Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 30885

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Литература:
1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека// В кн.: Психология и проблемы человекознания. - Москва- Воронеж, 1996. - С. 196 - 279.
2. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1999. - С. 7 - 94.

Задание:
Дать оценку следующим определениям:
1. "Понятие "человеческий индивид" обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Понятие "индивидуальность", к которыми оперирует психология, обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Понятие "личность" обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)… Личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание - продукт общественного развития" [Кон И.С., 1964: "Философская энциклопедия", т.3].
2. "Понятие "личность" указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства… Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, то есть общественно-историческому человеку как совокупности общественных отношений" [Тугаринов В.П., 1965, с.4].
3. "Личность - это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи класса" [Тугаринов В.П., 1965, с.88].
4. "Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных единичных неповторимых свойств, человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум "партийности" по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только знания, но и как отношения. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности" [Рубинштейн С.Л., 1957, с. 30-32].
5. "Человеческую личность характеризует система отношений, обусловленных ее жизнью в обществе. Процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в котором познание объективного осуществляется в единстве с переживанием" [Петровский А.В., 1964, с. 21].
6. "К психическим свойствам личности относятся характер, темперамент, способности человека, совокупность преобладающих чувств и мотивов его деятельности, а также особенности протекания психических процессов. Это неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого конкретного человека образует устойчивое единство, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического облика как склада личности" [Платонов К.к., 1965, с. 19-20].
7. "Личностью является конкретный человек как носитель сознания. Как только у ребенка начинает появляться сознание, он начинает становиться личностью. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма - самосознание, тем полнее и ярче развита его личность. Психические болезни являются одновременно и болезнями сознания и болезнями личности. Нарушая различные стороны сознания, они тем самым разрушают личность" [Платонов К.к., 1965, с. 37].
8. "Иногда понятия "личность2 и "я" отождествляются, с чем, однако, согласиться нельзя. "Личность" - понятие более широкое, а "я" связано в основном с осознанием противопоставления себя окружающему миру и с понятием преемственности сознания" [Платонов К.к., 1965, с. 35].
9. "Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обуславливающих их мотивацией. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса" [Ананьев Б.Г., 1996, с. 251].
10. "совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных и т.д.)" [Ананьев Б.Г., 1996, с. 253].
11. "Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность" [Немов Р.С. Психология. Кн. 1, с. 557]..
12. " Личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития". Мы можем назвать "взрослого, нормального человека" (но не новорожденного и не умалишенного)" ["Общая психология" /Под ред. А.В. Петровского. - М., 1976, с. 97.]
13. "Личность - термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания" [Психологический словарь. - м., 1983, с. 178].
14. "Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и в общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения" [Краткий психологический словарь. - М., 1985, с. 165].
15. " Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в предметной деятельности и общении" [Психология. Словарь/ под общ. ред. А.в. петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990, с. 193].
16. "Личность есть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно изменяющейся среде" [Личность: определение и описание //Вопросы психологии, №3-4, 1992. - С. 35].

? Какие из определений вам представляются наиболее соответствующими тому пониманию личности, которое принято в отечественной психологии?
? Попытайтесь сформулировать свое определение, исходя из имеющихся в литературе, более лаконично и более точно.
? Какие определения личности даются в зарубежной литературе? Определите различия в подходах к определению личности отечественных и зарубежных психологов.


Задание 2. Защитные механизмы психики

Вопросы для изучения

1. Психоаналитическая теория и защитные механизмы (З. Фрейд и А. Фрейд).
2. Общий обзор защитных механизмов: подавление и вытеснение; интеллектуализация; идентификация; интроекция; изоляция; рационализация; сублимация, перенос; проекция и др.

Литература
1. З. Фрейд. Механизмы защиты// В кн.: Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1999. - С. 89 - 94.
2. А. Фрейд. Защитные механизмы психики // В кн.: Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ - М", 2000. - С. 337 - 357.
3. А. Фрейд. Психология "Я" и защитные механизмы. - М., 1993.
4. А.А. Налчаджян. Психологические защитные механизмы// В кн.: Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ - М", 2000. - С. 395 - 481.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Костина Наталья Сергеевна. Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни»
  • Юндина Анна Анатольевна. «Использование приемов мотивации детей младшего возраста к разнообразным видам деятельности».
  • Четыре стадии развития компании.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Щепилина Светлана Сергеевна. Использование камешков Марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Наталья Владимировна Железняк. Рекомендации Психолога. Пирамида потребностей дошкольника. (по А. Маслоу)
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Неведомская Светлана Владимировна. Причины нетерпимости у старших дошкольников и способы их преодоления
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
  • Объект; object
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Просоциальное поведение: что им движет? Мотивация просоциальности
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Активность—пассивность
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Елена Марчевская. От мотивации к вдохновению
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Герасичева Ольга Николаевна. «Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста»
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Дьякова Светлана Витальевна. Конспект занятия «Человеческие потребности»
  • Финальный; Final



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь