Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 138052

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

По данным К. Шерера (К. Scherer), высокая частота основного тона положительно коррелирует с компетентностью и доминантностью (стремлением к руководству другими). Она же указывает на женственность и социализованность. Низкая частота основного тона характеризует лиц, ориентированных не на задание, а на подчинение и тем самым указывает на депрессивность. Девушки с высокой частотой основного тона речи (говорящие громко) могут быть охарактеризованы как терпеливые, доброжелательные, понимающие, искренние, надёжные, порядочные, ответственные, организованные, консервативные, но в то же время флегматичные, простые, медлительные и стеснительные.
Высокий уровень мускульной напряжённости голоса (повышенная громкость) характерен для представителей общества с приверженностью к правилам и дисциплине, а также где высоко ценится самоконтроль. Громкий и сильный голос характерен для экстравертов. Голос с придыханием (breathy) указывает на интроверсию, невротичность и тревожность. Резкий, металлический и звучный голос указывает на эмоциональную стабильность, экстраверсию и доминантность.
Паузы и продолжительность речи также являются значимыми. Так, короткие периоды перед началом речи, меньшее количество пауз заполнения (типа ммм, хм) и меньшее количество пауз молчания (более
2 секунд) характерны для экстравертов. Повышенная чувствительность к обратной связи со стороны слушающего — ив частности, частые переспросы — характеризует высокую невротичность говорящего.
В целом же, образно говоря, речь человека есть проявление и продолжение его психологии.
2. Язык и тендер
В последнее время учёные всё чаще говорят не столько про пол говорящего, сколько о его (её) тендерной принадлежности. Под тендерной принадлежностью в работах Е.И. Горошко и А.В. Кирилиной понимается не биологический пол, а скорее, социальная роль (быть мужчиной/женщиной и совершать в связи с этим соответствующие данной культуре действия, в том числе и речевые). В этой связи важно учитывать особенности стереотипов мужественности и женственности, принятых в изучаемой культуре и находящих своё отражение в языке.
Исследования речи мужчин и женщин показывают, что имеются определённые отличия между тем, как говорят и пишут мужчины, и тем, как говорят и пишут женщины. Если в настоящее время не совсем корректно говорить о гендерлекте, то правомерно говорить об определённых особенностях речевого стиля мужчин и женщин. Он проявляется на двух уровнях — речевого поведения и речи. Так, мужчины чаще перебивают, более категоричны, стремятся управлять тематикой диалога и т.д. Существенно, что в отличие от распространённого мнения, мужчины говорят больше, чем женщины. Мужские предложения, как правило, короче женских. Мужчины в целом гораздо чаще употребляют абстрактные существительные, а женщины — конкретные (в том числе имена собственные). Мужчины чаще используют существительные (в основном, конкретные) и прилагательные, в то время как женщины употребляют больше глаголов. Мужчины употребляют больше относительных прилагательных, а женщины — качественных. Мужчины чаще используют глаголы совершенного вида в действительном залоге.
Женская речь обнаруживает большую концентрацию эмоционально-оценочной лексики, а мужская оценочная лексика чаще стилистически нейтральна. Женщины склонны к интенсификации прежде всего положительной оценки. Мужчины более выражение используют отрицательную оценку, включая стилистически сниженную, бранную лексику и инвективы; они гораздо чаще употребляют сленговые слова и выражения, нелитературную и ненормативную лексику, в то время как жен-201

щины придерживаются слов с нейтральной стилистической окраской. К типичным чертам женской речи относится гиперболизованная экспрессивность (23) и более частое использование междометий типа ой (23) жутко обидно; колоссальная труппа; масса ассистентов
При использовании синтаксической связи мужчины чаще употребляют подчинительную, а не сочинительную связь, а также придаточные времени, места и цели, тогда как у женщин в основном преобладают придаточные степени и уступительные.
Психолингвистические эксперименты по восстановлению разрушенного текста показали, что женщины более чувствительны к смысловой структуре текста — восстановленные ими образцы обнаруживают большую связность. Женщины пытаются максимально восстановить исходный текст, а мужчины — построить новый; их тексты отклоняются от эталона больше, чем женские.
В одном из психолингвистических анализов сочинений, проводившимся Е.И. Горошко по 97 параметрам, оказалось, что для мужчин характерен рационалистический стиль, для женщин — эмоциональный. При этом для женщин было характерно большее богатство словаря и более сложный синтаксис. Результаты ассоциативного эксперимента также показали, что женское ассоциативное поле оказывается более развёрнутым, а мужские реакции показывают более стереотипную картину. Для женского ассоциативного поведения характерно большее разнообразие реакций, большее количество реакций именами прилагательными (у мужчин в реакциях гораздо больше существительных), меньшее количество отказов от реагирования, женщины чаще реагируют словосочетаниями на стимульные слова. Мужские ассоциативные поля более стереотипны и упорядочены, мужская стратегия ассоциативного поведения (больше пояснительных и функциональных характеристик, приписываемых стимулу) значительно отличается от женской (ситуационной и атрибутивной) стратегии. Кроме того, ассоциативные поля в мужской и женской речи соотнесены с разными фрагментами картины мира: спорт, охота, профессиональная, военная сфера (для мужчин) и природа, животные, окружающий обыденный мир (для женщин).
Женщинам в русской культуре более свойственны фатические речевые акты; они легче переключаются, «меняют» роли в акте коммуникации. Мужчины переключаются тяжелее, проявляя некоторую «психологическую глухоту» — увлекаясь обсуждаемой темой, не реагируют на реплики, с ней не связанные. В качестве аргументов женщины чаще ссылаются и приводят примеры конкретных случаев из личного опыта или ближайшего окружения.
Конечно же, «непроходимых» границ между мужской и женской речью во многих современных языках не существует. Отмеченные особенности мужской и женской речи определяются как тенденции употребления. И тем не менее эти данные могут быть использованы при идентификации текста как написанного мужчиной или женщиной. И, конечно же, это можно учитывать при общении с представителями разных групп, а также при разработке рекламных текстов, предназначенных для мужчин и для женщин. Особо можно анализировать так называемые женские (любовные) романы и тексты, написанные мужчинами для женщин.
3. Нейролингвистическое программирование
Возникнув в 1972 г. в Калифорнии (США), нейролингвистические программирование (Neuro-Linguistic Programming) быстро завоевало популярность как более или менее доступный набор явно указанных навыков и техник речевого и неречевого взаимодействия. Несмотря на критику этого направления (к примеру, А.А. Брудный считает это поп-психологией, другие — психологической причудой) оно сохраняет свои позиции в околонаучной сфере и поныне.
Нейролингвистическое программирование (сокращенно НЛП — «энэлпи» или «энэлпэ») базируется на следующих принципах.
• Возможность выбора лучше, чем его отсутствие.
• Люди всегда делают наилучший выбор, доступный им в данный
момент.
• Люди уже располагают всеми необходимыми ресурсами, им нуж
но лишь найти доступ к этим ресурсам в соответствующем месте
и времени.
• Нет поражений, есть возможность получить новый опыт. Нет про
блем, есть только задачи, которые надо решать.
• Карта не есть территория.
• Люди реагируют на свою карту реальности, а не на саму реаль
ность.
• Любой человек может сделать многое. Если кто-то один делает
что-либо, то можно смоделировать это и научить другого.
• Можно достичь всего, если разбить задачу на достаточно мелкие
части.203

202

• В любой системе оказывается ведущим тот элемент, который наи
более гибок.
• Любое поведение полезно в некотором контексте.
• За каждым поведением скрывается позитивное намерение.
Практически каждое из этих положений имеет свою физиологическую и лингвистическую основу. К примеру, когда в нейролингвистиче-ском программировании говорится о картах и территориях, то имеются в виду и индивидуальные различия между людьми и то, что разные люди интерпретируют одно и то же событие по-разному.
Или, к примеру, принцип отсутствия поражений предполагает в ней-ролингвистическом программировании рефрейминг — переформулировку, основанную на поиске (и нахождении) антонимов и ассоциаций, которые могут быть «привязаны» к предикату, чьё психологическое значение предстоит изменить (24-26).
(24) Аппарат маленький, но зато лёгкий.
(25) Прибор большой, зато не украдут.
(26) Быстро завершилось — больше свободного времени. Долго про
должалось — лучше запомнится.
Принцип разбиения задачи (тут постулируется отсутствие проблем — есть только задачи, которые надо решить) подразумевает обращение к риторике и тактикам ведения переговоров. В число ресурсов личности при этом включается и язык в целом, и речевые структуры, используемые нами в повседневной речи.
Одна из моделей — так называемая B.A.G.E.L.-модель предлагается в качестве набора поведенческих микроразличений, которые могут быть использованы для идентификации и усиления когнитивных и физиологических состояний, следующие:
В ody posture (поза тела)
A ccessing cues (non-verbal) (невербальные ключи доступа)
G estures (жесты)
Е ye movements (движения глаз)
L anguage patterns (языковые паттерны)
Играя на антонимах и ассоциациях, нейролингвистическое программирование использует законы человеческого восприятия речи. Это проявляется, в том числе, и в использовании пресуппозиций. Так, любая фраза (27) предполагает наличие нескольких пресуппозиций (28-30).
(27) Если эгпа собака снова залает, мне придется выставить её
из дома.
(28) У говорящего есть дом.
204



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Джуди Аппс. Как влиять на людей с помощью голоса. Секреты ораторского мастерства
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Притча «Самое главное»
  • Болдырева Ольга Фёдоровна. Конспект занятия - Здравствуй, гостья Зима
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Сколько действует приворот?
  • Последствия отворота
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Карл Густав Юнг и последователи. Человек и его символы
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Притча «Голос счастья»
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Как действует приворот
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Как манера речи выдает низкую самооценку
  • Как манера речи выдает низкую самооценку
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Заговор, чтобы парень или мужчина позвонил
  • Заговор, чтобы парень или мужчина позвонил
  • Заговор чтобы любимый позвонил
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Заговор, чтобы выиграть суд в свою пользу
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Самый сильный приворот
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • Юнг К.-Г. К вопросу о подсознании.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Владимир Макулов. Фундамент самооценки
  • Притча «Бескорыстие»
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Последствия приворота
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Георгий Почепцов. Распознавание пропаганды и языка ненависти
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Заговор на секс
  • Сильный приворотный заговор самостоятельно
  • Приворот белой магии
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь