Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 12651

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря связан с чувством удовлетворения, а в дальнейшем и контроль над выделениями, выходящий теперь на передний план, также сопровождается ощущениями удовольствия и воли. Внутренние продукты тела, согласно Эриксону, не могут быть ни чуждыми, ни плохими. Главное здесь - что чувствует ребенок: отдает ли он эти продукты сам или их у него отнимают, управляют ли им или он сам владеет такой важной функцией. Поэтому анальная фаза во многом определяется позицией матери и культурной средой. Однако на этой стадии более, чем на любой другой, ребенок склонен к проявлению своенравного упрямства в противоположных модальностях "удерживания" и "высвобождения". Он может удерживать так, словно от этого зависит его жизнь, но также удерживать и упорствовать вместо того, чтобы сдаться. Точно так же он может высвободиться назло и в отместку или легко и великодушно. Таким образом, этот новый параметр не ограничивается сфинктером, а имеет отношение ко всему миру вещей.
Созревание мышечного аппарата позволяет ребенку экспериментировать с двумя социальными модальностями, с потребностью по своей воле высвобождать и выбрасывать, а также удерживать и оставлять при себе. В конечном счете Эриксон рассматривает это как борьбу индивида за личную автономию. В этом смысле данная фаза является определяющей для отношений любви и ненависти, послушания и упрямства, свободного самовыражения и подавленности. Ощущение самоконтроля без утраты чувства себя способствует появлению устойчивого чувства автономии. И наоборот, вследствие анальной и мышечной неспособности, утраты самоконтроля и чрезмерного вмешательства родителей возникает чувство сомнения и стыда. Противоположность автономии, с одной стороны, и сомнения и стыда - с другой, которая, согласно Эриксону, характеризует эту фазу, может перерасти присущие ей конфликты и прийти в позитивное равновесие лишь тогда, когда стремление к автономии не ставит под угрозу первичное доверие. Анальная фаза оказывает значительное влияние на последующие фазы.
Решив проблему автономии, ребенок в возрасте четырех-пяти лет оказывается в начале новой, фаллической фазы развития, которую Эриксон определяет через модус проникновения с парой противоположностей: инициатива и чувство вины (схема 2).
В этой фазе преобладает модальность проникновения. Она выражается в фантазиях и поступках, которые присутствовали уже с самого начала жизни в оральной фазе, но лишь теперь достигают своей кульминации. Имеется в виду проникновение в тело матери, проникновение голосом, ненасытная жажда знаний и любопытство. Тем самым, согласно Эриксону, приобретается новое свойство, основополагающая социальная модальность для обоих полов, а именно "совершение", "делание" - радость достижений, приобретений, борьбы и целеустремленность, которые он включает в понятие инициативы.
С другой стороны, к этому же модусу относится и желание сексуального проникновения, эдипово желание, а также генитальное возбуждение и раннее сексуальное любопытство. Существенным конфликтом этой фазы является неосуществимое желание инцеста. Если у мальчиков на передний план выходит модус проникновения, то у девочек доминирующими модусами являются женское принятие и материнское объятие. Половой акт предстает в фантазии в виде опасных сцен взаимной агрессии, где мужчина играет роль активного нападающего, а женщина - роль захватывающего агрессора (наподобие паука)5.
Однако понимание ребенком того, что он еще мал и неспособен к сексуальным отношениям с любимым родителем, оставляет чувство поражения и кастрирован-ности. "Здесь происходит судьбоносный слом, важнейшее преобразование эмоциональной энергии, разрыв между потенциальной победой человека и потенциальным тотальным уничтожением. Ибо с этого момента ребенок всегда будет жить с ощущением внутреннего разлада" (Erikson 1950, 251).
В этой фазе начинают также преобладать две важнейшие детерминанты инициативы - чувство вины и совесть. Испытывать вину за поступки и даже мысли - означает переживать тяжелейший жизненный конфликт. Если ребенок все же может доверять себе и другим в своей зависимости, а фазы первичного доверия и автономии пройдены позитивно, то чувство вины развивается в форме собственной инициативы в самоограничение. (Изложение последующих фаз можно найти в статье Э. К. Адамса в т. III.)

ТРУДЫ МЕЛАНИ КЛЯЙН И АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА
Работы Мелани Кляйн занимают центральное место в теории психоанализа (см. статью Р. Ризенберг в т. III). Особенно это относится к пониманию раннего развития ребенка. Основываясь на учении Фрейда и находясь под влиянием идей Ш. Фе-ренци и К. Абрахама, она создала всеобъемлющую картину психических событий, происходящих в течение первых лет жизни и структурирующих глубинное ядро личности и высших психических способностей человека. Многие, в том числе и "не-кляйнианцы", считают Мелани Кляйн величайшей фигурой в психоанализе после Фрейда (см. Fornari 1963, 60; Jaccard 1971, 9). Тем не менее ее работы вызывали порой резкое отвержение и безоговорочное неприятие, причины которого трудно понять даже сегодня6.
В науке новая область применения, новый подход и новый метод часто ведут к новым открытиям. Для Мелани Кляйн новой областью применения стал психоанализ детей младшего возраста, а новым методом - игровая техника. В работе "По ту сторону принципа удовольствия" Фрейд описал знаменитую сцену игры полуторагодовалого мальчика с деревянной катушкой и указал на символическое содержание его "прочь и вот", связанное с фантазиями и страхами маленького ребенка. Основываясь на этом, Мелани Кляйн показывает, что игра в игровой комнате целиком может рассматриваться как символическое выражение бессознательных конфликтов и что ее можно использовать точно так же, как вербальные ассоциации при анализе взрослых.
Этот новый метод открыл доступ к бессознательному ребенка. Он позволил Мелани Кляйн, которая в своей аналитической работе в основном уделяла внимание переносу и чувствам тревоги, внести главный вклад - создать теоретическую концепцию. Ее наблюдения непосредственно подтверждают фрейдовскую теорию детской сексуальности, дополняют его представления и дают множество новых сведений о бессознательных фантазиях и первых объектных отношениях.
Игра, как сумела показать Мелани Кляйн, является символизацией психических событий, то есть бессознательных фантазий ребенка. Тем самым напрашивался вывод, что все виды активности ребенка, помимо их функции в реальной жизни, содержат и выражают также бессознательные детские фантазии.

Первоначальная жизнь фантазий и ее функция
Фрейд описал своего рода галлюцинаторное удовлетворение желаний, относящееся к самому началу человеческой жизни. Его можно рассматривать как предтечу фантазии. Если младенец не может утолить голод, то в качестве первичного ответа на фрустрацию он обращается к галлюцинаторному воспоминанию. Эти представления Фрейда были заимствованы и развиты кляйнианской школой7.
Значение, которое Мелани Кляйн придает понятию бессознательных фантазий, становится ясным уже из того, что она видит в них психическую репрезентацию или психический коррелят, психическое выражение импульсов влечений. Поскольку влечения существуют с самого рождения, М. Кляйн выдвигает гипотезу о наличии уже в первые дни жизни ребенка также и неразвитой, примитивной фантазии.
Деятельность фантазии у новорожденных вызывала немало дискуссий. Даже если сегодня большая часть психоаналитиков разделяет эту метапсихологическую гипотезу (при этом нередко обнаруживаются значительные расхождения в терминологии), ее нельзя доказать непосредственно. Ряд данных, собранных Форнари (Fornari 1963, 61-71) в связи с проблемой раннего детского развития, к которым мы еще обратимся в разделе о нарциссизме, позволяют, однако, считать ее существование вполне вероятным. На сегодняшний день сделан еще один шаг в этом направлении. Полученные данные и метапсихологические рассуждения о природе нарциссизма позволяют говорить, что психическая активность возникает еще до рождения, примерно на седьмом или восьмом месяце беременности.
Если фантазия - это психическое выражение импульсов влечений, то потребность в пище выражается через фантазию об удовлетворении влечения, причем с помощью объекта. Это означает, что с самого начала существуют первые объектные отношения, которые, однако, из-за того, что пока еще нет дифференциации между принципами удовольствия и реальности, носят ярко выраженный характер всемогущества. Далее, предполагается, что с самого рождения имеется раннее Я, выполняющее функцию носителя бессознательных фантазий. По этому вопросу также существуют значительные расхождения во взглядах, и именно за это утверждение кляйнианская школа подверглась ожесточенной критике. Многие вслед за Шпицем отстаивали мнение, что новорожденный является лишь рефлекторным существом с исключительно физиологическими процессами. Сегодня, напротив, мы можем с большой долей уверенности предположить, что младенец уже с самого рождения должен справляться с натиском реальности.
Возьмем упрощенный пример: младенец начинает испытывать голод и пытается справиться с чувством голода с помощью всемогущей фантазии-представления о доброй, кормящей груди. Если его тут же кормят, он оказывается совершенно в иной ситуации, чем если бы он на долгое время оставался голодным. В первом случае полученная младенцем реальная грудь матери сливается с воображаемой грудью. Та и другая воспринимаются как единое целое, и ребенку кажется, что его собственные хорошие качества и хорошие объекты сильны и стабильны. Во втором случае верх берут голод и гнев и все сильнее становится фантазия-представление о злом, преследующем ребенка объекте, то есть его ярость оказывается сильнее любви, а злой объект сильнее доброго (Segal 1973, 31).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Объект; object
  • Имаго; Imago
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Всемогущество; omnipotence
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Либидо; Libido
  • Отец; father
  • Дворянов С. В. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Лосского, Вышеславцева и Франка.
  • Доэдипов; preoedipal
  • Бриттон Р. Утерянная связь: родительская сексуальность в Эдиповом комплексе
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Паранойяльность. Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция - фактор p
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Поиск могущества. Тенденция +p
  • Онтогенез и филогенез; ontogeny and phylogeny
  • Эдипов комплекс; oedipus complex
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Возмещение; Reparation
  • Мать; mother
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инцест; Incest; Inzest
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Регрессия; Regression; Regression
  • Бессознательный; unconscious
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Эго; Ego; Ich
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Клейнианский; kleinian
  • Трансфер; перенос; transference
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь