Сазонова Людмила Владиславовна. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаДошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако,  долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей. В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформированные американским ученым Барри Коммонером:
- все связано со всем;
- все куда-то девается;
- все что-нибудь да стоит (ничто не даётся даром);
- природа знает лучше.
Известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» (2).
Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического воспитания. Он подчёркивал, что «экологическое воспитание -  это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».
С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – « это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности» (4).
В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.
Процесс экологического воспитания проявляется  в разных сферах детской деятельности: в труде, на занятиях, в опытах, в играх, а именно в удовлетворении детской любознательности и в вовлечении ребёнка в активное освоение окружающего мира, помогает ему обладать способами познания связей между предметами и явлениями, то есть экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс.
Данная тема нам как педагогам очень важна и интересна.
Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относится к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель нашей экологической работы. За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:
- формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;
- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности;
-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Создание условий является одним из решений данных задач. Создан уголок природы, в котором собраны макеты по экологическим зонам, «огород на подоконнике», организована экологическая мини лаборатория, где есть всё необходимое для проведения различных детьми опытов, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов.
Минимальный состав уголка природы включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей. Оформлен календарь наблюдения за объектами и явлениями природы. В уголке природы представлены времена года с отрывным календарём, отрывая листок календаря каждый день, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, времён года. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать  в течение всего года лук, а весной вместе с педагогом высаживают помидоры, перцы. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений, замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов  и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода. В своей работе мы используем разнообразные формы образовательной деятельности – одной из которых является наблюдение. Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок научится видеть, понимать и ценить её красоту.
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Все результаты наблюдений мы фиксируем в рисунках, поделках, ведём записи детских сочинений, рассказов об увиденном.
В процессе экологического воспитания организуем прогулки. Структурным компонентом прогулки являются:
-наблюдения,
- дидактические задания,
- трудовая деятельность детей,
- подвижные игры и упражнения.
Для того, чтобы с пользой провести прогулки мы разработали перспективный план наблюдений на прогулках. В нём определены объекты, цели и задачи, поставленные перед детьми. Задачи по экологическому воспитанию решаем, проводя организованную образовательную деятельность с детьми. Эта работа проводится в разных формах: в утренние часы беседы, рассматривание иллюстраций, совместной деятельности, наблюдения, игры.
При ознакомлении с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями разных писателей: М. Пришвина, В Бианки, Г. Скребицкого, Б. Жидкого. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают «звуки природы» и работы у них получаются намного лучше. Проводим развлечения на экологическую тему «Праздник леса», «Путешествие по лесным тропинкам».Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов. В цветнике приобщаем детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где с детьми высаживаем различные растения, овощи, в процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.
Проводим дидактические игры «Что, где растёт», «Зоопарк», «С какого дерева лист», «Оденем куклу на прогулку».
Словесные  игры: «Узнайте по описанию»;  «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо –плохо», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Работая с детьми   учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Планируем  и проводим беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе,  советуем, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи, различные фильмы.  Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, семинарах, природоохранительных акциях. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.
Проводим  родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа»,  «Добро пожаловать в экологию».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении возможно при условии:
- создание условий для работы по экологическому воспитанию;
- использования самых разнообразных форм работы в решении задач, экологического воспитания;
- работы с родителями, так как без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей.
Таким образом, в наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем человечества. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Литература.
1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.
2. Зверев Н.А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
3. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
4. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа. 1995.
5. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

Просмотров: 470
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Христенкова Елена Вячеславовна. НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Никитина Оксана Юрьевна. «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Мацко Нина Михайловна. ПЕДСОВЕТ: «Что такое экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении?».
  • Сологубова Мария Владимировна. Перспективный план развития воспитателя «Игры как средство экологического воспитания»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Мельникова Клавдия Аркадьевна. «Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Педагогический опыт: Тема опыта: Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Незнанова Галина Васильевна. Экологическое воспитание дошкольников «С детьми, для детей, для души…»
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь