Акимова Л. Н. Психология сексуальности.

Категория: Библиотека » Сексология | Просмотров: 51856

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ми, относящимися к возрасту человека, хотя при этом большую роль играют психические и социокультурные факторы. Для удовлетворения сексуальной потребности большое значение имеет степень ее интеграции с потребностью в эмоциональном контакте. У человека с момента его рождения имеются нейрофизиологические механизмы, необходимые для сексуальных реакций. Однако осознание сексуальности, как и принадлежность к определенному полу, половая роль и направленность сексуальной потребности определяются главным образом под влиянием средовых факторов. На развитие сексуальной потребности большое влияние оказывают также несексуальные черты личности, прежде всего потому, что в процессе ее развития они возникают раньше. Они формируются с момента рождения и к наступлению периода созревания достигают определенной (хотя обычно неполной) степени зрелости. На них наслаивается резко возрастающая в период созревания сексуальная потребность. В зависимости от того, какие ценности отражают черты личности, на которые «наслаивается» сексуальное напряжение, человек ведет себя в сексуальной жизни тем или иным образом.
Сексуальность является одним из основных двигателей, объединяющих людей друг с другом. В биологическом смысле половую связь следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к выходу за пределы своей индивидуальности и к объединению с окружающим миром. Трудности в создании подлинной связи с другим человеком являются причиной сексуальных расстройств и человеческих конфликтов на сексуальной почве. Сексуальная связь двух людей, форма и глубина которой висят от их личности, в свою очередь влияет на личности партнеров, модифицируя характер их функционирования в обществе. Таким образом, смысл сексуальности заключается, в частности, в создании определенных отношений и связей между партнерами, образовании единства («нас») из двух лиц противоположного пола.
При обсуждении вопросов сексуальности человека довольно часто употребляют термин сексуальное влечение. Согласно Гизе (1959), сексуальное влечение — это избирательное состояние готовности принять партнера с учетом его половой принадлежности. В целом же под термином «половое влечение» понимают мотива-ционные факторы, обусловленные биологической структурой организма и обеспечивающие такие формы поведения, цель которых — удовлетворение определенных потребностей организма. Термин «влечение» иногда употребляют как синоним (или близкий по смыслу) терминов «мотив, потребность». Некоторые же используют его даже как синоним термина «инстинкт». Не останавливаясь
20

на разборе некоторой путаницы при определении понятий потребность, влечение и инстинкт, следует особо указать на решающее отличие сексуальной мотивации от сексуального поведения. Раз личные проявления сексуальности, например, гетеро- или гомосексуальное поведение, особые сексуальные предпочтения и вкусы или разные сексуальные девиации могут быть различным выражением одного и того же сексуального мотивационного состояния. Однако существуют различные формы сексуального поведения, обусловленные несексуальной мотивацией.
В дискуссии о модели сексуальности основной акцент делается не на разграничении врожденности или приобретенности сексуальной мотивации, а на то, представляет ли собой сексуальная мотивация состояние с постоянно накапливающейся «движущей» энергией или же состояние предрасположения к реагированию определенным образом на определенный стимул. Существует также несколько концепций сексуальности:
1) узкая, трактующая сексуальность как источник напряжения и чувственной разрядки;
2) более широкая, согласно которой сексуальность представляет собой (кроме источника разрядки сексуального напряжения) источник удовлетворенности в связи с удовлетворением других психических потребностей (например, лидерство);
3) наиболее широкая, трактующаяся сексуальность в категориях редукции сексуального напряжения, удовлетворения несексуальных потребностей и создания связи с другим человеком.
Эти концепции соответствуют трем подходам к проблеме моделей сексуальности: биологическому, психологическому и психосоциальному. Предпринимаются также определенные усилия в направлении создания социальной теории сексуальности в тесном сотрудничестве с другими научными дисциплинами и на основании теории общества. Такая теория должна была бы объяснить социальные механизмы, определяющие различные формы сексуального поведения, а также социоэкономические и социокультурные механизмы, способствующие появлению сексуальных расстройств. Кроме того, она должна была бы выявить механизмы перехода общественных противоречий на индивидуальные механизмы социализации сексуальной потребности, а также механизмы, на основе которых сексуальные фрустрации становятся причиной агрессивного и деструктивного поведения. После выяснения пато-генности социальной системы можно будет создать оптимально социальную модель сексуальности, т. е. на социальном уровне предупреждать развитие многих сексуальных расстройств.
21

В психологии понятие пола связано с дифференциацией мужского и женского организма, включая репродуктивные функции, психофизиологические особенности, поведенческие признаки, формирование идентичности и самосознания. Понятие сексуальности рассматривается в узком и широком значении. В узком смысле под сексуальностью понимается способность человека к сексуально-эротической реакции, В широком смысле сексуальность рассматривается как личностное свойство, которое описывается сексуально-эротическими переживаниями и чувствами, типами межличностных отношений, установками, ценностями, сценариями. Выделяют две функции сексуальности, в основе которых лежат биологические черты. Репродуктивную, имеющую своей целью продолжение рода, и формирующую у человека переживания материнства и отцовства. Коммуникативную, при которой сексуальность рассматривается как специфический психосоматический язык тела, выражающий, увлеченность — стыдливость, привязанность — отчуждение, доверие — отсутствие доверия, безопасность — опасность, удовлетворение — напряженность. В сексуальном контакте всегда есть двузначность коммуникации и компоненты амбивалентности.
Понятие секса употребляется в значении половых отношений. Выделяют три вида секса — прокреативный секс, имеющий целью деторождение, рекреативный, целью которого является получение удовлетворения, удовольствия и релятивный, дающий возможность общения с близким человеком, конструирование отношений «любовь-дружба».
Сексуальность человека — явление многомерное, имеющее биологические, психологические, поведенческие, медицинские, культурные и социально-правовые аспекты. Ни один из этих аспектов сексуальности нельзя считать доминирующим абсолютно.
Традиционно выделяют две модели, раскрывающих механизм сексуальной мотивации: психогидравлическую и экологическую (модель двух компонентов). Сторонники психогидравлической модели отстаивают позицию, согласно которой в основе сексуальной мотивации лежат биологические детерминанты. Экологическая модель объясняет сексуальность, с одной стороны, как «результат биофизиологического состояния организма», и, с другой, — как процесс обучения и приобретения опыта. Однако наиболее плодотворной с точки зрения возможностей интеграции психологических и социологических данных представляется теория «сексуаль-
22

ного сценария», предложенная У. Саймоном и Д. Ганьоном. В отечественной сексологии сексуальный сценарий определяется как совокупность условий, при соблюдении которых становится возможна полноценная реализация сексуального либидо.
Многоаспектность сексуальности позволяет ее относить к различным категориям ценностей: а) витальным, рассматриваемым в аспекте здоровья и энергетическом аспекте; б) культурным, сформированным историческими традициями; в) моральным, т. е. относящимся к этическим и правовым системам; г) личностным, связанным со знанием человека о самом себе и о различном значении отдельных форм сексуальной активности. Иерархия ценности сексуальности для человека меняется в зависимости от степени развития личности и накопленного жизненного опыта, изменения мировоззрения, от индивидуальных черт (особенности темперамента, выраженности сексуальной потребности), а также, от возраста.
Сущность и смысл сексуальности пытаются раскрыть эволюционные, теологические, психоаналитические, бихевиористские и другие концепции.
Контрольные вопросы
1. Проведите анализ понятий пол, секс, сексуальность.
2. Раскройте значение сексуальности в межчеловеческих отношениях.
3. Дайте оценку различным аспектам сексуальности.
4. Какие существуют виды секса?
5. Приведите аргументы в пользу того, что проведенное в науке
различие между сексуальными действиями и сексуальным поведени
ем в полной мере не раскрывает сексуальность человека.
6. Какими теориями описывается сексуальная мотивация человека?
7. В чем заключается сущность «теории сексуального сценария»?
8. Сформулируйте фактор, вызвавший дискуссии в отношении концепций сексуальности и обоснуйте различные подходы к проблеме моделей сексуальности.
Темы дискурса
1. Сексуальность и агрессия.
2. Сексуальность и эротизм.
3. Сексуальная революция XX века.
23



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Софья Пушкарева. Табу сексуальности. Гимн оргазму
  • Георгий Сергацкий. Загадка женственности и природа женской сексуальности
  • Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность
  • Айванхов О. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ
  • Афанизис
  • Психоаналитические афоризмы I. - Зигмунд Фрейд
  • Дерягин Г.Б. Криминальная сексология
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Георгий Сергацкий. Ералаш, или Многоликая сексуальность (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
  • Ильин Евгений Павлович - Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
  • Екатерина Штырбу. Виртуальный секс, психоаналитический взгляд
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии
  • Перверзия, сексуальная; perversion, sexual
  • Многообразие смыслов, которые обретает сексуальность в культуре
  • Бедалов Ч., Бедалова Н. и др. Литература. 8 класс
  • Гусейнов Г., Гусейнова С. Литература. 9 класс.
  • Гусейнов Г., Третьякова А. Литература. 6 класс.
  • Джафаров Т., Джарчиева И. и др. Литература. 5 класс.
  • Бедалов Ч., Евтушенко О. и др. Литература. 11 класс.
  • Гусейнов Г., Третьякова А. Литература. 5 класс.
  • Бедалов Ч., Евтушенко О. и др. Литература. 10 класс.
  • Третьякова А., Гусейнов Г. и др. Литература. 7 класс.
  • Бисексуальная эротика с агрессией S±+
  • Бунеев Р.Н. Литература. 10 класс
  • Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях
  • Бунеев Р.Н. Литература. 11 класс
  • Ида Крэддок
  • Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. В 2 частях
  • Коровина В.Я. и др. Литература. 9 класс. Учебник 1-2 часть
  • Коровина В.Я. и др. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях
  • Давидюк Л.В. и др. Русский язык и литература. 11 класс
  • Беленького Г.И. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2 Книга - Под ред. Беленького Г.И.
  • Доминирование любви ко всему человечеству с постоянным (гуманным) удовлетворением активности. S-0
  • Игорь Кон. Мужская сексуальность
  • Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. 10 класс. Практикум
  • Андриянова Т.Н., Филимонова Е.Р. Русская литература. 8 класс.
  • Соловьева Ф.Е. Литература. 6 класс. Рабочая тетрадь к уч. Меркина Г.С. в 2 ч. -
  • Коровина, Коровин Литература 9 класс. 1 часть
  • Беляева Н.В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику Г.С. Меркина "Литература" 5 класс.
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Луков В.А. Мировая литература. Большая серия знаний
  • Зинин С.А. ЕГЭ 2014. Литература. Самое полное издание типовых вариантов заданий
  • Волощук Е.В., Слободянюк Е.М. Литература. 8 класс.
  • Сухих И.Н. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. (базовый уровень)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь