Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1340

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вы помните, что на прошедшей неделе вас рассердило? Что огорчило? Вспомните повод для радости, который принесла эта неделя. Может, вы испытали страх и тут же поспешили забыть его? А как вы встретили это утро? Как провели вчерашний вечер? Какое у вас настроение сейчас?
Вся наша жизнь, все наши дни сопровождаются более или менее интенсивными эмоциями различной окраски и продолжительности. Какие-то из них проходят незамеченными, какие-то вызывают бурю, и … тоже проходят незамеченными. Что-то оседает в настроении, что-то отправляется в сновидения, в невроз …. А мы все так же эмоциональны и беспечны, не ценим радости, не замечаем печали, прячем гнев, прячемся от страха. Так принято: жить, не обращая на это внимания.
Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека. Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. В общении эмоции позволяют «увидеть» психологические границы другого человека и обозначить свои собственные. Они придают дополнительную окраску, своеобразный колорит самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Игнорирование и длительное подавление, неспособность выразить эмоции может привести к различным психосоматическим заболеваниям. Высвобождение же эмоций дает ощущение психологической свободы и раскрывает больше возможностей для развития и становления личности.
Для большего понимания природы эмоций приведем краткое описание основных понятий. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. Формы протекания чувств и эмоционального состояния: настроение, аффект, амбивалентность (полярность, двойственность эмоций), апатия, вдохновение, депрессия, страсть, стресс, эмпатия.
Внутренний мир человека невозможно представить без богатейшей гаммы эмоциональных переживаний, каждое из которых играет свою роль в ярком спектакле жизни. Умеем ли мы разбираться в том, что чувствуют дети? Можем ли мы осознать, что переживаем сами? Способны ли научить наших детей «прочитывать» и осмысливать свои чувства, эмоциональные состояния?
Представим такую ситуацию: учитель, которого ребенок искренне любит (устойчивое чувство), на уроке математики не обратил внимание на успешное решение трудной задачи ребенком, не похвалил его, а напротив – даже сделал замечание по поводу не слишком аккуратной записи. Вспыхнувшая в ребенке обида (сильное кратковременное эмоциональное состояние) скоро растворится, и конечно же не заглушит, не уничтожит любовь к учителю, особенно если тот больше не будет давать поводов к возникновению негативных эмоций.
Иными словами, следует понимать и виде ть разницу между чувствами ребенка, как отражением его долговременных и устойчивых переживаний, и эмоциями, как быстрыми и не слишком устойчивыми процессами реагирования на конкретные ситуации.
Ребенок отказывается идти в отряд (школу), возвращаться из изолятора, заявляя, что он обижен на одногруппников. На самом деле, он переживает эмоциональный страх (несоответствие тем стандартам и нормам, которые предъявляет группа сверстников). Непонимание собственных чувств или их неверное истолкование могут привести к серьезным жизненным ошибкам в будущем.
Научить ребенка распознавать собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл – основная задача взрослых. Педагог, умеющий раскодировать идущую через эмоциональные проявления информацию, имеет возможность понять и предупредить трудности личностного развития ребенка, преобразовать и скорректировать негативные явления эмоционального плана.
Эмоциональная сфера детей детских домов начинает искажаться с самих ранних этапов контакта со средой – отсутствие одного взрослого, матери, её заботы, ласки, эмоционального тепла родителей, их непосредственного участия во всех делах ребенка, совместных решений, эмоциональная депривация порождают либо пассивность, либо страх, первичную тревогу, которая с течением времени усиливается.
В условиях эмоциональной депривации ребенок оказывается неспособным к конструктивным социальным контактам, затрудняется в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека. Ребенок интуитивно чувствует свою брошенность, отсутствие опоры, защиты. Поэтому он стремится к контакту с любым взрослым и счастлив, если его погладят по головке, приласкают, скажут доброе слово. Вместе с тем начинают развиваться агрессивные комплексы. В основе агрессии - потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими. Дети интуитивно понимают, что для успеха в жизни они должны полагаться на себя, а потому стремятся утвердить себя всеми доступными способами (через нарушение норм, дерзость … ).
Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты, причины действительности и сформировать правильное отношение к ним.
Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. При её проведении нам необходимо учитывать следующие показатели эмоциональной сферы ребенка: внутренняя мотивация, эмпатическое отношение к другим, склонность к самоанализу, адекватная реакция на различные явления окружающей среды, уверенность в своих силах и способностях, чувство юмора, чуткость к анализу нравственных проблем.
Исходя из этого, я предлагаю использовать следующие методы диагностики эмоциональной сферы подростков.
I. Основные методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности воспитанников.
II группу составляют методы экспериментального исследования личности: проективные рисуночные тесты, опросники, анкеты.
В отдельную группу следует отнести изучение документации.
Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка. Проводится оно целенаправленно на уроке, перемене, в процессе игры, общения со взрослыми, сверстниками. Материалы наблюдения обязательно фиксируются (в дневнике педагога). При анализе фактов нужна их правильная интерпретация, позволяющая определить характер поступков: упрямство, лень, старание…, определить мотивы поведения ребенка и его отношение к проступкам (равнодушие, переживание, удовлетворенность).
Во избежание ошибок при интерпретации результатов следует продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов.
В ходе наблюдений следует обратить внимание на параметры эмоциональных проявлений:
1. Эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Он дает нам информацию о эмоциональном благополучии.
2. Выраженность эмоций. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки.
3. Эмоциональная подвижность – быстрая и легкая смена от печали к радости; но чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.


В результате наблюдения мы выявляем причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оцениваем собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления.
Беседы, интервью – методы непосредственного общения с воспитанником, с помощью которых можно получить информацию из уст самого ребенка.
Целесообразно изучить, насколько дети понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и своё собственное, каким образом они выражают свои эмоции. Для этого используют картинки из журналов, фотографии с изображением ярко выраженного эмоционального состояния, сюжетные картинки, графические изображения эмоций, пиктограммы, ситуации из литературы, фильмов.
Рисуночные методы помогают дополнить информацию о параметрах эмоциональной сферы. Надо стараться фиксировать любую эмоцию даже самую незначительную, в процессе выполнения теста, т.к. процесс рисования часто вызывает у детей сильные эмоции. («Рисунок человека», «Кактус», «Дом. Дерево. Человек»).
Рисунок помогает приоткрыть эмоциональную сферу ребенка и увидеть сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон (преобладают темные, грязные тона: черный, коричневый, лиловый, серый).
Об эмоциональной напряженности говорит штриховка отдельных частей тела, стирание и поправка ранее нарисованных элементов, предпочтение красных тонов, отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры.
Анализируя выполнение ребенком заданий, можно получить информацию об эмоциональном благополучии, уровне его самооценки, личностных проблемах. Старайтесь проявлять эмоциональное богатство и разнообразие своей личности. Стройте с детьми доброжелательные, открытые, эмоционально-насыщенные отношения. Помните, что подростки смотрят в нас как в зеркало и подражают нам.
Автор материала: Раевская Оксана Витальевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Тимофеева Мария Витальевна. Учите ребенка чувствовать
  • Бурова Елена Сергеевна. Развитие эмоциональной устойчивости дошкольного возраста в подвижных играх
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'
  • Олеся Строкач. Родительское собрание с использованием ИКТ на тему: 'Эмоциональное развитие детей'
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Коробкова Оксана Владиславна. Конспект открытого занятия педагога-психолога в старшей группе «Путешествие в страну эмоций».
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с использованием модулей «Тропы здоровья»
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Поморцева Ольга Александровна. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Наши эмоции».
  • Борзило Лилия Вениаминовна. Развивающая игра 'Путешествие в мир эмоций' Для детей 5-7 лет
  • Ткаченко С.Н.. Развитие эмоционального мироощущения ребенка.
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Короткова Елена Александровна. Музыкотерапия для детей.
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Кузнецова Венера. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Надымова Елена Александровна. Шедевры мировой живописи в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «КОРОБКА СКАЗОК»
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Орлова Марина Вячеславовна. Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Короткова Оксана Михайловна. Презентация на тему: 'Отгадай сказку'
  • Как эмоции растекаются в мозге



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь