Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37401

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

А.Л. Гройсман (2002) разработал программу психотерапии больных туберкулезом, которая включает следующие меры:
 коррекция пессимистического отношения к болезни или игнорирования ее тяжести;
 коррекция неверия в выздоровление, в действенность лекарственной терапии;
 примирение с необходимостью длительного пребывания в стационаре и соблюдения лечебного режима;
 налаживание сна, аппетита, борьба с курением и алкоголизацией;
 устранение условнорефлекторно зафиксированных реакций и симптомов: удушья, побочного действия лекарств, подъема температуры, бессонницы и т.п.;
 создание психотерапевтической атмосферы для противодействия отрицательному влиянию некоторых больных.

Больные обучаются в группе мышечной релаксации, которую применяют для улучшения сна, профилактики возможных психогенных подъемов температуры, побочных эффектов лекарств и усиления их лечебного воздействия с помощью самовнушения. Поскольку у некоторых больных с закрытой формой туберкулеза возникает страх перед дополнительной инфекцией по отношению к бацилловыделителям, из них формируют отдельные группы.
Проводятся групповые беседы на темы: «Туберкулез легких и нервная система», «Наш метод лечения», «Невротические наслоения у больных туберкулезом», «Отношение к болезни», «Приемы противодействия невротическим проявлениям болезни», «Самовнушение, самовоздействие и мышечное расслабление», «Роль личности в преодолении невротического состояния», «Лечебная физкультура при туберкулезе», «Диететика больных туберкулезом легких», «Значение климата при легочном туберкулезе», «Алкоголизм и туберкулез». Содержание бесед закрепляется с помощью последующего сеанса гипноза.
Во время сеанса и в час послеобеденного отдыха используется музыка: «Грустный вальс Я. Сибелиуса», «Ноктюрн» и «Баллады» Ф. Шопена, «Сюита для струнного оркестра» П.И. Чайковского, камерные произведения Д.Д. Шостаковича, отрывки из Неоконченной симфонии Ф. Шуберта и 4-й Симфонии Р. Шумана, «Лунный свет» К. Дебюсси. Перед окончанием гипнотического сеанса звучат некоторые этюды А.И. Скрябина, Ф. Шопена, «Танец Анитры» Э. Грига, отрывки из сюит: Д.Б. Кабалевского «Комедианты», А.И. Хачатуряна «Валенсианская вдова», С.С. Прокофьева «Зимний костер». Больных привлекают к участию в художественной самодеятельности, играх и других культурно-массовых мероприятиях.
При лечении больных язвенной болезнью эффективны гипносуггестивная терапия и аутогенная тренировка в группе «Живот», направленная на релаксацию и улучшение кровообращения желудка. Больным, находящимся в ремиссии, проводится групповая патогенетическая терапия, которая имеет определенные особенности. Следует избегать выраженного группового напряжения из-за опасности обострения. Характерному групповому сопротивлению в форме недоверия и критики необходимо противопоставить демонстрацию творческих возможностей группы и положительных результатов работы.
Больных язвенной болезнью желудка важно ориентировать на повышение искренности и спонтанности эмоциональных проявлений. Больным язвенной болезнью 12-перстной кишки необходимо развивать эмоциональную чувствительность в межличностных отношениях, помогающей адекватно понять партнера. Включение в группу больных с различным стилем общения позволяет участникам расширить диапазон своего поведения. Больные язвенной болезнью 12-перстной кишки в санаторно-курортных условиях посещают групповых занятия продолжительностью 1–1,5 часа ежедневно в течение трех недель. Больным язвенной болезнью желудка проводят 25–30 занятий по 1,5–2 часа 1 раз в неделю.
При лечении больных тиреотоксикозом А.Л. Гройсман (2002) проводит 15–20 групповых занятий, посвященный следующим темам:
1) нервная система и тиреотоксикоз;
2) гипноз и его лечебные свойства;
3) психотерапевтическое опосредование и потенцирование лечебного режима;
4) отношение к болезни;
5) аутогенная тренировка;
6) приемы воспитания выдержки и воли;
7) заключительная беседа.

Беседы длятся 15–20 минут, затем проводится сеанс гипносуггестии 30–40 минут. В стационаре занятия проводятся через день, в поликлинике 1–2 раза в неделю. Автор перечисляет основные задачи групповой психотерапии больных диабетом.
1. Смягчение общей невротичности, снятие астенизации.
2. Выравнивание неустойчивости настроения, борьба с подавленностью, ипохондричностью.
3. Ослабление повышенного аппетита и жажды.
4. Дифференцированная «переделка» пищевого рефлекса с торможением тяги к недопустимой пище.
5. Воспитание тщательного соблюдения лечебного и особенно диетического режима.
6. Воспитание рационального реагирования на психотравмирующие обстоятельства (особенно хронические, с переживаниями чувства безвозвратной потери).

С больными проводятся беседы на следующие темы: личность диабетика, гипноз и его лечебные свойства, лечебный режим, отношение к болезни, знакомство с деятельностью и функцией желез внутренней секреции, возможными осложнениями заболевания и волнообразным характером течения его в некоторых случаях, ознакомление с методами профилактики осложнений и ролью личностных установок в преодолении болезни. Через день проводятся гипносуггестивные сеансы, направленные на снятие эмоциональных расстройств, нормализацию сна и аппетита.
В.М. Атаманов и В.А. Голышева (2000) разработали программу «школы диабета», в которых пациенты в обстановке «круглого стола» обсуждают вместе с врачом ряд актуальных проблем: сущность и проявления заболевания, инсулинотерапия, физическая активность при сахарном диабете, сосудистые осложнения в структуре болезни, проблемы беременности и контрацепции и т.д. Важное значение придается позитивной манере подачи информации, установлению обратной связи и доверительных отношений с пациентами, распространению положительного опыта лечения отдельных пациентов на остальных.
При лечении больных патологическим климаксом А.Л. Гройсман (2002) выделяет следующие задачи психотерапии. Изменение неверных взглядов на то, что климакс обязательно протекает тяжело. Преодоление угнетающих мыслей о приближающейся старости. Снятие неврастенических симптомов, в частности, бессонницы, слабости, раздражительности. Отвлечение от болезненных переживаний, свойственных самому климаксу и его осложнениям. Разъяснение образа жизни, режима питания, психопрофилактических, гигиенических и психофизических мероприятий в борьбе с климактерическими проявлениями.
Автор разработал программу групповой психотерапии с применением аутотренинга, психотерапевтических бесед, гипносуггестии, а также психотерапевтического потенцирования некоторых физических и гигиенических факторов воздействия. Курс лечения рассчитан на 2,5–3 месяца. Темы бесед: «Климакс не болезнь, а естественное состояние здорового организма», «Образ жизни женщины, страдающей климаксом», «Отношение к своему здоровью», «Невротические состояния в климактерическом периоде», «Водные процедуры», «Диететика при климаксе» и др. Первый этап терапии направлен на успокоение, второй носит активирующий характер. Это достигается переходом от гипносуггестии к самовнушению в процессе аутотренинга, занятиям лечебной физкультурой.
При лечении больных ревматоидным артритом проводят групповые беседы о происхождении и лечении заболевания с целью добиться понимания психосоматического характера болезни и столь необходимого больным ее принятия. Групп-анализ позволяет активизировать не полностью используемые больными психические ресурсы. Это достигается, прежде всего, благодаря обмену эмоциональным и когнитивным опытом и развитию групповой сплоченности, способствующим ликвидации одиночества и пессимизма. В результате действия проекции и идентификации больные в условиях свободной дискуссии выявляют свои слабые и сильные стороны, экспериментируют с новыми ролями и способами общения. При этом наступает отделение от роли больного, которому способствует также применение техники разотождествления и других приемов психосинтеза по Ассаджиоли и Рейнуоттер, позволяющих произвольно регулировать боль и дистанцироваться от нее. Элементы психодрамы и психогимнастики и других форм двигательной и телесно-ориентированной терапии способствуют преодолению алекситимии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Закономерности психических систем
  • «Пойми меня»
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Развитие самоутверждения и повышение самооценки
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Галак Елена Алексеевна. День рождения в детском саду
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Макаренко Эдуард. Скрытые мотивы в психологической игре.
  • Наталья Зуева. Чем определить успех и как его достигнуть?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Упражнение: «Отношение предметов».
  • Притча «Не видя лица, не спрашивай правду»
  • Как вернуть любимого мужчину с помощью заговора?
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Игра-тренинг направленная на сплочение коллектива
  • Притча «Зеркало»
  • Сергеевна Ионова Ольга. Занятия для повышения школьной мотивации «Сказка о потерянном времени»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • Притча «Зеркало»
  • Голдсмит Г.Н. Конфиденциальность и психоаналитическое отношение
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Притча «Любимчики Страха»
  • Притча «Четыре голубые ленточки»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Кристина Валько. Любовные отношения в паре
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Четыре причины семейных конфликтов
  • Контакт группа. Занятие 6: “Развитие души через Путь Актера” (тренинг)
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Заговор, чтобы муж жену любил как раньше
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь