Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 25909

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В чем же суть и особенности практической психологии?
Известные психологи Ю. М. Забродин и В. В. Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система функциональных и психических состояний со своей динамикой.
Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.
Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.
Задача психологии и психологов помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.
В этом суть практической психологии, которая понимается нами как интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.
В соответствии с этим пониманием мы рассматриваем структуру, методы практической психологии и результат, к которому можно прийти, использовав рекомендации практической психологии.
Практическая психология состоит из четырех частей:
1) психология индивидуальности;
2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;
3) психология профессиональной деятельности;
4) психология личной и обыденной жизни.
Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, и он должен знать и понимать себя и другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения, которые могут быть очень различными, но вместе с тем, имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и особенности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония у человека, как сам человек может способствовать ее развитию и укреплению психического здоровья.
В практической психологии применяются методы, используемые в научной психологии. Мы предлагаем описание сущности основных методов психологии.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Экспериментальный метод может применяться в лабораторных и естественных условиях. Суть этого метода заключается в выявлении причинно-следственной зависимости между определенными свойствами психических явлений. Выявление этой зависимости способствует создание экспериментальных условий, при которых можно получать больше нужных сведений об изучаемом психическом явлении. При подготовке эксперимента надо помнить о наличии трех групп переменных факторов: независимые, зависимые и контролируемые переменные.
Независимая переменная — это фактор, который экспериментатор вводит в эксперимент, для того, чтобы оценить его воздействие на процесс.
Зависимые переменные — факторы, связанные с поведением испытуемых и зависящие от состояния их организма.
Контролируемые переменные — факторы, которые можно строго контролировать в эксперименте. Между независимыми и зависимыми переменными лежат промежуточные, внутренние факторы, которые нельзя строго контролировать.
Таким образом, отмечает Ж. Годфруа в своей книге «Что такое психология», экспериментировать — это значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых при строгом контроле всех прочих переменных, называемых контролируемыми.
Метод анкетирования и тестирования.
Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части этих людей, составляющих репрезентативную (представительную) выборку. Анкетирование дает возможность выявить определенные тенденции и понять путь дальнейших более глубоких психологических исследований с помощью тестирования или экспериментирования.
Тесты — это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц, служащих объектами исследования. Тесты позволяют оценивать уровень развития интеллектуальных или перцептивных способностей, личностных особенностей, характер, темперамент и т. д.
В практике применяются два основных вида тестов: опросники и проективные тесты.
Опросники опираются на возможность человека сознательно оценивать себя и свои поступки.
Проективные тесты построены так, что больше обращены к подсознательной сфере, и помогают выявлять такие особенности индивидуальности, о которых человек сам не подозревает. К проективным методам относятся цветовой тест Люшера, тест «Дерево», «Несуществующее животное», различные рисуночные тесты и т. д.
Опросники обрабатываются по определенным ключам, а затем интерпретируются в зависимости от полученных данных. В нашем учебнике приведены тесты-опросники, которые опубликованы и могут быть использованы в целях самопознания. Проективные тесты сложны в обработке и требуют специальной психологической подготовки для их интерпретации, поэтому в учебнике они не используются.
Метод наблюдения — это описательный метод, при помощи которого исследователь систематически наблюдает за поведением другого человека, внешними проявлениями психики и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и свойствах данного человека. Научные наблюдения имеют организованный, планомерный характер, в ходе него составляются карты наблюдения. Этот метод часто используется в педагогическом процессе.
Метод самонаблюдения (интроспективный) — самый древний метод, используемый в психологии, он предполагает наблюдение человека над своим внутренним, психическим миром. Этот метод помогает в применении других методов исследования, а также для оказания самопомощи в трудных случаях и в самореализации.
В психологии также применяется метод беседы (интервью) и анализа продуктов деятельности (сочинений, писем, результатов профессиональной деятельности и т. д.).
Наш учебник построен в соответствии с описанной выше структурой практической психологии.
Надеемся, что изучение практической психологии поможет вам в жизни, в учебе, работе и общении с разными людьми.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Р. Мендиус. Строение нейрона и синапса: их основные функции
  • Ульяна Супрун. Нейрогенез: восстанавливаются ли нервные клетки?
  • Нейрон; neurone
  • Азим Турдыев. Раковая опухоль иммиграции
  • Васильев Ю.М. Клетка как архитектурное чудо
  • Таничева Ирина Юрьевна. Поделки 'Зоопарк'
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Неврология; neurology
  • Беляева Д.К., Дымшица Г.М Общая биология. Учебник для 10-11 классов
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. Физиология человека. В 3-х томах
  • Ульяна Супрун. Как бороться со стрессом
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Редактор. Правила игры в классики
  • Косягина Татьяна Николаевна. Мои друзья витамины
  • Психоэкологическая модель
  • Цузмер А.М., Петришина О.Л. Человек: Анатомия, Физиология и Гигиена. Учебник для 8 кл. Под ред - Парина В.В
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Проблема нейрогенеза: могут ли во взрослом мозге появляться новые нейроны?
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Корчагина В.А. Ботаника. Учебник для 5-6 кл
  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах
  • Орлов Р.С. Нормальная физиология
  • Оказывает ли половое воздержание токсическое воздействие на организм?
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Гадание на парня
  • Фицджеральд Р. Психотерапевтическая работа с парами
  • Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека
  • Редактор. Как ухаживать за щеглами, какие клетки годятся для них?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Притча «Уровни свободы»
  • Модель выученной беспомощности Мартина Зелигмана.
  • Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Яна Нилова. Адреналиновая зависимость
  • Как человеческий мозг стирает воспоминания
  • Айзек Азимов. Человеческий мозг. От аксона до нейрона
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Лысов В.Ф., Максимов В.И. и др. Физиология и этология животных
  • Притча «Жестокие птицы»
  • Смирнова Татьяна Панфиловна. Презентация 'Ребенку 2 года' Возрастная характеристика детей 2-3 лет.
  • Эффект интервала: перерывы в обучении помогают запоминанию
  • Р. Хансон, Р. Мендиус. Медитация осознанности
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь