Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52795

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Формулирование задачи исследования и подбор методики.
Общая задача исследования должна быть четко сформулирована
и ясна студенту. Она может быть детализирована путем выделе-
ния частных задач. Если это сделано, то студенту должна быть
очевидной связь между ними, т. е. между частным и общим. На-
пример, тема курсовой работы—«Психологическая характеристи-
ка конфликтов между учащимися». Общая задача: выяснить пси-
хологические корни и дать психологическую характеристику конф-
ликтных ситуаций в среде учащихся. Частные задачи: а) выделить
источники и виды конфликтов; б) определить роль личностных
свойств учащихся в возникновении и протекании конфликтной си-
туации; в) наметить способы разрешения конфликтов самими уча-
щимися.
Выбор методики изучения вопроса в школьных условиях, как
правило, вызывает затруднение у студентов. Это связано с тем,
что у них нет еще элементарного опыта ни в разработке конкрет-
2 Заказ 2268 I -J

ных примеров такого рода, ни в применении их. Поэтому необхо-
дима помощь руководителя. Вполне естественно — студенты не
справятся со сложной методикой, да и времени на ее отработку
и использование у них нет. Поэтому руководитель должен поре-
комендовать несложный естественный эксперимент, анкетирова-
ние, сочинение, социометрию, беседу, наблюдение.
Как показывает практика, студенты успешнее используют ан-
кету, сочинение учащихся, социометрию, нежели наблюдение, бе-
седу. Беседа трудна в связи с необходимостью придерживаться
заранее намеченного плана, не уклоняться в сторону от избран-
ного содержания, что не всегда удается неопытному студенту.
Кроме того, у студентов нет навыка живого общения с учащимися,
умения располагать их к себе для откровенного разговора. Не
всегда удается студентам наблюдение, целенаправленное и зара-
нее спланированное. При разработке конкретной методики (анке-
ты, темы сочинения, критериев для социометрии) студентам целе-
сообразно предоставить инициативу, т. е. дать возможность пер-
вый вариант сделать самим, а затем скорректировать его в со-
вместной работе с ним.
Проведение опытной работы с учащимися. Опытная работа
осуществляется во время методической практики. Студент прежде
всего использует возможности того класса, к которому он при-
креплен в качестве учителя и воспитателя. Как правило, это
младшие и средние классы. Опытную работу по теме следует на-
чинать с пробы на двух-трех учащихся. Это позволяет, во-первых,
выяснить, насколько удачно в содержательном отношении и по
форме составлен опытный материал, во-вторых, «проиграть» ход
опытной работы; в-третьих, увидеть на двух-трех примерах по-
лучаемый результат. После пробы студент вносит коррективы
либо в содержание, либо в порядок проведения работы и уже
после того привлекает к выполнению задания большее коли-
чество учащихся. Начинать опытную работу со школьниками
целесообразно во второй половине практики, после того как уча-
щиеся привыкнут к практиканту, а последний узнает своих подо-
печных.
Может случиться, что тема потребует изучения возрастного
аспекта. В этом случае студентам целесообразно установить кон-
такт с товарищем по практике, который работает в младшем
(старшем) классе и попросить его провести данный эксперимент
(опрос, анкету, сочинение и т. д.).
Анализ полученного материала, его осмысление и изложение.
По окончании методической практики в распоряжении студентов
имеется теоретическая разработка темы и материал опытов с уча-
щимися. Все это предстоит оформить в единое целое.
Руководитель знакомится с материалами опытной работы и
совместно со студентами намечает параметры анализа. На не-
скольких примерах он иллюстрирует, как проводить анализ. При
этом напоминает студентам о том, что нужно постоянно помнить
общую и частные задачи, которые решались в ходе опытной ра-
18
боты. Студенты самостоятельно продолжают и заканчивают ана-
лиз. После его завершения полезно, а вернее, необходимо соста-
вить тезисы, в которых сконцентрировать теоретический и опыт-
ный материал. Работа над тезисами не простая: она требует сво-
бодного владения теоретическим материалом и четких сведений
опытной работы. Все это необходимо выразить, сформулировать
сжато, коротко. Тезисы помогают охватить единым взглядом всю
работу, именно поэтому они полезны.
После того как тезисы сформулированы, их следует раскрыть —
подробно изложить содержание, используя различные формы и
способы доказательства: логические рассуждения, факты, мате-
риал научных публикаций.
Формулирование выводов. Это заключительная часть курсовой
работы. В ней автор перечисляет основные положения, которые
излагались и доказывались в работе. Выводы должны быть крат-
кими и содержательными.
Теоретический вариант курсовой работы, как было отмечено,
отличается от экспериментального. Выбирая тему теоретической
работы, студент не связан необходимостью опытной работы, по-
этому на первый план выступают такие мотивы, как интерес к
содержанию, стремление узнать мнение разных авторов, расши-
рить кругозор; или такая мотивация, как наличие (отсутствие)
необходимой литературы, трудоемкость и др. По-иному в теоре-
тическом варианте ставятся и задачи исследования. Они форму-
лируются в общем плане до начала изучения литературы: изучить
публикации, подвергнуть анализу, сопоставить точки зрения,
сформулировать свою позицию, свое понимание данного вопроса
и все это изложить письменно.
Выводы в теоретическом варианте также имеют свои особен-
ности. Они могут быть представлены в виде констатации (что
выявлено в данных работах), как оценка анализируемых работ
(положительная или отрицательная), как сопоставительная харак-
теристика (в одной работе — верно, доказательно, хорошо, в дру-
гой—неверно, бездоказательно, плохо).
Учебно-исследовательские задания по психологии на педпрак-
тике. Одной из важнейших форм самостоятельной работы студен-
тов по психологии является выполнение учебно-исследовательских
заданий в период прохождения педпрактики в школе. Задания,
которые получают студенты очного и заочного отделений на ме-
тодическую и стажерскую практику, могут быть двух видов: об-
щие для всех и индивидуальные. В помощь студентам, выполняю-
щим общие задания, в практикуме разработаны методические
рекомендации по изучению классного коллектива, личности школь-
ника и по подготовке доклада или лекции (для школьников, их
родителей или учителей) на психологические темы.
В качестве индивидуального задания может выступить прове-
дение опытной или экспериментальной работы, варианты которых
приведены выше в разделе «Учебно-исследовательская работа сту-
дентов».
2' 19

Последнее время все большую роль в повышении эффектив-
ности психолого-педагогической подготовки будущего учителя иг-
рает педагогическая практика на младших курсах. Здесь студен-
ты выполняют и посильные задания по психологии. В качестве
одного из возможных вариантов может выступить задание «На-
блюдение за оценочной деятельностью учителя». Цель его — по-
мочь студентам ознакомиться с различными способами оценива-
ния школьников, которые применяет учитель на уроке, проана-
лизировать эти способы и сделать обобщения о положительном
педагогическом опыте.
Известно, что учитель-мастер использует разнообразные спо-
собы оценивания поведения и учебной деятельности учеников. По-
мимо традиционных—отметка в журнале или дневнике, запись
в дневнике—он обращается к богатым возможностям устной
речи. Варьируя содержание высказывания («Неплохо», «Сегодня
ты лучше справился», «Если ты еще немного постараешься, то у
тебя получится хорошая работа», «Я уверен, что на самом деле
ты лучше, чем стараешься показаться нам» и т. д.),' интонацию,
силу и тембр голоса (одни и те же слова могут иметь противо-
положное значение, если они сказаны с разной интонацией), учи-
тель добивается нужного ему психологического воздействия и пе-
дагогического эффекта.
Чтобы направить внимание студентов, выполняющих это зада-
ние, им предлагается схема наблюдения, которая представляет
собой форму протокола, где указаны разные аспекты оценочной
деятельности учителя: речь (содержание и интонация), мимика,
жестикуляция, физическое действие. Записывая, что делает учи-
тель, и отмечая в соответствующих графах, какие из указанных
выше аспектов представлены, студент фиксирует оценочную дея-
тельность педагога. Впоследствии путем несложных подсчетов и
сопоставлений студент анализирует, какие аспекты представлены
больше, какие—меньше; какие оценки—положительные или от-
рицательные—преобладают у данного учителя; наконец, какие
способы оценивания были наиболее эффективны.
Рассмотренные нами выше формы самостоятельной работы
студентов требуют четкой организации умственного труда и вы-
сокой интеллектуальной активности студентов. Студентам важно
постоянно помнить, что приобретение навыков работы с книгой и
умения работать над рефератом или докладом, проведение экспе-
риментального исследования и выполнение курсовой работы по
психологии играют чрезвычайно важную роль в развитии твор-
ческой направленности студентов, в формировании 'у них навыков
и умений научно-психологического наблюдения и исследования
педагогических явлений, в совершенствовании педагогического' ма-
стерства и в повышении готовности к непрерывному самообразо-
ванию.
Контроль и самоконтроль самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа по психологии может проходить в разной
последовательности. Например,Г1сначала студент внимательно зна-
20
комится с одним литературным источником и пишет критическую
рецензию. Здесь он учится читать научную литературу. После
этого он проверяет факты, излагаемые в рецензируемой работе,
экспериментально, при этом овладевая методикой и определяя
границы ее применимости, а также побочные факторы, влияющие
на результат.
Проведение экспериментальной работы позволит студенту пра-
вильно понять и оценить содержание рецензируемой работы. На-
писание письменного отчета учит грамотно излагать результаты
проведенных экспериментов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций
  • Ольга Салдина. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников»
  • Под ред. Ильинича В.И. Физическая культура студента. Под ред. Ильинича В.И.
  • Под ред. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе
  • Белоусова З. И., Бойко В. Э. Психокоррекция виктимного поведения младших школьников.
  • Севостьянова Наталья Сергеевна. Психология учебной деятельности младшего школьника
  • Власова Виктория Ивановна. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей.
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Кочевых Надежда Владимировна. Особенности обучения дошкольников иностранному языку
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Редактор. Обучение в детском саду
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Редактор. Краткая характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Учебник для 1 класса
  • Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник для 1 класса
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Под ред. Симоненко В.Д. Технология. 4 класс.
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Под ред. Колбышевой С.И. Искусство. 9 класс. Под ред. Колбышевой С.И.
  • Под ред. Колбышевой С.И. Искусство. 8 класс. Под ред. Колбышевой С.И.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Максютова Альмира Алямовна. Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
  • Хубиян Этери Ашотовна. «Дыхательная гимнастика как средство коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников»
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Руденко Анастасия Валерьевна. Особенности памяти у детей с ЗПР
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Братцева Ирина Александровна. Психологические особенности формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста
  • Под ред. Бунеева Р.Н. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Часть 1
  • Волкова С.И. Математика. 1 класс. Проверочные работы
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Редактор. Формирование у дошкольников психологических качеств необходимых для успешного обучения в школе
  • Коробовой Г.Г. Банковское дело. Под ред
  • Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 класс. В 2 частях
  • Под ред. Лопуха П.С. География материков и стран. 8 класс
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • неизвестно Нестандартные уроки в начальной школе: математика.
  • Вахрушева Елена Михайловна. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
  • Шишкова И.А. Английский для младших школьников. Рабочие тетради
  • Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для младших школьников. Учебник в 2 частях
  • Макарова Светлана Андреевна. Проблема коррекции моторики и речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
  • Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь