Акимова Л. Н. Психология сексуальности.

Категория: Библиотека » Сексология | Просмотров: 51862

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Одним из них был Ж. Бюффон, который часть своих трудов посвятил биологическому процессу оплодотворения, описав его с не обычайной точностью, если учитывать средства, которыми он в то время располагал. Благодаря развитию биологии и появлению трудов многих ученых, в том числе Ламарка (XVIII —XIX век) — создателя теории эволюции организмов, проблемы сексуальности постепенно получали освещение в связи с познанием процессов оплодотворения, эмбриогенеза и эволюции человека. Философы также проявляли большой интерес к развитию естественных наук и к исследованию сексуальности. Фридрих Форберг (XVIII — XIX века), профессор философии в Йене, издал антологию «при апических произведений».
Период сексологических знаний начался лишь в XX веке, когда возникли благоприятные условия для развития сексологии, сдерживаемое в рамках европейской культуры на протяжении веков запретом на все, что имело отношение к сексуальности. В числе родоначальников сексологии обычно упоминаются: профессор психиатрии Венского университета Рихард фон Крафт-Эбинг (1840 — 1902), швейцарский невропатолог, психиатр и энтомолог Август Форель (1848 — 1931), немецкие психиатры Альберт Молль (1862 — 1939) и Магнус Хиршфельд (1868 — 1935), австрийский психиатр, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 — 1939), немецкий дерматолог и венеролог Иван Блох (1872 — 1922), английский публицист, издатель и врач Генри Хэвлок Эл-лис (1859 — 1939), голландский гинеколог Теодор Хендрик Ван де Велде (1873 — 1937). Существенный вклад в развитие сексологии внесли американский биолог Альфред Кинзи (1894 — 1956), немецкий врач Ганс Гизе (1920 — 1970), американский гинеколог Уильям Мастерс (родился в 1915). Последние исследования в генетике, эндокринологии, нейрофизиологии, эмбриологии, эволюционной биологии, гинекологии и других дисциплинах позволили значительно обогатить и расширить познания в области дифференциации и взаимоотношения полов, проявлений человеческой сексуальности.
2.2. Мужчины и женщины: разделение ролей
Уже первобытный человек не был безразличен к сексуальной сфере. Правда, существует очень мало данных о представлениях и образе жизни пещерных людей, но и те, которыми мы располагаем, свидетельствуют об этом достаточно явно. Наскальные рисунки раннего палеолита (1 млн. — 100000 лет до н.э.), к которому относят первый этап развития человеческой культуры, свидетельствуют о том, что пещерный человек уже имел представления о
28

любви и смерти и связывал оба эти явления с жизнью человека. В более поздние периоды палеолита (100000—8000 лет до н.э.) не только рисунки: на стенах пещер, но и мифы и культы населения почти всех регионов земли подтверждают, что вопросы сексуальности всегда обращали на себя внимание человека. Конечно, в тех условиях внимание обращалось не на поведение, связанное с сексуальным возбуждением и удовлетворением, половую мораль, а на таинственные явления оплодотворения, сохранение и преумножение потомства, что обеспечивало существование человека как вида. Кроме того, первобытные люди стремились выражать сексуальность в символической форме. Многочисленны мифы и предания, в которых фигурируют двуполые существа (андрогины) — божества обладающие и мужской, и женской силой. Они являлись символами плодородия почти во всех, древнеегипетских и древнеиндийских источниках, свидетельств Геродота и Плутарха. В древнегреческом пантеоне это сын Гермеса и Афродиты — Гермафродит, в древнеиндийском — Адити, корова-бык, мать и отец других богов, в древнеегипетском — Ра, совокупившийся сам с собой («упало семя в мой собственный рот») и т.д. Такие божества иногда изображались с двойным набором гениталий и других половых признаков (например, Шива в Индии или бородатая Афродита). В некоторых мифологиях двуполыми считались и предки первых людей, причем речь идет не просто о двойном наборе гениталий, а о символе единства и цельности. Платон обращается к мифу об андрогинах для объяснения факта проявления интереса и переживания влечения людей друг к другу, стремления к сексуальному, духовному и телесному единению. В диалоге «Пир» он рассказывает о том, как эти существа, представляющие собой мужчину и женщину в их единении были разделены богами, то ли за провинности людей, то ли из зависти к ним. Эти половины, у Платона, могут быть как гетеро-, так и гомосексуальными. Они стремятся к духовному и телесному единению, ибо лишь единение в совокуплении может временно восстановить утраченное единство — и то лишь в том случае, если одна половина найдет соответствующую ей, «свою» половину. Миф об андрогинах представляет собой попытку решить проблему различия полов, следствием которого, в частности, явилась вечная недоступность для мужчины или женщины части (утраченной половины) человеческого опыта.
Библейская формула о сотворении человека «мужчиной и женщиной» также нередко трактуется как утверждение первоначальной цельности, двуполости Адама, из тела которого позже извлекается Ева. Тесно связан с этим и распространенный образ первоначальной бесполости или двуполости младенца, который Юнг считал одним из главных архетипов культуры.
29

Происхождение и смысл подобных представлений вызывают научные споры. Современные ученые, в частности американский философ М. Элиаде полагает, что идея андрогинии тесно связана темой перемены пола, которая играет важную роль во многих обрядах. Так, у австралийцев инициация (обряд посвящения) мальчика включает его временное ритуальное превращение в женщину. У многих африканских народов (масаи, найди, нуба и др.) инициируемых мальчиков переодевают в женскую одежду, а у южноафриканской народности суто одевают в мужское платье инициируемых девочек. Широко распространенный обычай ритуальной наготы инициируемых мальчиков в течение периода их сегрегации от женщин также интерпретируется как знак асексуальности посвящаемого, который, прежде чем обрести определенный пол, проходит фазу обладания свойствами обоих полов. Символическая инверсия, переодевание мужчин в женскую одежду и обратно, характерна и для многих древних праздников, от Сатурналий и Гибристики до средневекового карнавала.
Наивно-натуралистическое мышление склонно усматривать в двуполых божествах и ритуальном трансвестизме, простое отражение индивидуальной патологии (гермафродитизм, транссексуализм и т. п.). Однако почему такие случаи возводятся в культ? В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского начал вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами. Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало, хотя в женщине больше представлено «инь», а в мужчине — «янь»; на разделении органов по этому принципу покоится вся китайская народная медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: «душа» (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п., и «дух» (анимус), персонифицирующий физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.
В доисторический период создаются обряды и ритуалы, связанные с таинством инициации (посвящения в мужчины, женщины), оплодотворения и рождения, устанавливается институт моногамного брака, в котором доминирующая роль отводится мужчине.
Влияние мифологии на развитие сексологии особенно ярко проявляется в заимствовании имен для обозначения соответст-
30

вующих органов, функций или сексуальных расстройств. Так, женские гениталии называли раковиной Афродиты (раковина символизировала тайну оплодотворения; Афродита же родилась из морской цены). До сих пор распространено название «клитор» для обозначения похотника (Клиторис, дочь Мирмидона, была так мала, что Зевс был вынужден превратиться в муравья, чтобы сблизиться с нею). Особенно же часто использовали мифологические названия представители психоанализа для обозначения различных комплексов. Приведем примеры некоторых из них.
Комплекс Эдипа - влечение мальчика к матери и ревность к отцу, зависть и чувство соперничества за полное владение матерью. Комплекс Электры - женский аналог Эдипова комплекса, фиксация либидо на отце при негативном отношении к матери и соперничество с нею. Комплекс Афины Паллады - отождествление женской психики и поведения с мужскими в результате чрезмерной идентификации дочери с отцом. Женщины, страдающие названным комплексом, обычно отличаются аналитическим умом, имеют юношескую фигуру, не любят женских нарядов и украшений, не пользуются косметикой, предпочитают мужские профессии. Внутренний барьер не дает им отдаваться партнеру в сексе, у них часто проявляется фригидность и вагинизм. Комплекс Онана - переживания страха и вины, возникающие в детстве и обусловленные ожиданием наказания за нарушение древнего табу на бесцельную трату семени. Подкрепляется запугиваниями взрослых по поводу вредных последствий мастурбации. С началом половой жизни эти страхи приводят к неудачам, которые, в свою очередь, подкрепляют тревожное ожидание будущих неудач. Комплекс Ореста - ненависть сына к матери, нарушающей отцовское право на абсолютное владение ею. В основе может лежать архетип роковой женщины, который актуализируется у мальчика в результате страха перед соблазняющей и фрустрирующей матерью и подкрепляется затем в ситуациях, когда женщина предпочитает мужу другого мужчину или переносит всю свою любовь на ребенка. Комплекс Иокасты - скрытое сексуальное влечение матери к сыну в форме уничижительной, самоотверженной преданности ему. Такая мать отказывается от личной жизни, посвящает себя навязчивому служению сыну.
2.3. Из истории однополой любви
Из философов древности, рассматривавших проблемы сексуальности главным образом с этической точки зрения, следует назвать создателей крупных философских систем — Платона и Аристотеля, а также основоположников гедонизма — Аристиппа и Эпику-
31



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кон И.С. Мужское и/или женское начало.
  • Софья Пушкарева. Табу сексуальности. Гимн оргазму
  • Георгий Сергацкий. Загадка женственности и природа женской сексуальности
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Эксгибиционизм; exhibitionism
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • И.С. Кон. Мужское и женское начало в человеке
  • Доэдипов; preoedipal
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Афанизис
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Влечение сексуальное
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Табу; taboo
  • Чувство юмора у мужчин и женщин отличается - мужчины смешливее
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Е. П. Ильин. Половые и гендерные стереотипы
  • Анимус; Animus; Animus
  • Эрос; Eros
  • Эдипов комплекс; oedipus complex
  • Психоаналитические афоризмы I. - Зигмунд Фрейд
  • Когда люди прекратят уничтожать природу и друг друга?
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Бисексуальность
  • Отец; father
  • Георгий Сергацкий. Зачем мужчине женщина? Высказывания известных людей
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Кора; Kora
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Мужчины лгут чаще женщин?
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Женщины тревожнее мужчин
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Приворот на женщину
  • Еваника Данилкина. Архетипы в символике ТАРО
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Комплекс кастрации; castration complex
  • Гадание по дате рождения
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Латентный (период); latency period



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь