Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 30890

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Цель каждого человека - стать ценной и значительной личностью. Важнейший закон жизни состоит в том, что ощущение человеком ценности своей личности не должно уменьшаться. Поведение определяется индивидуальной концепцией мира. Обсуждать и лечить психологические и эмоциональные проблемы нужно в контексте жизненных целей и жизненного стиля личности. Единый жизненный стиль человека проявляется в любой черте его поведения и в любом симптоме.
Способность к творчеству, т. е. способность формулировать как цели, так и способы их достижения, - основа личности. Жизненная цель обеспечивает последовательную организацию жизни человека: это его творческий ответ окружающему миру.
Чувство общности, или социальный интерес, - это чувство принадлежности к более крупному социальному целому и привязанности к семье, окружению, обществу и человечеству. Сотрудничество - ключевая составляющая социального интереса. Чувство неполноценности может быть преодолено только через активное участие человека в жизни других людей в качестве полезного и ценного члена общества.
Корень неадаптивных и невротических стилей жизни - неумение сотрудничать и, в результате, ощущение неудавшейся жизни и собственной несостоятельности.
Здоровая личность взаимодействует с другими, для нее характерен сильный социальный интерес и конструктивное стремление к превосходству.
2. Любой невроз - это попытка достичь ощущения состоятельности и преодолеть чувство неполноценности. Неврозы изолируют человека, они уводят его от взаимодействия с обществом и от решения проблем реальной жизни. Чтобы вылечить невроз, терапевт должен помочь пациенту полностью изменить свою ориентацию, направить пациента обратно в общество.
3. Те люди, которым недостает уверенности в своей способности эффективно и конструктивно взаимодействовать с другими, ищут личного превосходства. Чувство неполноценности в этом случае преобладает.
4. Более важно понять последствия поведения человека, чем его внутренние переживания. Настоящее постижение человеческого характера - это не просто абстрактное знание, а понимание, воплощенное в конструктивное действие.
5. Ядро всех психологических проблем - забота о себе вместо заботы о других.
Ключевые понятия в теории А. Адлера: Апперцепция. Комплекс неполноценности. Жизненная цель. Жизненный стиль. Органическая неполноценность. Схема апперцепции. Социальный интерес.
Литература:
1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред. С. Магуна. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 607 с.
2. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.
3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
4. Психология личности в 2-х томах. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1999. - т. 1. - 448 с.

Дополнительная литература:
Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии, М.: НПО "Прагма", 1993. 175 с.



Лекция 11. Теория личных конструктов Джорджа Келли.

План лекции:
1. Основные понятия.
2. Репертуарный тест ролевых конструктов (Реп-тест).
3. Когнитивная сложность-простота.
4. Психологический рост.

1. Основные понятия.
В теории Дж. Келли ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, - это понятие личного конструкта. Конструкт - это способ конструирования, или интерпретации, мира. Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. По Келли, человек предвосхищает события, наблюдая за их паттернами и повторами. Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями. Переживая события, индивид замечает, что некоторые события имеют общие характеристики, которые отличают их от других событий. Индивид различает сходства и контрасты. Он наблюдает, что одни люди - высокие, а другие - низкие, что одни люди - мужчины, а другие - женщины, что есть вещи твердые, а есть - мягкие. Именно это конструирование сходства и контраста и формирует конструкт. Не будь конструктов, жизнь была бы хаотична.
По меньшей мере три элемента необходимы, чтобы сформировать конструкт: два элемента должны восприниматься как похожие друг на друга, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух. Конструирование двух элементов как похожих формирует полюс сходства конструкта; их противопоставление третьему элементу формирует контрастный полюс конструкта. Например, наблюдая, как два человека помогают кому-то, а третий бьет кого-то, можно прийти к конструкту "добрый-жестокий", при этом добрый образует полюс сходства, а жестокий - полюс контраста.
Типы конструктов. Келли придавал большое значение когнитивным аспектам человеческого функционирования (Фрейд назвал бы их сознательными), он также принимал во внимание и феномены, описанные Фрейдом как бессознательные. Келли не использовал конструкт "сознательное-бессознательное"; тем не менее он использовал другой конструкт - "вербальный-довербальный", чтобы иметь дело с явлениями, которые иначе пришлось интерпретировать как сознательные или бессознательные. Вербальный конструкт может быть выражен словами, тогда как до-вербальный конструкт - это конструкт, который используется даже в том случае, если у человека нет слов, чтобы выразить его. Довербальный конструкт усваивается еще до того, как у ребенка появляется речь. Иногда один полюс конструкта недоступен для вербализации, тогда он характеризуется как подводный. Если человек утверждает, что люди творят только добро, можно предположить, что другой полюс конструкта как бы утоплен, находится под поверхностью, так как человек в принципе должен осознавать наличие в мире и противоположных поступков, чтобы сформировать "хороший" полюс конструкта. Таким образом, конструкты могут быть недоступны для вербализации, и индивид может быть не способен сообщить обо всех элементах, которые входят в его конструкт, но это не означает, что у индивида есть бессознательное. Несмотря на признание важности довербальных и подводных конструктов, способы их изучения не были разработаны, и в целом эта область осталась неразвитой.
Конструкты, используемые человеком для интерпретации и предвосхищения событий, организованы в систему. Каждый конструкт внутри системы имеет зону применимости и фокус применимости. Зона применимости конструкта охватывает все те события, к которым пользователь считает применение этого конструкта полезным. Фокус применимости конструкта охватывает те специфические события, к которым применение данного конструкта было бы максимально полезным. Например, конструкт "заботливый-не заботливый", который может быть приложим к людям во всех ситуациях, где речь идет о помощи (зона применимости), было бы наиболее полезно использовать в ситуациях, где требуются особая чувствительность к нуждам людей и особое старание им помочь (фокус применимости). Кроме того, некоторые конструкты занимают более важное место в системе конструктов человека, чем другие. Поэтому выделяются центральные (ядерные) конструкты, которые наиболее существенны для человеческой деятельности и могут быть изменены, только вызывая серьезные изменения во всей системе в целом, и периферические конструкты, которые в меньшей степени задевают основы человеческой деятельности и могут быть изменены без серьезных модификаций центральной структуры.
Кроме того, внутри системы конструкты организованы иерархически. Главенствующий конструкт включает другие конструкты в свой контекст, а подчиненный конструкт - это конструкт, который включен в контекст другого (главенствующего) конструкта. Например, конструкты "умный-тупой" и "привлекательный - непривлекательный" могут быть подчиненными по отношению к главенствующему конструкту "хороший - плохой".
Важно понимать, конструкты, входящие в систему конструктов человека взаимосвязаны между собой. В поведении человека, как правило, выражается не какой-то единственный конструкт, а их система, и изменение в одном аспекте системы влечет за собой изменения и в других ее частях. В целом конструкты организованы так, чтобы минимизировать несовместимости и несогласованности. Тем не менее некоторые конструкты в системе могут находиться в конфликте с другими конструктами и, таким образом, порождать у человека напряженность и трудности принятия решений.
Если суммировать все вышеизложенное, то, согласно теории личных конструктов, разработанной Келли, личность индивида образована системой его конструктов. Человек использует конструкты, чтобы интерпретировать мир и предвосхищать события. Таким образом, используемые человеком конструкты определяют его мир.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Костина Наталья Сергеевна. Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни»
  • Юндина Анна Анатольевна. «Использование приемов мотивации детей младшего возраста к разнообразным видам деятельности».
  • Четыре стадии развития компании.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Щепилина Светлана Сергеевна. Использование камешков Марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Наталья Владимировна Железняк. Рекомендации Психолога. Пирамида потребностей дошкольника. (по А. Маслоу)
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Неведомская Светлана Владимировна. Причины нетерпимости у старших дошкольников и способы их преодоления
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
  • Объект; object
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Просоциальное поведение: что им движет? Мотивация просоциальности
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Активность—пассивность
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Елена Марчевская. От мотивации к вдохновению
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Герасичева Ольга Николаевна. «Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста»
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Дьякова Светлана Витальевна. Конспект занятия «Человеческие потребности»
  • Финальный; Final



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь