Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 264681

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Возникла потребность как-то упорядочить, классифицировать их. Знакомство с психикой человека в этой книге и будет происходить соответственно общепринятой классификации. Предварительно же отметим, что психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущений и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека — активность, возбудимость и т. д., характер).
Помимо психических процессов и психических свойств личности, выделяют еще и психические состояния. Психические состояния — это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течение этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражительности, активности, пассивности и т. д.).
Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, внимание как необходимое условие любой деятельности и т. д.).
Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни — сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую Среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения постав ленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.
Таким образом, психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Психологию можно рассматривать как науку и как учебный предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и научное объяснение психических явлений. Ведь психические явления, как и все другие явления действительности, подчиняются определенным законам, хотя при поверхностном взгляде может показаться, что психика отличается неустойчивостью, неопределенностью и всецело зависит от «свободной воли» человека. Психология преследует цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями, в частности для оптимальной организации деятельности человека, для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого поколения.
Психология как учебный предмет в педагогических учебных заведениях имеет целью познакомить будущих учителей и воспитателей с основными положениями научной психологии, с тем, чтобы психологически обоснован» важнейшие положения педагогики и методики обучения и воспитания, научить будущих педагогов разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей различного возраста и на этой основе организовывать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить поведением и деятельностью детей. Соответственно этому будущие учителя и воспитатели получают знания по общей я педагогической психологии, сведения о возрастных психических особенностях детей, изучают психологию учителя.
Современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического развития, но тесно связанных между собой. Наиболее важные из них: общая психология, изучающая общие закономерности психической деятельности взрослого человека; возрастная психология, исследующая особенности развития психики на различных возрастных этапах, психические особенности детей и школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психологии называется детской психологией); педагогическая психология, занимающаяся психологическими закономерностями обучения (психология обучения) и воспитания (психология воспитания) молодого поколения; социальная психология, предметом которой является психология групп и коллективов, взаимоотношения людей в них; психология труда, рассматривающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности (один из ее видов — инженерная психология — изучает труд человека в условиях современного механизированного и автоматизированного производства); космическая психология — новая отрасль психологии, изучающая психику людей в условиях космического поле та; военная психология, имеющая дело с особенностями психической деятельности военнослужащих, поведения человека в условиях боя, военной обстановки; психология спорта, исследующая законы выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и воспитания спортсменов; патопсихология, исследующая болезненные расстройства психики; зоопсихология, изучающая психику животных.

§ 2. Материалистическое понимание психики.
Что же такое психика? Какова ее природа, происхождение?
Еще на заре своего существования, когда человек в процессе исторического развития приобрел способность достаточно отчетливо осознавать окружающий мир и самого себя, внимание его начали привлекать такие загадочные, непонятные явления, как смерть, кратковременная потеря сознания, сон. Люди спрашивали себя: чем живое отличается от неживого, что происходит с чело веком, когда он умирает, да еще при отсутствии видимых повреждений тела? Исходя из своего жизненного опыта, человек уже отдавал себе отчет в том, что, помимо окружающего его вещественного мира (природа, животные и растения, различные предметы, другие люди), существуют еще особые явления (образы различных предметов и людей, воспоминания о пережитом, сновидения, чувства: страх, гнев, радость), причем эти явления невещественные — они не обладают характеристиками физических тел и не могут заменить собой реальных предметов (представлением о куске мяса не насытишься, как реальным куском, воспоминанием о костре не согреешься).
Не будучи в состоянии правильно понять и объяснить эти явления, еще в глубокой древности люди пришли к выводу, что указанные явления существуют независимо от реального мира. Так возникло представление о духе или душе как бесплотном, бестелесном, бессмертном существе, которое в момент рождения каким-то таинственным образом вселяется в тело человека (свое временное обиталище), а в момент смерти покидает тело и продолжает существовать вне его. Именно душа, считали в древности, ощущает, мыслит, помнит, воображает, переживает. Любопытно, что первоначальные попытки найти конкретное обиталище души в теле человека никак не были связаны с мозгом,— ее «помещали» в сердце, зрачке, крови. И это тоже понятно — видимые отличия мертвого человека от живого связаны с тем, что у человека перестает биться сердце, зрачки тускнеют и становятся неподвижными, вытекает кровь (в случае смертельного ранения).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Романова Елена Евгеньевна. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников 6-7 лет с ОНР
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Авшарян Герасим. Супер–память. Проверенный тренинг для школьника.
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Бьюзен Тони. Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований. Усовершенствуйте свою память.
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Влияние настроения на память
  • М. Айзенк, М. Андерсон. Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Социальные сети ухудшают память
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Китаева Елена Николаевна. Формирование основ финансовой грамотности у детей с ОВЗ.
  • Женская память лучше мужской
  • Науменко Людмила Васильевна. Пособие «Выложи по образцу»
  • Сидячий образ жизни ухудшает память
  • Йейтс Френсис. ИСКУССТВО ПАМЯТИ
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Логунова Наталья Павловна. Учим стихи играя!
  • Нифонтова Лариса Витальевна. «Использование мемотехники в развитии речи детей»
  • Мамаева В.В. А-класс. Память. 4-5 лет
  • Аткинсон В. Память и уход за ней.
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Письмо на бумаге улучшает память
  • Телевизор отупляет и ухудшает память
  • Морозова Эльвира Фаруковна. Методическая разработка сценария литературно – музыкального концерта, посвящённого 75- летней годовщине Победы в ВОВ 1941 – 1945 гг. «Свеча памяти …»
  • Кевин Хорсли. Как запоминать имена. Тренировка памяти
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Методическая разработка психолога по развитию разных видов памяти для учащихся начальных классов
  • Треничева Оксана Александровна. Педагогическая статья 'Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе'
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Гарри Лолейн. Как запомнить и произнести речь
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Память; memory
  • Экранная память; screen memory
  • Удивление способствует ложным воспоминаниям
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «КОРОБКА СКАЗОК»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Борисова Алла Витальевна. «Этот день будем помнить веками»
  • Интеллект можно повысить, тренируя память



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь