Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 857

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вы помните, что на прошедшей неделе вас рассердило? Что огорчило? Вспомните повод для радости, который принесла эта неделя. Может, вы испытали страх и тут же поспешили забыть его? А как вы встретили это утро? Как провели вчерашний вечер? Какое у вас настроение сейчас?
Вся наша жизнь, все наши дни сопровождаются более или менее интенсивными эмоциями различной окраски и продолжительности. Какие-то из них проходят незамеченными, какие-то вызывают бурю, и … тоже проходят незамеченными. Что-то оседает в настроении, что-то отправляется в сновидения, в невроз …. А мы все так же эмоциональны и беспечны, не ценим радости, не замечаем печали, прячем гнев, прячемся от страха. Так принято: жить, не обращая на это внимания.
Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека. Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. В общении эмоции позволяют «увидеть» психологические границы другого человека и обозначить свои собственные. Они придают дополнительную окраску, своеобразный колорит самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Игнорирование и длительное подавление, неспособность выразить эмоции может привести к различным психосоматическим заболеваниям. Высвобождение же эмоций дает ощущение психологической свободы и раскрывает больше возможностей для развития и становления личности.
Для большего понимания природы эмоций приведем краткое описание основных понятий. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. Формы протекания чувств и эмоционального состояния: настроение, аффект, амбивалентность (полярность, двойственность эмоций), апатия, вдохновение, депрессия, страсть, стресс, эмпатия.
Внутренний мир человека невозможно представить без богатейшей гаммы эмоциональных переживаний, каждое из которых играет свою роль в ярком спектакле жизни. Умеем ли мы разбираться в том, что чувствуют дети? Можем ли мы осознать, что переживаем сами? Способны ли научить наших детей «прочитывать» и осмысливать свои чувства, эмоциональные состояния?
Представим такую ситуацию: учитель, которого ребенок искренне любит (устойчивое чувство), на уроке математики не обратил внимание на успешное решение трудной задачи ребенком, не похвалил его, а напротив – даже сделал замечание по поводу не слишком аккуратной записи. Вспыхнувшая в ребенке обида (сильное кратковременное эмоциональное состояние) скоро растворится, и конечно же не заглушит, не уничтожит любовь к учителю, особенно если тот больше не будет давать поводов к возникновению негативных эмоций.
Иными словами, следует понимать и виде ть разницу между чувствами ребенка, как отражением его долговременных и устойчивых переживаний, и эмоциями, как быстрыми и не слишком устойчивыми процессами реагирования на конкретные ситуации.
Ребенок отказывается идти в отряд (школу), возвращаться из изолятора, заявляя, что он обижен на одногруппников. На самом деле, он переживает эмоциональный страх (несоответствие тем стандартам и нормам, которые предъявляет группа сверстников). Непонимание собственных чувств или их неверное истолкование могут привести к серьезным жизненным ошибкам в будущем.
Научить ребенка распознавать собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл – основная задача взрослых. Педагог, умеющий раскодировать идущую через эмоциональные проявления информацию, имеет возможность понять и предупредить трудности личностного развития ребенка, преобразовать и скорректировать негативные явления эмоционального плана.
Эмоциональная сфера детей детских домов начинает искажаться с самих ранних этапов контакта со средой – отсутствие одного взрослого, матери, её заботы, ласки, эмоционального тепла родителей, их непосредственного участия во всех делах ребенка, совместных решений, эмоциональная депривация порождают либо пассивность, либо страх, первичную тревогу, которая с течением времени усиливается.
В условиях эмоциональной депривации ребенок оказывается неспособным к конструктивным социальным контактам, затрудняется в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека. Ребенок интуитивно чувствует свою брошенность, отсутствие опоры, защиты. Поэтому он стремится к контакту с любым взрослым и счастлив, если его погладят по головке, приласкают, скажут доброе слово. Вместе с тем начинают развиваться агрессивные комплексы. В основе агрессии - потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими. Дети интуитивно понимают, что для успеха в жизни они должны полагаться на себя, а потому стремятся утвердить себя всеми доступными способами (через нарушение норм, дерзость … ).
Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты, причины действительности и сформировать правильное отношение к ним.
Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. При её проведении нам необходимо учитывать следующие показатели эмоциональной сферы ребенка: внутренняя мотивация, эмпатическое отношение к другим, склонность к самоанализу, адекватная реакция на различные явления окружающей среды, уверенность в своих силах и способностях, чувство юмора, чуткость к анализу нравственных проблем.
Исходя из этого, я предлагаю использовать следующие методы диагностики эмоциональной сферы подростков.
I. Основные методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности воспитанников.
II группу составляют методы экспериментального исследования личности: проективные рисуночные тесты, опросники, анкеты.
В отдельную группу следует отнести изучение документации.
Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка. Проводится оно целенаправленно на уроке, перемене, в процессе игры, общения со взрослыми, сверстниками. Материалы наблюдения обязательно фиксируются (в дневнике педагога). При анализе фактов нужна их правильная интерпретация, позволяющая определить характер поступков: упрямство, лень, старание…, определить мотивы поведения ребенка и его отношение к проступкам (равнодушие, переживание, удовлетворенность).
Во избежание ошибок при интерпретации результатов следует продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов.
В ходе наблюдений следует обратить внимание на параметры эмоциональных проявлений:
1. Эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Он дает нам информацию о эмоциональном благополучии.
2. Выраженность эмоций. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки.
3. Эмоциональная подвижность – быстрая и легкая смена от печали к радости; но чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.


В результате наблюдения мы выявляем причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оцениваем собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления.
Беседы, интервью – методы непосредственного общения с воспитанником, с помощью которых можно получить информацию из уст самого ребенка.
Целесообразно изучить, насколько дети понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и своё собственное, каким образом они выражают свои эмоции. Для этого используют картинки из журналов, фотографии с изображением ярко выраженного эмоционального состояния, сюжетные картинки, графические изображения эмоций, пиктограммы, ситуации из литературы, фильмов.
Рисуночные методы помогают дополнить информацию о параметрах эмоциональной сферы. Надо стараться фиксировать любую эмоцию даже самую незначительную, в процессе выполнения теста, т.к. процесс рисования часто вызывает у детей сильные эмоции. («Рисунок человека», «Кактус», «Дом. Дерево. Человек»).
Рисунок помогает приоткрыть эмоциональную сферу ребенка и увидеть сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон (преобладают темные, грязные тона: черный, коричневый, лиловый, серый).
Об эмоциональной напряженности говорит штриховка отдельных частей тела, стирание и поправка ранее нарисованных элементов, предпочтение красных тонов, отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры.
Анализируя выполнение ребенком заданий, можно получить информацию об эмоциональном благополучии, уровне его самооценки, личностных проблемах. Старайтесь проявлять эмоциональное богатство и разнообразие своей личности. Стройте с детьми доброжелательные, открытые, эмоционально-насыщенные отношения. Помните, что подростки смотрят в нас как в зеркало и подражают нам.
Автор материала: Раевская Оксана Витальевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Бурова Елена Сергеевна. Развитие эмоциональной устойчивости дошкольного возраста в подвижных играх
  • Олеся Строкач. Родительское собрание с использованием ИКТ на тему: 'Эмоциональное развитие детей'
  • Тимофеева Мария Витальевна. Учите ребенка чувствовать
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Поморцева Ольга Александровна. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Наши эмоции».
  • Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с использованием модулей «Тропы здоровья»
  • Борзило Лилия Вениаминовна. Развивающая игра 'Путешествие в мир эмоций' Для детей 5-7 лет
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Ткаченко С.Н.. Развитие эмоционального мироощущения ребенка.
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Короткова Елена Александровна. Музыкотерапия для детей.
  • Кузнецова Венера. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Орлова Марина Вячеславовна. Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Сысоева Зинаида Викторовна. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Короткова Оксана Михайловна. Презентация на тему: 'Отгадай сказку'
  • Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Вольф Оксана Александровна. Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Екатерина Игоревна Назаренко. Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с использованием ИКТ. Тема: «Большой мир маленького человека»
  • Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.
  • Багаева Алена Игоревна. «Мир Эмоций»
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Борисенко Светлана Владимировна. Конспект НОД в средней группе «Путешествие в Сказочную страну эмоций»
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Программа «Психология общения» для учащихся. 4 КЛАССЫ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь