Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37412

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

А. Шутценбергер (1997) разработала программу драматерапии больных СПИДом и раком, включающую следующие этапы.
1. Оценить уровень стресса.
2. Помочь пациентам преодолеть стресс с помощью упражнений на релаксацию и техник позитивной визуализации и арттерапии.
3. Выработать положительное отношение к лечебным мероприятиям, проработать темы тревоги, страха смерти и инвалидизации.
4. Помочь пациентам преодолеть нарциссическую обиду.
5. Выявить вторичные выгоды болезни и даже смерти; найти другие пути решения жизненных проблем, не через уход в болезнь и смерть.
6. Создать группу поддержки для борьбы с болезнью и стрессом, возвращения чувства юмора и радости жизни.
7. Составить список «подарков самому себе» и визуализировать каждый из них в ролевой игре.
8. Сочинить оптимистический жизненный сценарий, с помощью рисунков проработать тему борьбы с болезнью.
9. С помощью геносоциограммы помочь осознать связи болезни и смерти с семейной историей.

Ю. Власова и А. Щербаков (2001) описывают программу помощи больным СПИДом, близкие которых переживают преждевременный траур. Авторы рекомендуют временное отделение больного от семьи, с которой проводится семейная терапия. Параллельно с больным решаются следующие задачи:
1) осознание и принятие ситуации;
2) осознание собственных тягостных чувств (обиды, гнева, страха), возникших в качестве ответной реакции на соответствующее поведение близких;
3) делегирование ответственности родным, переживающим преждевременный траур; тем самым несколько снижается собственное чувство вины и создаются предпосылки, необходимые для перехода на следующий этап;
4) у пациентов зарождаются чувства жалости и сострадания к родным, оказавшимся неспособными к зрелой оценке реальности; прощение родных.

Далее больного включают в группу, где психодраматически разыгрываются мифы, сказки, метафоры, песни, материал творчества самих больных. Типичные сюжеты игры – возвращение в жизнь того, кого считали умершим, оживление, снятие колдовских чар («Кладбище домашних животных С. Кинга, «Спящая царевна», «Больница» М. Зощенко, «Карлик Нос» Гауфа и т.д.).
Целью психотерапии умирающего больного является сопровождение на его скорбном пути в соответствии с этапами, выделенными Кюблер-Росс. В этот недолгий период жизни для больного как никогда актуализируются взаимоотношения с близкими, которым также приходится нелегко. Важной задачей психотерапевта является организация группы взаимоподдержки. Одновременно необходимо обеспечить эмпатический подход в терапевтической бригаде, чему способствуют балинт-группы. Эти проблемы легче решать в специализированных учреждениях – хосписах. Больные организуются в группы взаимопомощи, занимаются творчеством, которое не только отвлекает от страха смерти, но и помогает переоценить основные жизненные ценности. Эффективны различные формы экзистенциальной терапии.
 Пациент жалуется врачу:
 Доктор, у меня везде болит, куда бы я ни дотронулся! Вот здесь – ох! – болит. И здесь – ах! – болит.
Доктор после тщательного осмотра:
 Не волнуйтесь, у вас всего-навсего сломан указательный палец.
Литература
Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997
Айви А.Е. с соавт. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М., 1999.
Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой психотерапии. М., 2003.
Акерман С. Психодрама, ориентированная на группу // Моск. психотер. журнал, 1993. –№ 4.
Александров А.А., Исурина Г.Л., Карвасарский Б.Д. и др. Современные формы подготовки и усовершенствования врачей в области психотерапии // Метод. рек. Л., 1990. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб., 2000.
Александров А.А. Психотерапия: Учебное пособие. СПб., 2004.
Алексейчик А.Е. Интенсивная терапевтическая жизнь // Независимый психиатрический журнал, 1990. – № 1, № 2.
Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение: Распрямись, выскажись, возрази! СПб., 1998.
Аммон Г. Механизмы и лечение пограничного синдрома, основанные на динамической психиатрии. Научный доклад. СПб., 1995.
Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб., 1996.
Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб., 2000.
Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. СПб., 2001.
Анзье Д. Техники психоаналитической психодрамы // Психоаналитическая психодрама в работе с детьми и подростками. М., 2004. – С. 125–151
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.
Аннекен Г. с соавт. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе когнитивной модели регуляции поведения). Руководство для тренеров и психотерапевтов. Мат. Нем. Общества терапии поведения. Тюбинген, Германия . – № 7.
Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб., 2002.
Арнольд О.Р., Скибина Г.А. Ролевой тренинг как специфическая методика в комплексной психотерапии кризисных состояний // Метод. рек. М., 1990.
Ассаджиоли Р. Психосинтез. Теория и практика. М., 2002.
Атватер И.Я. Я вас слушаю: советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1984.
Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (терапия, фокусированная на решении). Ялов А.М. Краткосрочная позитивная психотерапия. Методическое пособие. СПб., 2000.
Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. СПб., 2001.
Бандура А. Теория социального научения. СПб., 1999.
Бараш Б.А. с соавт. Методические приемы усовершенствования в области психотерапии (социально-психологический тренинг, тренинговые психотерапевтические группы, балинтовские группы). СПб., 1992
Барнет Б. Балинтовская группа и неосознаваемая душевная жизнь // Бессознательное. Т. 3. Тбилиси, 1978. – С. 698–694.
Барц Э. Игра в глубокое. М., 1997.
Бек А. Когнитивная терапия // Эволюция психотерапии. Т. 2. М., 1998.
Бек А. с соавт. Когнитивная психотерапия депрессий. СПб., 2003.
Бек А. Техники когнитивной психотерапии//Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т.1. М., 1999.
Бек А., Фримен А. (ред.) Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб., 200
Бендер В., Гнайст И. Психодрама в примерах//Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов н/Д, 1998. – С. 197–208.
Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития//Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М., 1984. – С. 142–161.
Березин С.В., Лисецкий К.С. (ред.) Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., 2001.
Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997.
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. М., 2001.
Берн Э. Групповая психотерапия. М., 2000.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1997.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Закономерности психических систем
  • «Пойми меня»
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Развитие самоутверждения и повышение самооценки
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Галак Елена Алексеевна. День рождения в детском саду
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Макаренко Эдуард. Скрытые мотивы в психологической игре.
  • Наталья Зуева. Чем определить успех и как его достигнуть?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Упражнение: «Отношение предметов».
  • Притча «Не видя лица, не спрашивай правду»
  • Как вернуть любимого мужчину с помощью заговора?
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Игра-тренинг направленная на сплочение коллектива
  • Притча «Зеркало»
  • Сергеевна Ионова Ольга. Занятия для повышения школьной мотивации «Сказка о потерянном времени»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • Притча «Зеркало»
  • Голдсмит Г.Н. Конфиденциальность и психоаналитическое отношение
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Притча «Любимчики Страха»
  • Притча «Четыре голубые ленточки»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Кристина Валько. Любовные отношения в паре
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Четыре причины семейных конфликтов
  • Контакт группа. Занятие 6: “Развитие души через Путь Актера” (тренинг)
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Заговор, чтобы муж жену любил как раньше
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь