П. Федоренко, И. Качай. Искаженное мышление, порождающее негативные эмоции

В своей основе эти ментальные (т.е. мыслительные) искажения являются завышенными требованиями человека к себе, другим людям и миру в целом, порождающими постоянные негативные эмоции тревоги, гнева, стыда, обиды и вины. Об этом пишут в своей новой книге «Победа над страхом, паникой и ВСД» (2018) психологи Павел Федоренко и Илья Качай.

искажения мышления

Требования к себе можно выразить, например, в таком веровании: «Я должен добиться успеха и получить одобрение других людей, иначе стану неудачником».

Такая установка проявляется у людей, склонных к перфекционизму, и очень часто создает тревогу и страх, вину и стыд, а также ведет к истощению, неврастении, апатии, самобичеванию, жалости к себе и депрессии.

Требования к другим раскрываются в убежденности человека в том, что люди должны относиться к нему только так, как ему хочется, — справедливо, заботливо, по-доброму, — иначе заслуживают осуждения. Такое иррациональное верование нередко вызывает гнев, обиду, пассивную агрессию и жестокость.

Наконец, требования к миру могут выглядеть так: «Я должен получать то, что хочу и когда хочу, и не должен получать то, что не хочу». Эта позиция ведет к психологии жертвы, жалости к себе и перекладывании ответственности на других людей и жизненные обстоятельства при возникновении даже малейших неприятностей.

Все эти требования закладываются в детстве через воспитание путем родительского сравнения своего ребенка с другими, более «успешными» детьми при одновременной нехватке похвалы и избытке критики: «ты должен вести себя хорошо», «ты должен быть умным», «ты должен стать лучшим».

Такой подход формирует у ребенка убеждение в том, что его любят только тогда, когда он становится хорошим, что ведет к долженствованиям, постоянное следование которым, в свою очередь, порождает напряжение.

В результате мир начинает восприниматься человеком сквозь призму его долженствований, которые во взрослой жизни он проецирует на других людей — жену, детей, друзей, коллег. Однако реальность, вежливо говоря, далеко не всегда соответствует требованиям и ожиданиям человека, что порождает чувство гнева. Источником формирования требований помимо воспитания также является среда, в которой находится человек, например, друзья, средства массовой информации, Интернет и прочее.

Таким образом, эти неразумные, завышенные, чрезмерные и непосильные требования человека к себе, другим людям и миру в целом являются наиболее частыми случаями искажений в мышлении, именуемыми долженствованиями, которые порождают невротические эмоции тревоги, гнева, стыда, обиды и вины.

В итоге это может привести к разнообразным психологическим проблемам, к отсутствию успеха в личной жизни и профессиональной деятельности. Длительность и интенсивность негативных эмоций порождают стресс, депрессию, преждевременное старение и нередко сопровождается болезнями, которые, в свою очередь, вызывают еще более сильное напряжение, каждый раз усиливая этот порочный круг.

Но если уровень тревоги можно снизить в относительно короткий срок, то работа над своим мировоззрением и характером займет гораздо более длительное время, поскольку неадаптивные стратегии мышления и поведения создавались на протяжении всей вашей жизни.

Однако если вы будете работать над собой, положительная динамика не заставит себя долго ждать: день за днем жизнь будет улучшаться во многих ее аспектах. Первым шагом на этом пути является осознание собственных мыслительных ограничений.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные искажения мышления к себе, другим людям и миру.

Фильтрация

Концентрация только на негативных (тревожных, обидных и раздражающих) сторонах ситуации, вытесняющих ее положительные моменты и отбрасывающих предшествующий позитивный опыт.

Например: «Мой сын всегда ведет себя ужасно», «Мне бы понравилась эта девушка, если бы не ее отвратительные духи», «Мне окружают плохие люди».

Что делать? Переключить внимание на позитивные стороны ситуации и на поиск способов решения проблемы, смотреть на события с разных точек зрения.

Ключевые слова: «ужасно», «страшно», «отвратительно», «невыносимо».

Поляризация

Черно-белое видение мира, в котором все вещи и явления бывают хорошими или плохими, прекрасными или ужасными, и в котором нет места для компромиссов и полутонов, поскольку существуют только крайности.

Например: «Я должен всегда выглядеть идеально, или это будет позор», «Либо я сразу стану успешным человеком, либо всю жизнь буду неудачником», «Я не должен ошибаться, иначе стану посмешищем».

Что делать? Перестать бросаться в крайности при оценке разных ситуаций, оценивать события в процентном отношении, постепенно снижая уровень своего максимализма и перфекционизма.

Ключевые слова: «или…, или…», «либо…, либо…», «все или ничего».

Сверхобобщение

Неоправданные обобщающие выводы из-за единожды произошедшего негативного случая с последующим приклеиванием негативных ярлыков на все события и явления.

Например: «У меня никогда ничего не получается», «Я никому не нужен», «Все мужики — козлы», «Все богатые люди — воры».

Что делать? Исходить из реальных фактов и конкретных доказательств, заменить негативные определения на нейтральные.

Ключевые слова: «все», «никто», «все», «ничто», «никогда», «всегда».

Чтение мыслей

Убежденность в том, что человек знает чувства и мысли других людей или уверенность в том, что другие люди должны знать все желания человека.

Например: «Он думает, что я странная», «Она хочет от меня только денег», «Она должна понимать, что сейчас я хочу отдохнуть».

Что делать? Понимать невозможность точного знания того, о чем думают и что чувствуют другие люди, и невозможность обратной ситуации, подтверждать свои подозрения реальными фактами.

Ключевые слова: «он думает», «она считает», «он должен знать», «они должны понимать».

Катастрофизация

Постоянное ожидание самых худших и самых ужасных сценариев развития событий.

Например: «А что если мой самолет разобьется?», «А вдруг на мою дочь нападут бандиты?», «А что если я заболею и не смогу работать? Это кошмар!»

Что делать? Перестать раздувать из мухи слона, оценивать вероятность осуществления того или иного события, критически анализировать свои мысли.

Ключевые слова: «а что если…», «а вдруг…», «катастрофа», «кошмар».

Гиперболизация

Преувеличение значимости проблем, масштабирование сложностей и минимизирование позитивных моментов явлений.

Например: «Стоять в очереди целый час невыносимо!», «Я не переживу, если он мне откажет!», «Ужасно, что мы опаздываем на день рождения!»

Что делать? Перестать преувеличивать размеры трудностей и видеть их реальные масштабы, тем более что человек может выдержать практически все.

Ключевые слова: «ужасный», «невыносимый», «огромный», «непомерный».

Персонализация

Уверенность в том, что слова и действия других людей являются их непосредственной реакцией на человека, принятие ответственности за чувства других людей на себя.

Например: «Девушки смеются и смотрят на меня, значит, со мной что-то не так», «Мой муж сегодня не в духе — это я его разозлила», «Я все испортил».

Что делать? Найти доказательства своим предположениям, смотреть на ту или иную ситуацию глазами независимого наблюдателя.

Ключевые слова: «я», «мной», «мне», «обо мне».

Сравнение

Постоянное сравнивание себя с другими людьми с целью обнаружения своего превосходства, что приводит к разочарованию.

Например: «Я не такой везучий, как моя сестра», «Он гораздо лучше меня решает проблемы», «Мне не достичь такого успеха, какого достиг мой отец».

Что делать? Отказаться от сравнений, являющихся истоком нестабильной самооценки, понимать, что у всех людей есть сильные и слабые стороны.

Ключевые слова: «лучше», «хуже», «успешнее», «сильнее», «достойнее».

Долженствование

Необоснованно завышенные требования к себе, другим людям и миру в целом, отступление от которых недопустимо.

Например: «Я должен быть хорошим другом», «Я не должен испытывать страданий», «Окружающие должны меня одобрять», «Сегодня не должно быть плохой погоды», «Все должно быть так, как я хочу».

Что делать? Допускать возможность ошибок, признавать уникальность других людей, заменять долженствования пожеланиями, то есть альтернативными здоровыми мыслями и разумными предпочтениями по типу «Мне бы хотелось…, но это вовсе не означает…», «Я хочу…, но это не гарантирует…».

Ключевые слова: «должен», «обязан», «следует», «необходимо».

Обесценивание

Отрицание важности происходящих событий посредством «сглаживания» своих недостатков, самообмана и оправдывания себя.

Например: «Мне задержали зарплату, ну и ладно!», «Мне бросила девушка, значит, так и должно быть», «Это меня не касается!», «Кому какая разница?»

Что делать? Осознавать подлинную значимость событий и реалистично оценивать свои индивидуальные качества.

Ключевые слова: «ничего страшного», «так и должно быть», «ну и что».

Непереносимость дискомфорта

Нетерпимость неприятных состояний, что приводит к избеганию дискомфортных ситуаций.

Например: «Вставать рано утром ужасно», «Я должен сейчас поесть, или это будет невыносимо», «Если мне откажут, я этого не переживу».

Что делать? Опираться на предшествующий позитивный опыт аналогичных ситуаций, понимать реальную степень дискомфорта.

Ключевые слова: «невыносимо», «нетерпимо», «невозможно», «ужасно».

Обобщая рассмотренные фильтры искаженного мышления, иначе именуемые паттернами ограниченного мышления, или иррациональными верованиями, стоит еще раз заострить внимание на том, что именно эти виды искаженного мышления и привели вас к проблемам, день за днем «подтачивая» ваше душевное состояние.

Эти автоматические неосознанные мысли, заслоняющие от вас реальность, приводят к тому, что вы постоянно живете будто с закрытыми глазами, вредя сами себе и не видя этого. Поэтому крайне важно замечать и правильно определять вышеуказанные когнитивные ошибки и опровергать эти неразумные верования.

Постепенно вырабатывая у себя этот навык, вы сможете существенно снизить уровень своей тревожности, а также длительность и интенсивность других негативных эмоций.

Однако представленные искажения мышления являются вершиной айсберга человеческого мировоззрения. За этими иррациональными верованиями кроются промежуточные убеждения, представляющие собой определенные ценности, установки, стереотипы и стратегии поведения, говоря иначе, долженствования, которые формируются в детском возрасте и определяют характер человека. В свою очередь, промежуточные убеждения вырастают из глубинных убеждений, которые можно свести к двум установкам: «Я плохой» и «Я беспомощный».

Конечно, для полноценной работы над своим характером и мировоззрением необходимо вскрывать промежуточные и глубинные убеждения, однако мы ограничимся вышеуказанными фильтрами искаженного мышления, проработка которых уже даст очень хорошие результаты.

Подготовлено по материалам интернет-сми

20.03.2018

Просмотров: 841
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Леонид Кроль. Манипулятор, мотиватор, модератор? Что должен делать лидер?
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Ласло Бок. Рекрутинг персонала: что делать, чтобы рекрутировать лучше
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Барбара Шер. Как начать делать то, что хочешь
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Георгий Сергацкий. Что важнее — грудь или попа? (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
  • Л. Алавердова. Что делать после самоубийства. Советы тем, кто пережил смерть близких, и тем, кто их окружает
  • Анатолий Гершов. Рожденные недовольными. Почему так трудно жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Н.Б. Энкельманн. Что для вас означает успех?
  • Алекс Бон. Что такое осознанность и зачем она нужна?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Азим Турдыев. Что такое алкоголизм? Фермент алкогольдегидрогеназа и его роль
  • Марти Ньюмейер. Как сделать что-то важное в жизни?
  • Феликс Божонка. Что такое раннее развитие ребенка?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь