Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 25911

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вторым ведущим направлением развития психологии в XX в. является фрейдизм, названный по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского врача, психопатолога и психолога. Сам Фрейд обозначал это направление термином «психоанализ». Открытием Фрейда было подсознание — как источник первичных стимулов человеческого поведения. Следовательно, с одной стороны, психоанализом называется общая теория механизмов человеческого подсознания, имеющая широкое значение и служащая основой для целостного понимания человека. С другой стороны, психоанализом называется система специальных методов, с помощью которых можно исследовать подсознание человека с целью излечения нервных и психических болезней.
Среди исследований, устремленных к познанию самого сложного и интимного в организации психического мира человека, выделяются работы основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, ближайших его соратников А. Адлера и К. Юнга, неофрейдистов: К. Хорни, Э. Фромма и других.
З. Фрейд в своем учении отказался от традиционного разделения духовного и телесного и наполнил новым содержанием понятие психики, психического мира человека. Он попытался заглянуть внутрь «кипящего котла» души человеческой и выявить, какие же там идут процессы и как они влияют на душевное и психическое здоровье человека.
В созданной Фрейдом системе анализа душевной жизни человека было раскрыто влияние неосознаваемых личностью влечений, интересов, мотивов на ее поведение, на представление о самой себе и других людях. На материале из психиатрической практики были прослежены сложность и многоплановость структуры личности, значение внутренних конфликтов и кризисов в ее развитии, последствия неудовлетворенных желаний.
Третьим значительным и широко распространенным направлением в психологии XX в. является гуманистическая психология. Среди ее основателей — К. Роджерс (1902-1987) — один из самых влиятельных психологов нашего века. В гуманистическом подходе заложены идеи экзистенциальной (existentia — лат. «существование» и восточной философии: дзен буддизма, например. В центре гуманистической концепции находится личность — «Я» каждого человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерна ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции. Поэтому психотерапевтический метод К. Роджерса так и называется «клиент-центрированная терапия», т. е. терапия, ориентированная на клиента, предусматривающая недирективный стиль общения.
Этот метод подразумевает возникновение глубокого личностного контакта, признание безусловной ценности каждого человека, полное его принятие. В этих условиях личность становится открытой по отношению ко всему реальному жизненному опыту, реализуя таким образом свою гибкость и свободу.
К. Роджерс в одной из работ писал, что как бы психотерапевту не было приятно продемонстрировать свою эрудицию и ум, он все же поступит лучше, если положится на клиента и будет двигаться в том направлении, которое изберет последний, поскольку только клиент на самом деле знает, в чем заключается его собственная проблема.
Существует пять основных принципов гуманистической психологии. Первый заключается в том, что человек является целью этого направления, а не средством, как в бихевиоризме. Второй связан с рассмотрением собственно человеческих свойств и отношений: любви, свободы, ответственности, веры — как основополагающих. Третий принцип состоит в том, что гуманистическая психология отказывается быть биологической наукой, а становится наукой по типу гуманитарной. Четвертый принцип признает, что истинная сущность человека заключается в его добром начале. И, наконец, гуманистический метод есть отказ от принципа гомеостаза, поскольку он исходит из принципа саморазвития личности.
В настоящее время гуманистический метод является наиболее признанным методом психологии и психотерапии во всем мире.
Выдающиеся представители отечественной психологии Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов предложили свой, тоже глубоко гуманистичный подход к исследованию психического мира человека — личностно-деятельностный. Они рассматривают человека как личность и индивидуальность со всеми присущими ей особенностями, включенную в активную созидательную деятельность.
Давайте попробуем, опираясь на рассмотренные подходы, представить особенности психического мира человека:
пространство психического мира, как бы поле, на котором разворачивается психическая жизнь человека;
динамика движения психических процессов, состояний во времени, психологическое время;
содержание, которым наполнено психическое пространство (информация, сигналы, символика);
индивидуализация психического мира — реализуется в процессах переживания;
отношение к себе и другому человеку, вхождение психического мира другого человека в мой психический мир;
энергетический заряд, который активизирует мой психический мир.
А теперь рассмотрим более подробно каждую составляющую психического мира человека.
Пространство психического мира состоит как бы из двух плоскостей — сознательного и бессознательного. З. Фрейд впервые обратил внимание на огромную роль бессознательного в психической жизни человека. Раньше считалось, что в бессознательном происходят только физиологические процессы, а все психическое — это сфера сознательного. З. Фрейд же показал, что сознание — это лишь вершина айсберга, возвышающаяся над большим основанием бессознательного. Роль сознания, по З. Фрейду, состоит в том, чтобы упорядочить бессознательное, отграничить возможное от невозможного, желаемое от действительного, настоящее от прошлого и будущего, реальное от нереального. В бессознательном, в отличие от сознательного, воспринимаемый мир сливается с переживаниями человека, его отношением к этому миру, что делает невозможным контроль действий и оценку их результатов. В бессознательном прошлое, настоящее и будущее могут причудливо переплетаться (например, в сновидении). Что же относится к сфере бессознательного:
надсознательное — вершина творческого процесса, творческая интуиция, благодаря которой происходит внезапное озарение;
неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обуславливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим;
регуляция автоматизированных и непроизвольных действий, опирающаяся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях (навыки ходьбы, письма и тому подобное);
психические явления, находящиеся на подпороговом уровне чувствительности.
В бессознательном заложены глубокие генетические корни. К. Юнг считал, что существуют глубинные образования, которые он назвал архетипами. Архетипы — общечеловеческие первообразы — лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В архетипах запечатлен передающийся по наследству опыт предшествующих поколений.
Итак, в психическом пространстве причудливо переплетаются сознательное и бессознательное. Это находит отражение в разделении психического пространства личности на три взаимосвязанных области, или, как писал З. Фрейд, на три царства — «Сверх Я», «Я» и «Оно».
«Оно» — бессознательная система, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или эмоционального порядка. «Оно» управляется принципом удовольствия, ему присуще изначальное стремление к наслаждению.
«Я» — сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром, часто «Я» уходит вглубь бессознательного, благодаря чему осуществляется синтез глубинных неосознанных влечений и требований общества.
«Сверх Я» — своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью — это ее совесть. В «Сверх Я» также сочетаются сознательное и бессознательное.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Р. Мендиус. Строение нейрона и синапса: их основные функции
  • Ульяна Супрун. Нейрогенез: восстанавливаются ли нервные клетки?
  • Нейрон; neurone
  • Азим Турдыев. Раковая опухоль иммиграции
  • Васильев Ю.М. Клетка как архитектурное чудо
  • Таничева Ирина Юрьевна. Поделки 'Зоопарк'
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Неврология; neurology
  • Беляева Д.К., Дымшица Г.М Общая биология. Учебник для 10-11 классов
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. Физиология человека. В 3-х томах
  • Ульяна Супрун. Как бороться со стрессом
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Редактор. Правила игры в классики
  • Косягина Татьяна Николаевна. Мои друзья витамины
  • Психоэкологическая модель
  • Цузмер А.М., Петришина О.Л. Человек: Анатомия, Физиология и Гигиена. Учебник для 8 кл. Под ред - Парина В.В
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Проблема нейрогенеза: могут ли во взрослом мозге появляться новые нейроны?
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Корчагина В.А. Ботаника. Учебник для 5-6 кл
  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах
  • Орлов Р.С. Нормальная физиология
  • Оказывает ли половое воздержание токсическое воздействие на организм?
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Гадание на парня
  • Фицджеральд Р. Психотерапевтическая работа с парами
  • Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека
  • Редактор. Как ухаживать за щеглами, какие клетки годятся для них?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Притча «Уровни свободы»
  • Модель выученной беспомощности Мартина Зелигмана.
  • Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Яна Нилова. Адреналиновая зависимость
  • Как человеческий мозг стирает воспоминания
  • Айзек Азимов. Человеческий мозг. От аксона до нейрона
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Лысов В.Ф., Максимов В.И. и др. Физиология и этология животных
  • Притча «Жестокие птицы»
  • Смирнова Татьяна Панфиловна. Презентация 'Ребенку 2 года' Возрастная характеристика детей 2-3 лет.
  • Эффект интервала: перерывы в обучении помогают запоминанию
  • Р. Хансон, Р. Мендиус. Медитация осознанности
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь