Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 30889

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Исследование незавершенных действий. Левин полагал, что существует состояние равновесия между человеком и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность, которая побуждает к определенным изменениям, ведущим к восстановлению баланса. Поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующих действий по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у человека возникает некая потребность (состояние напряженности), он своими действиями старается "снять" это напряжение и восстановить внутреннее равновесие. Если по какой-то причине напряжение не снижается, система остается неразряженной.
Б. В. Зейгарник (1981) вспоминает случай в ресторане, когда Левин, подозвав официанта, который еще не выполнил заказ, попросил того вспомнить, что нужно подать к определенному столику. Несмотря на то что официант обслуживал несколько столиков, он безошибочно воссоздал в своей памяти тот заказ, который еще не выполнил. Когда же К. Левин попросил его вспомнить, что заказывала покидающая ресторан пара, официант весьма сбивчиво смог вспомнить, какие блюда он принес для уходящих посетителей. И это после того, как он несколько раз подходил к ним, приносил и уносил тарелки. Объяснить этот феномен можно было только тем, что в основе воспроизведения лежит напряженная система. Если система "разряжена", потребность вспоминать заказ пропадает. Теперь это предположение необходимо было проверить экспериментально.
Б. В. Зейгарник, ученица Левина, осуществила экспериментальную проверку вышеизложенной гипотезы. В 1927 году она провела опыт, в процессе которого участникам предлагался некоторый набор задач. После того как они решали несколько из них, работа искусственно прерывалась. Таким образом, участники не решали весь намеченный набор задач. Гипотезы этого исследования были следующими:
o Напряженное состояние возникает тогда, когда человек получает задание для выполнения.
o Когда задание выполнено, напряжение снижается.
o Когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти.
То есть основная гипотеза заключалась в следующем: незавершенные действия будут запоминаться лучше, чем завершенные.
После эксперимента Зейгарник попросила воспроизвести содержание заданий. Анализ ответов испытуемых показал, что воспроизведение незаконченных действий превышает воспроизведение завершенных действий в 1,9 раза. Эта закономерность получила название эффекта Зейгарник. Итак, незаконченные действия запоминаются почти в два раза лучше, чем завершенные.
М. Овсянкина, так же как и Б. Зейгарник, российская студентка Левина, решила проверить предположение о сохранении напряженности в психологической среде, если действие не завершено, следующим образом. Ее гипотеза состояла в том, что человек склонен возвращаться к выполнению незавершенных заданий.
Испытуемым предлагался ряд заданий. Под различными предлогами экспериментатор прерывала выполнение каждого из них. Затем делала вид, что не наблюдает за испытуемыми. В 86% участники эксперимента возвращались к выполнению незавершенных заданий. Таким образом, гипотеза подтвердилась
Исследование замещающих действий. Если мы вспомним опыт М. Овсянкиной, то отметим, что не все испытуемые вернулись к выполнению прерванных заданий. Некоторые из них "разрядили" напряжение, созданное в системе, выполнив другие задания, которые стали для них своего рода замещением.
А. Малер и К. Лиссиер повторили опыт М. Овсянкиной, но после прерывания заданий предлагали вместо них однородные. Гипотеза была следующей: однородные задания носят характер замещающих действий, то есть действий, разряжающих напряжение в системе.
Гипотеза подтвердилась - процент возврата к незавершенным заданиям был совсем невысок. Согласно теории Левина, это объясняется тем, что квазипотребности могут находиться в состоянии коммуникации, при которой энергия из одной системы переходит во вторую. Для дифференцированной психики взрослого человека характерна высокая степень коммуникации квазипотребностей (заряженных систем). Что же касается детей и умственно отсталых людей, чья психика не обладает значительной дифференцированностью, то они часто возвращаются к незавершенным заданиям, даже если те были заменены однородными. Это объясняется затруднением процесса коммуникации между напряженными секторами, расположенными в их внутреннем пространстве поля. Согласно теории К. Левина, динамические процессы могут также разряжаться в нереальном, то есть в воображаемом плане: мечтах, фантазиях.
Основные выводы:
Курт Левин-создатель психологической теории поля, которая является методом "анализа причинных соотношений и построения научных конструкций".
o Эвристическая ценность теории поля заключается в том, что ее использование стимулирует становление и развитие новых концепций, проверку новых экспериментальных гипотез и выявление новых психологических феноменов.
o Метод анализа психологических явлений, разработанный Куртом Левиным, включает в себя определенный понятийный аппарат. Среди терминов, необходимых для анализа жизненного пространства в данный момент времени, такие как: временная перспектива, психологическая валентность, вектор, локомоция, регион и граница.
Ключевые понятия: Вектор; Валентность; Временная перспектива; Граница; Дедифференционная гипотеза; Дифференцированность жизненного пространства; Жизненное пространство; Забывание намерений ; Замещающее действие; Конфликт; Локомоция; Напряженность; Психологическое пространство; Регионы; Сила; Стили лидерства; Теория поля; Уровень притязаний; Фрустрация; Эффект незавершенных действий (Зейгарник).
Литература:
11. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред. .С. Магуна. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 607 с.
12. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

Дополнительная литература:
1. Келли Дж. Теория личных конструктов. - Спб., 2000.
2. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.
3. Левин К. Теория поля. - СПб., 2000.
4. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб., 2000.



Часть III. Практикум по курсу "Психология личности"

Примерные планы семинарских занятий

Семинар 1. Теории личности в отечественной психологии
1. Представление об эндопсихике и экзопсихике, адаптация как основная задача личности, уровни адаптации, типология личности) (А.Ф. Лазурский).
2. Понятие "отношение" как системообразующего элемента личности, система отношений, структура отношения, отношение и установка (В.Н. Мясищев).
3. Системно-структурный подход к личности В.С. Мерлина: психические свойства личности, симтомокомплексы свойств личности, свойства симптомокомплекса, задача интегрального исследования индивидуальности.
4. Понимание личности и ее структуры, отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного в подструктурах личности (К.К. Платонов).
5. Личность как совокупность иерархических отношений деятельностей; иерархия смыслообразующих мотивов; процесс становления личности как процесс становления связной системы личностных смыслов (А.Н. Леонтьев).
6. Внутренняя позиция личности как системообразующий признак структуры личности, направленность личности как устойчиво доминирующая система мотивов (Л.И. Божович).

Темы рефератов
1. Психология индивидуальности В.С. Мерлина.
2. Этапы формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович).
3. Психология отношений в концепции В.Н.Мясищева.

Литература:
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
2. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - М., 1995.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - Москва - Воронеж, 1996.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж. 1995.
7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986.
8. Психология личности в 2-х томах. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1999. - т. 2. - 544 с.

Семинар 2. Самосознание личности
1. Понятие о самосознании и его структурных компонентах.
2. Я-концепция как совокупность установок личности, направленных на саму себя. Структура Я-концепции.
3. Самоотношение и самооценка. Структура самоотношения.
4. Основополагающие подходы в теориях "Я" У. Джемса, Дж. Мида, Ч. Кули.
5. Представления об идентичности Э. Эриксона.
6. Феноменологическая теория "Я" К. Роджерса.
7. Представления о самоактуализации и самоактуализирущейся личности в работах А. Маслоу.

Темы рефератов
1. Мотивация и иерархия потребностей в концепции А. Маслоу.
2. Я - концепция и методы ее измерения в концепции К. Роджерса.
3. Тенденции самоактуализации в концепциях А. Маслоу и К. Роджерса.
4. Становление зрелой идентичности личности (Э. Эриксон).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Костина Наталья Сергеевна. Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни»
  • Юндина Анна Анатольевна. «Использование приемов мотивации детей младшего возраста к разнообразным видам деятельности».
  • Четыре стадии развития компании.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Щепилина Светлана Сергеевна. Использование камешков Марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Наталья Владимировна Железняк. Рекомендации Психолога. Пирамида потребностей дошкольника. (по А. Маслоу)
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Неведомская Светлана Владимировна. Причины нетерпимости у старших дошкольников и способы их преодоления
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
  • Объект; object
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Просоциальное поведение: что им движет? Мотивация просоциальности
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Активность—пассивность
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Елена Марчевская. От мотивации к вдохновению
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Герасичева Ольга Николаевна. «Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста»
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Дьякова Светлана Витальевна. Конспект занятия «Человеческие потребности»
  • Финальный; Final



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь