма, ставит задачи укрепления связи школы с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
Совершенствование работы школы, осуществляемое в настоящее время в нашей стране, ставит перед многочисленной армией учителей ответственную задачу повышения уровня учебно-воспитательного процесса в школе, трудового обучения и воспитания школьников, обеспечения высокого уровня усвоения знаний и развития активного, самостоятельного мышления учащихся, целенаправленного воспитания у них высоких моральных качеств в соответствии с требованиями общества, строящего коммунизм. В этой работе принимает непосредственное участие и советская психология.


§ 4. Методы психологии
Каким же образом психология добывает факты и устанавливает закономерности? Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы (приемы, способы) исследования. Знакомство с ними имеет и практическое значение для непосредственных организаторов учебно-воспитательного процесса — учителей. Дело в том, что многие из этих методов пригодны не только для собственно-научного исследования,- но и для организации углубленного изучения детей в практических учебно-воспитательных целях. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности, что является предпосылкой для нахождения наиболее целесообразных и эффективных методов, приемов и форм воспитательного воздействия на школьников,
Методы психологического изучения должны быть объективны ми, давать достоверный, надежный материал свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Методы эти позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснять их.
Основные методы психологии — наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод и некоторые другие.
Наблюдение. Наблюдение как метод изучения психики человека широко применяется в психологии. Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя. Только в деятельности, в действиях и поступках в широком смысле слова (когда и воздержание от определенного действия психологически рассматривается как своеобразное действие, своеобразный поступок) выражается личность человека, его психика.
Метод наблюдения и предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Иначе говоря, по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), о психическом состоянии школьника, о чертах его личности, темперамента, характера. Характерная особенность метода наблюдения та, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Таким образом, и изучение школьников производится не в отрыве от учебно-воспитательной работы, а в процессе ее.
Каким же должно быть наблюдение, чтобы не превратиться в пассивное созерцание, а отвечать своему назначению?
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Отсюда следует, что психологическое наблюдение обязательно проводится по определенному плану, схеме или программе, что обеспечивает наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он заранее наметил. Без определенного плана или программы теряется основная линия наблюдения, в результате чего можно упустить главное и существенное в психической деятельности человека.
Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому психологическое наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем длительнее наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче ему будет отделить типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы. Длительное наблюдение применяется, например, при изучении возрастных особенностей детей, в частности особенностей развития их речи и мышления, эмоциональных проявлений, интересов, черт характера и способностей. Результаты такого длительного наблюдения фиксируют в дневнике, где анализируют процесс психического развития ребенка (часто за несколько лет) или оформляют в виде психологических характеристик.
Суждения о личности человека, школьника должны опираться на объективно выраженные показатели, точные, проверенные факты, которые следует сопоставлять друг с другом. Недопустимы предвзятость и пристрастность при истолковании, объяснении и оценке этих показателей, поспешность в определении психических особенностей ребенка, школьника на основании поверхностного анализа незначительного числа фактов, первых впечатлений, безотчетной симпатии или антипатии. Важно, чтобы человек не знал, что за ним специально и внимательно наблюдают (так как в этом случае поведение его может стать неестественным).
Чтобы наблюдение дало полноценные результаты, необходимо принять во внимание многообразие проявлений психики человека, наблюдать эти проявления в различных условиях. Решить, например, выдержанный ли тот или иной ученик, можно с уверенностью лишь в том случае, если наблюдать его поведение не только в школе, но и дома, на улице, в общественных местах. Психолог тщательно учитывает ситуацию, обстановку, в которой школьник совершает определенные поступки, а также его состояние. Оказавшись в необычной ситуации, ученик может проявить совершенно несвойственные ему черты. Надо учитывать и такие моменты, как состояние здоровья, самочувствие, степень утомления ребенка,— это также может влиять на его психические проявления.
Наблюдая поведение детей, совершенно необходимо правильно разбираться в мотивах (побудительных причинах) их действий и поступков. Надо иметь в виду, что внешне сходные действия могут совершаться по различным мотивам и, следовательно, могут быть проявлением различных черт личности. Так, если ученик на собрании прямо и открыто осудил неблаговидный поступок своего товарища, то это не всегда есть следствие его высокой принципиальности и честности — это может быть, например, проявлением «детского карьеризма», выражением желания получить одобрение со стороны учителя, отличиться в его глазах, или стремлением уйти от наказания, переложив вину на другого, или даже своеобразным способом сведения личных счетов. В зависимости от мотива один и тот же поступок получит различную нравственную оценку.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Багаева Алена Игоревна. «Мир Эмоций»
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Врубляускас Анна Юрьевна. «Мы выбираем жизнь!» — профилактика депрессивного состояния среди педагогов»
  • Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Гаенко Марина Викторовна. Конспект ООД для подготовительной группы «Путешествие на Остров Эмоций»
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Любовь – это временное помешательство
  • Ботокс лишает эмоций
  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями: техники вербализации чувств
  • П. Федоренко, И. Качай. Искаженное мышление, порождающее негативные эмоции
  • Эмоция; emotion
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Притча «Сердце человека»
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «КОРОБКА СКАЗОК»
  • Данилова Светлана Андреевна. Конспект НОД «Такие разные эмоции»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Аффект; Affect; Affekt
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Тимофеева Мария Витальевна. Учите ребенка чувствовать
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Шило Наталья Александровна. Дидактическая игра «Определи настроение пейзажа»
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Борисенко Светлана Владимировна. Конспект НОД в средней группе «Путешествие в Сказочную страну эмоций»
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Почему люди хронически лгут



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь