Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 25906

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В детстве — 6-7 лет; у подростков — 12-14 лет; у юношей — 18-19 лет, 25-26 лет. А далее переломы наступают каждое десятилетие — 30, 40, 50 и так до 70, а потом через каждые 5 лет. Человек как бы подводит итоги своей жизни за десятилетие и строит планы на будущее. Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько велико расхождение между целями, задумками, планами, поставленными в молодости, и тем, как они реализованы. Кризис середины жизни помогает человеку переосмыслить прожитую часть жизни и наметить перспективу жизни так, чтобы оставаться активным и нужным людям.
М. Зощенко в «Повести о разуме» оценивает случай с человеком, который попал в автомобильную катастрофу — ему рассекли верхнюю губу и сразу отвезли в больницу. Женщина-хирург в присутствии больного, который не мог говорить из-за травмы, спросила сопровождавшего его друга: «Сколько ему лет?» Тот ответил: «40 или 50, какая разница?» Женщина-врач сказала: «Если 40 — будем делать пластическую операцию, если 50, то зашью так».
Пострадавший делал отрицательные жесты и показывал четыре пальца (что ему 40). Больному сделали пластическую операцию. Все прошло хорошо, шрам был невелик, но моральное потрясение оказалось сильным.
Человек позабыл о том, что его задела машина, его потрясение было в другом — он не мог забыть слова хирурга о пятидесятилетних людях, которым можно зашивать губы так, как иной раз зашивают матрацы, стегая грубой ниткой через край. Вот эта душевная боль стареющего человека осталась у него надолго.
На протяжении своей жизни человек переживает пять основных периодов: рождение, созревание, зрелость, старение и старость. Каждый возрастной период имеет свои особенности (они достаточно подробно описаны в литературе)*. Нам бы хотелось остановиться только на некоторых проблемах.
* Cм.: Рыбалко Е. Ф. Возрастная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

В творческой профессиональной деятельности выделяются несколько фаз: старт, кульминация (пик) и финиш.
Как показали исследования американских и советских психологов, существуют два профессиональных пика. Первый пик приходится на возраст 30-35, когда «умы свежи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совершенно до него неизвестное. Второй пик связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт — возраст 50-60 лет; такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.
Человек как индивидуальность, личность развивается постоянно, хотя некоторые психофизиологические функции подвержены процессу старения: зрение, слух, непроизвольная память и внимание, время реакции.
Любому человеку обязательно надо знать психологические особенности каждого возрастного периода: неустойчивость и максимализм молодежи; высокая работоспособность и профессионализм взрослого человека; повышенная обидчивость, интерес к общению, утомляемость людей старшего возраста.
Каким же содержанием наполняется психическое пространство? Прежде всего — это информация, которую человек получает из внешнего и внутреннего мира. Она представляется в виде образов, слов, невербальных знаков. Информация может быть накоплена в долговременной памяти человека, и он на нее опирается в своей жизни и деятельности, а может быть текущей или, как говорят, оперативной, необходимой для разрешения внезапно возникающих ситуаций и проблем. Информация находится в движении, вовлекается в мыслительную деятельность человека, передается другим людям. Очень важным моментом является организация информации во времени и пространстве.
Кроме информации в непосредственном ее восприятии, у человека имеются некоторые продукты переработки информации: сигналы, мифы, коды, в которых в концентрированном виде накапливается в психическом пространстве определенное содержание. Большую роль играет символика — знаки, отражающие закрепленное традициями или отношениями содержание. Символ больше всего соответствует обозначаемому предмету, важным его свойством является исторически сложившееся содержание, которое нельзя просто так изменить. В психоанализе символ трактуется в связи со склонностями людей к мифотворчеству, т.е. созданию и усвоению определенных образов, помогающих воспринимать и объяснять происходящие в мире события. Существует общечеловеческая, национальная, групповая символика, закрепленная в условных знаках, ритуалах, традициях и обычаях. К. Юнг связывает символику с проявлением и раскрытием через нее глубинных архетипов. Так, в нашем обществе за 75 лет существования сложилось глубинное подсознательное психологическое содержание, проявляющееся в определенных мифах, которые быстро преодолеть невозможно. В содержание психического входит также и символика поведения, или невербальное поведение (жесты, мимика, позы), которое мы расшифровываем при общении с другим человеком (подробнее об этом во втором разделе книги).
Индивидуализация психического мира — это реализация индивидуальности человека, его неповторимости, оригинальности. Все впечатления, воздействующие на человека, проходят через его внутренний мир, имеющий свое содержание, свои особенности, одним словом, субъективный. Одно и то же событие, произведение искусства оценивается субъективно, что вполне естественно и, наоборот, противоестественно стремление заставить всех людей видеть и поступать одинаково, подогнать всех под одну мерку. Более подробно об индивидуальности и психологическом портрете человека мы расскажем несколько позже. А сейчас о переживании. Давайте задумаемся над самим словом — переживание. Человек любое событие переживает, включается в него, пропускает его через себя.
В психологии переживание рассматривается в нескольких значениях: эмоционально окрашенное состояние, возникающее в психическом мире человека под влиянием внешних и внутренних воздействий;
процесс выбора человеком мотивов и целей деятельности, сопровождающийся наличием стремлений и желаний;
форма активности, возникающая при крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в переосмыслении своего существования, иногда приводящая к психологическому кризису.
Переживания помогают человеку обрести личностный смысл происходящих событий, через них идет процесс индивидуализации психического мира человека. Наверное, можно сказать, что человек, переживший горе, беду, будет лучше понимать беды и горести другого. Но вместе с тем не каждое переживание оставляет глубокий след в душе человека.
Очень важным фактором, активизирующим психическую жизнь человека, является энергетический заряд, психическая энергия. З. Фрейд писал, что должна существовать особая энергия, которую нужно положить в основу душевных процессов. Сам он считал главным видом стимулирующей энергии либидо, т. е. сексуальную энергию. Наука пока еще не нашла главных источников психической энергии.
Человек не один в мире, он живет в обществе и постоянно вступает в контакт с другими людьми, поэтому в психический мир каждого из нас постоянно входят другие люди, занимают там определенное место, создают нам хорошее или плохое настроение. Известный психоаналитик К. Хорни отмечала, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле. Каждый человек имеет потребность в некотором количестве контактов, направленных на реализацию любовных, дружеских, товарищеских чувств. К. Хорни разделила потребности на три типа: направленные к людям, против людей и от людей. У большинства людей доминирует обычно какой-то один тип потребностей, благодаря чему различаются и психологические типы характера: по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости. Но все эти потребности человек может реализовать только в обществе и через других людей. В одних ситуациях человек принуждается к постоянному общению и уступчивости, в других — к борьбе и доминированию, в третьих — к изоляции.
В зависимости от того, как именно деформируется социальное равновесие, в нем начинает усиливаться один из элементов «основного беспокойства» — страх, беспомощность, враждебность, чувство покинутости и одиночества. К. Хорни дала характеристику трем социальным типам.
Уступчивый тип направлен к людям, для него характерно стремление присоединиться к группе, к более влиятельной, сильной личности, свои агрессивные стремления он подавляет, но не очень любит людей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Р. Мендиус. Строение нейрона и синапса: их основные функции
  • Ульяна Супрун. Нейрогенез: восстанавливаются ли нервные клетки?
  • Нейрон; neurone
  • Азим Турдыев. Раковая опухоль иммиграции
  • Васильев Ю.М. Клетка как архитектурное чудо
  • Таничева Ирина Юрьевна. Поделки 'Зоопарк'
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Неврология; neurology
  • Беляева Д.К., Дымшица Г.М Общая биология. Учебник для 10-11 классов
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. Физиология человека. В 3-х томах
  • Ульяна Супрун. Как бороться со стрессом
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Редактор. Правила игры в классики
  • Косягина Татьяна Николаевна. Мои друзья витамины
  • Психоэкологическая модель
  • Цузмер А.М., Петришина О.Л. Человек: Анатомия, Физиология и Гигиена. Учебник для 8 кл. Под ред - Парина В.В
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Проблема нейрогенеза: могут ли во взрослом мозге появляться новые нейроны?
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Корчагина В.А. Ботаника. Учебник для 5-6 кл
  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах
  • Орлов Р.С. Нормальная физиология
  • Оказывает ли половое воздержание токсическое воздействие на организм?
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Гадание на парня
  • Фицджеральд Р. Психотерапевтическая работа с парами
  • Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека
  • Редактор. Как ухаживать за щеглами, какие клетки годятся для них?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Притча «Уровни свободы»
  • Модель выученной беспомощности Мартина Зелигмана.
  • Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Яна Нилова. Адреналиновая зависимость
  • Как человеческий мозг стирает воспоминания
  • Айзек Азимов. Человеческий мозг. От аксона до нейрона
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Лысов В.Ф., Максимов В.И. и др. Физиология и этология животных
  • Притча «Жестокие птицы»
  • Смирнова Татьяна Панфиловна. Презентация 'Ребенку 2 года' Возрастная характеристика детей 2-3 лет.
  • Эффект интервала: перерывы в обучении помогают запоминанию
  • Р. Хансон, Р. Мендиус. Медитация осознанности
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь