загрузка...
"F71" Умственная отсталость умеренная
F80.1 Расстройство экспрессивной речи
А. Ф. Лосев. ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
Глава VII. "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ" - Психология искусства - Выготский Л.С. - Общая психология
Коммуникативные упражнения
Лекция девятая. Социальная структура постиндустриального общества. - Современное постиндустриальное общество - природа, противоречия, перспективы - В. Л. Иноземцев - Общая психология
Личности типология, по Шпрангеру
Методика "Исключение лишнего"
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Новогодний сценарий «Новый год в Простоквашино»
Рисуночный тест «Кактус». Проективная методика диагностики личности.
СЛОВАРЬ - Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий - Самохвалов В.П. - Общая психология
Упражнение «Мотивация»
Упражнения личностного роста

Паранойяльность. Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция - фактор p

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь судьбоаналитических терминов | автор: admin | 22 апреля 2011 | Просмотров: 3779


     Потребность p: в расширении Я, в бытии, быть кем-либо; внутренняя реальность.
     Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция. Паранойяльность. Диагностируется на портретах параноиков.
     Духовное «Я» человека предлагает идеалы, к которым надо стремиться. Доминирование фактора «p» делает человека идеалистом, интеллектуалом, творческой личностью.
     Расширения власти окружающего мира, в форме аллодиастолы (партиципация, проекция), то в виде расширения существования своего собственного Я, то есть в форме эгодиастолы в узком смысле (инфляция).
     Потребность определять возможности, свои и окружения, для того чтобы знать, в какой ситуации ты находишься, и, уже исходя из этого, принимать решение «что делать». Болезнь параноиков как раз и заключается в том, что они заблуждаются в определении того, кем являются они сами и какими возможностями обладают окружающие.
     Удовлетворение этой потребности является средством удовлетворения другой, главной потребности - быть способным разрешить любую ситуацию, в которой окажусь, т. е. потребности во всемогуществе. Стремление к всемогуществу является естественным стремлением любого человека, а вот то, какими путями он к нему стремится - это уже сугубо индивидуальное дело, зависящее от возраста, среды и предыдущего опыта. Способность решать эту проблему есть развитие духовного «Я».
     Начиная с первых дней жизни ребенок решает ее с помощью так называемой партиципации, т.е. единобытия с более могущественным объектом.
     Материальную пуповину, которая объединяла ребенка с матерью в единое целое, ребенок после ее разрушения меняет на духовную пуповину, оставаясь, благодаря ей, психически одним целым с матерью (эгоидное «дуальное существование» матери и ребенка), перенося на мать решение задачи «быть всемогущим» и, при этом, ощущая себя именно всемогущим. Позднее сфера Я начинает проецировать ту же самую силу существования на новые объекты уважения или любви. Так возникают вторичные проекции. Экзистенциальная сила может забираться у внешних объектов и присваиваться собственному Я (интропроекция), так бывает у детей в возрастной «период упрямства», а также при аутичной шизофрени и депрессии. В определенных обстоятельствах Я даже способно на то, чтобы принимать в себя экзистенциальную энергию чужих объектов и присваивать ее силе бытия своего собственного Я. В результате сила бытия сферы Я патологически расширяется. Возникают расширение Я, желание быть и тем, и другим, амбитенденции, одержимость противоположными стремлениями, болезненная инфляция, желание быть всем. Если сфера Я переносит свою экзистенциальную силу на высшую инстанцию, на дух, возникает религиозная партиципация с Богом.
     Поскольку объект, на который проецируется всемогущество, является самоуправляемым, личности остается эгоцентрически «ждать у моря погоды», постоянно жить в страхе, что объект «не сработает», ожидать от него «предательства», быть готовым к обвинению объекта в кознях, находиться в иррациональном, непредсказуемом мире.
С возрастом ребенок часть проблем в достижении всемогущества берет на себя, однако, без полной ликвидации партиципативной связи с матерью. Представители первобытных и слаборазвитых народов проецируют всемогущество в решении своих личных проблем на тотем. Им может быть предок, животное, растение или идол. Такая партиципация лишает их страха перед будущим, вселяет веру в то, что тотем поможет им в любой ситуации.
     Стремление всех людей быть в тесном контакте с вынашивающей, успокаивающей и заботящейся о нас матерью, постоянно чувствовать ее присутствие, комфортно и уютно жить с матерью в мире, в котором существуют только «Я и Ты», в замкнутом и тесном пространстве существования двоих (дуалюньон). Стремление любую силу жизни — в качестве всемогущества — переносить на мать и самому способствовать совместному всемогущественному дуальному существованию, то есть в действительности стремление к партиципации — архаичному желанию, побуждавшему первобытных людей пережить кровную связь и навечно объединиться со своими тотемными животными, растениями и предками, со своим Богом (мистическая партиципация по Леви-Брюлю). Стремление перемещать эту экзистенциальную власть после распада райского единения с матерью на объекты внешнего мира, то есть проецировать и этим увеличивать власть окружающего мира, наделяя его всемогуществом, а собственные экзистенциальные силы, наоборот, преуменьшать до беспомощности и бессилия.      Стремление осознавать свое одиночество после отделения от матери, понять появившиеся в сознании желания, убедиться в разделении на «Я-мир» и «Ты-мир», а затем захотеть самому быть самым великим и могущественным посредством расширения своего собственного Я (инфляция).
     Перенос и приписывание окружающему миру существующей у нас экзистенциальной силы, одиночество эго, осознавание бывших ранее бессознательными притязаний, стремление быть всем, одержимость амбитенденциями, то есть желанием быть и тем, и другим, формирование идеалов Я. Психологически «одержимость» означает то, что сфера Я заполонена, оккупирована каким-либо комплексом или архетипическим материалом.
     Специальная генная инстинктивная энергия «р», эгодиастола, повышающая в людях стремление Быть, расширяющая пространство Бытия вплоть до желания Быть-Всем. В судьбоанализе это побуждение называют «властелином, вельможей» (Potestas).
     Каким же образом окружающий мир участвует в извечной борьбе тенденций «-p» и «+p». Окружающий человека мир делится условно на рациональный, в котором все подчиняется логике, и иррациональный, в котором все зависит от случая, возможно, от чьей-то неведомой воли, от рока, судьбы.
     Этот фактор в качестве потребности, присущей только человеку, позволяет осознавать () бессознательные побуждения влечений ().
     Но определение возможностей себя и окружающего мира - это лишь одна половина «Я», так называемая эго-диастола, или расширение «Я».
     В качестве энергетического источника диастолической функции Я мы принимаем особую энергию влечения, так называемую экзистенциальную энергию в качестве власти бытия, в качестве «потестас» (властелин, вельможа) (р-энергия), и противопоставляем этот источник обладанию, энергии капитализации (k-энергия).
Осознавать - участвовать
Инфляция — проекция
     Фактор p — в неблагоприятных ситуациях, обусловленных как наследственностью, так и окружающей средой, — может приводить к душевной болезни, разрушая здоровую связь между душой и духом. Например, не вызывает сомнений, что патологическая проекция (-!р) производит все виды проективных психозов, то есть все болезни, сопровождающиеся бредом, галлюцинациями. А патологическое расширение сферы Я (+!р), то есть параноидная инфляция, вызывает так называемую группу инфляционных болезней, включающую: 1) бисексуальную эротоманию, 2) манию величия (мегаломания), 3) бред обвинения, кляузничество (сутяжничество) и 4) религиозный бред (теомания).
     Вообще не бывает душевной болезни, в патогенезе которой фактор р не играл бы одну из решающих ролей — хотя бы в начале заболевания. Несмотря на это, тому же фактору влечения Я мы обязаны наивысшим блаженством человеческого существования: слиянием с матерью, с женщиной, мужчиной и ребенком, а также возможностью единения с Духом.




Похожие публикации:

  • Поиск могущества. Тенденция +p
  • Я-влечение. Иметь и быть. Вектор Sch
  • Проекция; партиципацию; Перенос своего могущества на объект за пределами себя. Тенденция -p
  • Тотальная инфляция Sch0+
  • Сексуальное влечение. Эрос и Танатос. Вектор S
  • Партиципация Sch0-
  • Инфляция; Inflation
  • Привязанность к приобретенному объект - фактор m
  • Инфлятивная проекция Sch0±
  • Интроекция. Тенденция говорить «да» своим притязаниям. Тенденция +k
  • Контактное влечение. Вектор C
  • Интроинфляция Sch++
  • Жажда обладания Sch+0
  • Инфляция, сдерживаемая посредством навязчивости Sch±+
  • Негативная инфляция; Negative inflation; negativ Inflation
  • Депрессивное состояние - фактор d
  • Эпилептоидные тенденции - фактор e
  • Интропроекция Sch+-
  • Стремление уцепиться за объект. Тенденция +m
  • Отрицаемая инфляция Sch-+
  • Эрос-фактор h
  • Оценивающее материальное Я
  • Разыгрывание; Enactment; Inszenieren, Inszenierung
  • Интегрирующее Я Sch±±
  • Аффилиация; affiliation
  • Проекция, сдерживаемая посредством навязчивости Sch±-
  • Давление (влечений); pressure
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Негация. Вытеснение. Критическая оценка всего рвущегося к реализации. Тенденция -k
  • Танатос-фактор s
  • Дитя; Child; Kind
  • Инфлятивно-проективная интроекция Sch+±
  • Истерические склонности - фактор hy
  • Подавленная проекция Sch-±
  • Великая мать; Great Mother; Grosse Mutter
  • Жертва; Sacrifice; Opfern; das Opfer
  • Активность—пассивность
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Пароксизмальное влечение. Вектор P
  • Депрессивная и аутичная формы контакта C+-
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Инцест; Incest; Inzest
  • Доэдипов; preoedipal
  • Объект; object
  • Эго; Ego; Ich
  • Родительский комплекс; Parental complex; elterlich Komplex
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Госпитализм; hospitalism



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.








    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь