Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52711

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Д/Следующим шагом может быть знакомство студента с другими
работами по данной теме и написание аналитического литера-
турного обзора. Здесь формируются навыки работы с каталогами,
навыки логического анализа состояния проблемы по литератур-
ным данным, навыки упорядочения суждений и их ясного изло-
жения.
После проведения эксперимента и написания аналитическо-
го литературного обзора студенту целесообразно выступить
перед аудиторией на практических занятиях, на заседании кружка
и т. д.
Далее следует новый экспериментальный этап, который ^может
служить достижению разных целей, возникающих в ходе.,'анали-
тического обзора: проверка имеющегося в литературе факта, по-
лучение нового факта, который восполняет недостающее звено в
логической структуре проблемы, и др. На этом этапе студент
учится формулировать и экспериментально проверять эмпириче-
ские гипотезы.
Дальнейшая работа над рефератом может привести к необхо-
димости критического анализа дискуссии по какому-то вопросу.
На этом этапе студент учится подходить к анализируемому ма-
териалу диалектически, т. е. проникать в суть явлений, давать
правильное объяснение имеющимся фактам, вскрывать их внут-
ренний механизм.
На каждом из указанных этапов работа студента может оце-
ниваться дифференцированным баллом. Один балл—это качест-
венный показатель проделанной работы. Но вся работа много-
плановая, в ней концентрируются многие стороны деятельности
студента. Поэтому оценку всей работы преподаватель дает с уче-
том следующих показателей: полнота раскрытия содержания
темы, оригинальность суждений (на основе теоретических и опыт-
ных материалов), новизна фактического материала, глубина ана-
лиза, органичность сочетания теоретического и фактического ма-
териала, самостоятельность студента при выполнении работы и
практическая значимость работы.
Общая оценка за курсовую выставляется в зачетную книжку
студента. Но автору работы желательно знать мнение товарищей,
гак сказать, общественное мнение. Во многих педвузах стало
традицией устраивать конкурс исследовательских работ: сначала
внутрикафедральный, а затем внутривузовский. Нередко резуль-
21

таты последнего дают путевку на республиканский и всесоюзны)"
конкурсы. Другим, не менее полезным средством морального по-
ощрения и стимулирования является конференция, на которой в
присутствии сокурсников, преподавателей кафедр студент зачи-
тывает либо полный текст, либо сокращенный вариант работы.
Не исключено, что студенты, успешно выполнившие курсовые ра-
боты по психологии, могут проявить желание продолжить иссле-
дование в области психологии. Этот интерес следует всячески
поощрять. Используя опыт курсового исследования в области пси-
хологии, студент может подготовить хорошую выпускную дип-
ломную работу, квалифицирующую его как творческого педагога-
исследователя.
Однако, как бы хорошо ни осуществлялся контроль препода-
вателей за самостоятельной работой студентов, его одного недо-
статочно. Студентам важно научиться самоконтролю. Особое вни-
мание должно быть проявлено к окончательному оформле-
нию работы'. Написать хорошую работу с первого раза—дело
почти невозможное. Даже такие мастера слова, как Д, Н. Тол-
стой, по нескольку раз переделывали отдельные места, а то
и целые главы своих произведений. Лев Николаевич однажды за-
писал в своем дневнике: «Надо навсегда отбросить мысль писать
без поправок. Переделывать три, четыре раза—это еще мало...
Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильность вы-
ражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая все лишнее
и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписы-
вать, обрабатывая правильность выражения»2.
После того как первый вариант работы написан, необходимо
дать ему «отлежаться», т. е. не читать его в течение одной-двух
недель. При повторном чтении следует сделать следующее:
1) убрать тот материал, который не имеет прямого отноше-
ния к теме;
2) убрать повторения;
3) убрать слова и фразы, без которых смысл остается понят-
ным (например, в фразе «убрать все повторения» вполне можно
убрать слово «все»);
4) длинные предложения разбить на более короткие, чтобы
облегчить понимание;
5) постараться избавиться от деепричастных оборотов;
6) уточнить правильность использования терминов, обращаясь
к различным словарям;
7) уточнить правильность написания слов и пунктуации;
8) проверить цитаты и правильность ссылок;
9) привести к единообразному употреблению терминов, сокра-
щений, единиц измерения;
10) проверить нумерацию страниц, таблиц, рисунков;
' См.: Ашмарин Б. А., Хентов Р. Я. Методика самостоятельной работы. •
Л., 1974.
2 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.—М., 1937.—Т. 46.—С. 244.
22
11) заново переписать работу, прочитать и дать прочесть то-
варищу.
Большое значение для успешной учебной деятельности студен-
тов имеет планирование самостоятельной работы во времени: на
год, семестр, на предстоящую неделю—и умения организовать
свой учебный труд так, чтобы каждый раз добиваться его высо-
кой эффективности при наименьшей затрате времени. В этом пла-
не велика роль выполнения студентами установленного на факуль-
тете графика самостоятельной работы и соблюдения правил ги-
гиены умственного труда.

Тема 1. Предмет и задачи возрастной
и педагогической психологии
Методические указания
Возрастная и педагогическая психология — наиболее развитые
отрасли современной психологической науки, теснейшим образом
связанные с общей психологией, раскрывающей природу и зако-
номерности психической жизни человека.
Основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушин-
ский более ста лет тому назад писал в предисловии к своему тру-
ду «Человек как предмет воспитания»: «Психология, в отношении
своей приложимости к педагогике и своей необходимости для пе-
дагога, занимает первое место между всеми науками»'. Особенно
К. Д. Ушинский подчеркивал, что «если педагогика хочет воспи-
тывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать
его тоже во всех отношениях»2.
Возрастная и педагогическая психология тесно взаимосвязаны,
так как имеют общий объект исследования — психическую дея-
тельность и поведение развивающегося человека. Но вместе с тем
это самостоятельные отрасли психологического знания. Каждая
из них имеет свой предмет и задачи исследования.
На семинарских занятиях и при выполнении самостоятельной
работы по данной теме студентам следует четко представить себе
различия в предметах и задачах исследования каждой из этих
областей психологической науки.
В озрастная психология изучает особенности
психического развития человека в онтогенезе.
Предметом ее исследования является возрастная динамика, за-
кономерности и ведущие факторы развития психических процес-
сов и свойств личности человека на разных этапах его жизненно-
го пути.
На семинарских занятиях необходимо раскрыть основные на-
.правления современной возрастной психологии и рассмотреть (в
соответствии с принятой периодизацией психического развития че-
ловека) основные характеристики отраслей возрастной психологии:
детской психологии, психологии младшего школьника, психологии
подростка, психологии юности, психологии взрослого человека.
.1974'ZT™C,V человек как "Р^" °°спитавия//Избр. пед. соч.-М
. 2 Там же. — С. 237.
24
Педагогическая психология изучает психоло-
гические закономерности обучения и воспитания.
Предметом ее исследования является познавательная деятельность
и умственное развитие учащихся, формирование их как сознатель-
ных субъектов познания, общения и труда.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология.
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Волков Б.С. Психология юности и молодости
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Практикум по практической психологии.
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. Практикум
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Комаров В.Н. Пособие по физике. Для студентов заочного факультета ВМК. Сост.
  • Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов.
  • Обернихиной Г.А. Литература. Практикум. Под редакцией
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология
  • Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии. 8 класс
  • Пашукова Т. и др. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Северина Е.С., Николаева А.Я. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. Под редакцией
  • Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право
  • Божович Л. И. Проблемы формирования личности.
  • Зейгарник Б.В. Патопсихология.
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Семинар практикум педагога психолога в ДОУ
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Белоусова З. И., Бойко В. Э. Психокоррекция виктимного поведения младших школьников.
  • Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьонов Г.В. Практикум по общей психологии.
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций
  • Треушникова М.К. Практикум по гражданскому процессу. Под редакцией
  • Кремера Н.Ш. Высшая математика для экономистов. Практикум. Под редакцией
  • Коровин Н.В. и др. Общая химия. Лабораторный практикум
  • Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. Практикум
  • Татьяна Бабанова. Семинар-практикум 'Отслеживание эффективности психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации детей'
  • Солодовникова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс
  • Полещук В.И. Задачник по электронике
  • Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.
  • Киркинский А.С. Математический анализ
  • Марина Николаевна Ильина. Роль коррекционно-педагогической среды в организации физического воспитания детей с нарушениями зрения
  • Александрова В.Л. Математика. 5 класс. Практикум. Готовимся к ГИА
  • Шевелев В.Н. История России. Конспект лекций
  • Коровин В.И. История русской литературы XIX века. В 3-х частях. Редактировал
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План работы учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Коррекция неречевых процессов у детей логопатов с ЗПР, СДВГ»
  • Солодилова О.П. Шпаргалка по возрастной психологии
  • Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь. Теория и практика.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь