Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 19662

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вания дедушек и бабушек были бы дома для престарелых (из книги К.Висьневска-Рошковска "Новая жизнь после шестидесяти". М., 1989) В России практически нет исследования такого рода. Распространенная среди студентов Ростовского университета анкета, показала иной подход в отношениях к пожилым людям и собственным дедушкам и бабушкам.
Анонимные ответы (всего опрошено 125 человек, возраст респондентов 18-20 лет) на вопросы анкеты сгруппировались следующим образом:
1. Есть ли у Вас кто-то из пожилых (родственник , знакомый), кого Вы бы назвали своим другом? Подавляющее большинство (80%) ответили отрицательно.
2. Находите ли Вы общий язык со стариками или считаете, что между вами пропасть? Большинство (60%) ответили, что находят, 20% считают, что "в принципе находят", еще 20% ответили - "не всегда".
3. При общении со старым человеком Вы, прежде всего, отмечаете смешное и непонятное в его поведении или то, что заслуживает уважения? По большинству ответов респонденты отмечают черты, заслуживающие уважения. В одной из анкет дан развернутый ответ: "То, что заслуживает уважения. А смешное в поведении можно найти и при общении с молодыми людьми, тогда как заслуживающего уважения - не всегда". В части ответов (25%) были признания, что первым фиксируется смешное.
4. Считаете ли Вы, что старики это бесполезные люди, нагрузка на семью и общество? Во всех ответах несогласие с такой установкой.
5. Готовы ли Вы оказать помощь постороннему пожилому человеку (физическую, моральную, материальную)? Что касается двух первых видов помощи, то почти все ответили утвердительно, но материальную - только 20%.
6. У Вас есть бабушка, дедушка. Знакомите ли Вы их со своими друзьями или стараетесь этого не делать? Почти 90% ответили, что знакомят обязательно, из ответов остальных можно понять, что делают это не всегда. Два развернутых ответа: "Да, знакомлю, бабушка член семьи и не познакомить ее с моими друзьями - значит нанести ей оскорбление"; "Конечно знакомлю. У меня достойные друзья и достойные дедушка и бабушка".
7. Кто виноват в плохих взаимоотношениях поколений? Старики или молодежь? Основной смысл ответов на этот вопрос: "и те, и другие".
27

8. Как Вы относитесь к критическим замечаниям стариков?
а) прислушиваетесь;
б) "пропускаете мимо ушей";
в) просите оставить вас в покое.
Ответы на этот вопрос распределились примерно равно между всеми тремя вариантами.
Анализ результатов анкетного опроса показывает, что хотя отношения не идеальные (что практически невозможно), но и не столь угнетающе-тревожные, как пишет польская коллега. Герон-тофобия, то есть ненависть к старикам, никогда не была характерной чертой массового сознания в России.
Теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества.
Отчуждение и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожилом возрасте приоритет остается за активностью, в старости возникает своеобразное равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.
Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер ("Социология") выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.
Теория субкультуры (А.Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, и создает особую близость между ними и в то же время обособливает их от других возрастных когорт. Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. В практическом плане А.Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.
Что касается субкультуры, то она не есть какая-то вновь создаваемая культура для пожилых и старых. Это та культура, которую они освоили прежде, распредметили её и считают своей собственной. Она действительно может объединять людей в определенную группу, с привычными нормами морали, поведения, традициями, духовными ценностями. Но так как в группах, предшествующих стареющей, нет единой культуры, то и перенос в старшую
28

группу какой-то единой культуры невозможен. С другой стороны, i развитие культуры есть прерывно-непрерывный процесс, и потому культура в большей степени объединяет различные поколения, чем разводит. Не оправдала себя такая теория и на практике, создание разного рода сепаратных поселений для людей преклонного возра-ста оказалось дорогим и неэффективным занятием. К такому выво-ду пришли геронтологи в самых разных странах, в том числе и в Соединенных Штатах.
Теория возрастной стратификации. Эта теория предпола-
гает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделе-
ние людей на группы по их образу жизни и материальному по-
ложению.
Приходится констатировать, что существующие социоло-
-гические теории старения в основном представляют собой узкие,
ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные
аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретичес
кой систематизации.
Ни одна из названных теорий не дает реального представления о феномене старения. Каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов.
По нашему мнению, наиболее продуктивными, объясняющими проблемы старения и старости могут быть положения тео-рии символического интеракционизма Джорджа Мида. Прежде все-го, привлекает построение концепции на фундаменте идей из различных областей науки. Для социальной геронтологии это идеи из области общей геронтологии, демографии, психологии, медицины, теории и методики социальной работы. Межпредметность - специ-фическая черта социальной геронтологии.
Во-вторых, это идея коммуникации как средства взаимоприспособления индивидов, являющимся важнейшим условием существования и развития общества. Для пожилого человека это приспособление: а) к представителям новых, молодых когорт; б) к "обобщенным другим", которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старости, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, общество должно приспособиться к тому, что значительной его частью являются люди старших возрастов, что его демографическая структура приняла новый вид - "седого общества". Если приспосо-бительные способности стариков вырабатывались веками, (Дж.Мид отмечал, что человеческое поведение вообще имеет адаптивный характер), то общество с необходимостью приспособиться к собствен-
29

ной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов.
В-третьих, интересны положения Дж. Мида о стадийности процесса развития самости. На первой стадии, стадии ролевой игры ребенок идентифицирует себя с тем образом, который ему навязывают или подсказывают родители. На второй стадии, собственно игровой, подросток, общаясь в более широком кругу, получает возможность взглянуть на себя со стороны. Так формируется "меня" и принимаются правила игры. На третей стадии человек входит в определенную группу, осваивает систему отношений и тем самым определяет свое место в общественной иерархии.
Нам представляется, что схему Дж.Мида можно расширить, распространив трехфазное представление на каждый новый этап в жизни человека. Одним из таких этапов является старость. На первой стадии, еще задолго до наступления реальной старости человек подспудно "примеряет" на себя образ старика, в общении с людьми старшего возраста, с дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрасте, человек осваивает правила поведения в сообществе пенсионеров - принимает моду этой группы, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает принятые правила поведения стариков. На третей стадии, собственно пенсионной, он использует приобретенное на второй стадии, обретает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со стороны окружающих. Важным моментом является своевременность вступление во вторую и третью стадию, чреваты и преждевременность, и опоздание. И в том, и в другом случае человек оказывается вне собственной возрастной группы, как бы застревает в переходе. Преждевременное "натягивание" стариковского поведения равносильно раннему старению, запаздывание в осознании собственного возраста когда-то остроумно охарактеризовал Цицерон: "Он остался прежним, но прежнее ему не шло".



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Притча «История одинокого человека»
  • Анна Березовская. «Я одна, и он один...». Одиночество в паре
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Эрих Фром говорил…
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Георгий Сергацкий. Зачем мужчине женщина? Высказывания известных людей
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Одиночество»
  • Притча «Избежать одиночества»
  • Павел Пономарев. Мужское одиночество
  • Знакомство со своей Тенью
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Екатерина Сологубова. Затворничество или наедине со всеми. Одиночество и социофобия
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Страшное заклинание»
  • Притча «Алчность упрямства»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Георгий Сергацкий. Осень жизни. Из цикла «Одиночество, или Душа в поисках приюта»
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Текст для тех кому одиноко или грустно. Поэма Desiderata, написанная Максом Эрманом.
  • Притча «Царь и пять его жён»
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Такер Нита. Как избежать одиночества.
  • Главный Редактор. ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Владимир Макулов. Фундамент самооценки
  • Закономерности психических систем
  • 10 признаков умных людей
  • Иствуд Атватер. Эффективное общение: умение слушать
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Притча «15 причин»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Притча «Мир и одиночество»
  • Приворот белой магии
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь