Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 12652

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В своей известной работе Карл Абрахам предлагает (см. схему 1) также и на анальной стадии различать две противоположные формы организации и два способа обретения объекта, которые выделяются благодаря процессам выталкивания и удержания. В первой фазе - на ранней анально-садистской стадии - анальная эротика связана с опорожнением, а садистское влечение - с уничтожением объекта. Такое поведение по отношению к объекту является в дальнейшем амбивалентным и, согласно Абрахаму, характеризуется парциальным влечением с поглощением.
Во второй фазе - на поздней анально-садистской стадии - анальная эротика связана с удержанием, а садистское влечение направлено на овладение объектом. Согласно Абрахаму, достижение этой ступени означает решающий шаг в направлении объектной любви, а именно доступ к парциальной любви.
За оральной и анальной стадиями развития следует фаллическая. Она характеризуется объединением парциальных влечений под приматом генитальных органов и принадлежит к генитальной организации, охватывающей два периода: фаллическую фазу (или инфантильную генитальную организацию) и собственно генитальную организацию, которая достигается в пубертате (некоторые авторы употребляют термин "генитальная организация" для характеристики второго периода и причисляют фаллическую фазу к догенитальной организации) Фаллическая фаза располагается между третьим и пятым годами жизни. В ней основную роль играет комплекс кастрации, и она соответствует развитию эдипова комплекса.
Согласно Фрейду, на фаллической стадии ребенок, будь то мальчик или девочка знает лишь один генитальный орган, а именно мужской; противопоставление полов на основе противоположности активный/пассивный анальной фазы превращает в пару противоположностей фаллический/кастрированный. Этим она, в частности отличается от пубертатной генитальной организации3.
Термин "фаллос" обозначает символическую функцию пениса в интра- и интерсубъектной диалектике, тогда как выражение "пенис" обозначает, скорее, анатомический орган. Исследования античного мира, а также этнология отчетливо показали нам какой важной функцией наделяется фаллический символ. Фаллическая организация, согласно Фрейду, занимает центральное место в развитии обоих полов. Альтернатива, возникающая у субъекта в этой фазе, выглядит следующим образом: иметь фаллос или быть кастрированным. Определяющим для этой стадии организации является, по Фрейду, не противопоставление двух анатомических реальностей, пениса и вагины, что можно было бы легко понять, а исключительно примат фаллоса, его наличие или отсутствие. Фрейд исходит здесь из предположения, что маленькая девочка не знает о существовании вагины4. Кроме того, в фантазии представляется, что фаллос может отделяться и переходить от одного человека к другому, а его наличие или отсутствие не является само собой разумеющимся. Мужской орган входит в состав "символического тождества" (X, 402-410), части которого взаимозаменяемы (пенис = фекалии = ребенок = подарок и т.д.).
Только уяснив это положение вещей, мы можем понять, какая роль отводится фаллосу в теории комплекса кастрации. Символ фаллоса представляет собой основной критерий при разделении людей. Его наличие или отсутствие не сводите." к простому факту, скорее оно представляет собой драматический конфликт в рамках интра- и интерсубъектного процессов.
Структура и действие комплекса кастрации (который был открыт в 19 08 году в процессе анализа "маленького Ганса" [VII, 240-376]) у мальчиков и девочек различаются. Мальчик боится кастрации в ответ на свои сексуальные фантазии и действия, а также как реализации отцовских угроз в связи с эдиповым соперничеством между отцом и сыном. В результате у него возникает сильнейший страх кастрации. Девочка воспринимает отсутствие пениса как досадный дефект, который она пытается отрицать, компенсировать или как-то исправить (см. статью А. Холдера об эдиповом комплексе в т. I).
Общим - вследствие примата фаллоса - является то, что у обоих полов имеется представление, что речь идет о важной составляющей образа себя, угроза кастрации представляет собой серьезную опасность, а наличие или отсутствие фаллоса означает на уровне бессознательных фантазий состояние подъема или глубокую нарциссическую обиду. Здесь комплекс кастрации занимает свое важное место, является универсальным и связан с эдиповым комплексом в развитии датской сексуальности.
В развитии комплекса кастрации, как считает Фрейд, определенную роль играют два момента: во-первых, обнаружение ребенком анатомического различия между полами, во-вторых, реальная или воображаемая угроза кастрации. Носителем этой угрозы для мальчика всегда является отец. Девочка же скорее чувствует себя обделенной пенисом со стороны матери, а не кастрированной отцом.
Со времен Фрейда вопрос об угрозе кастрации неоднократно обсуждался: существует ли она реально и от кого исходит. То, что комплекс кастрации постоянно об-гпркивается в процессе анализа, и то обстоятельство, что реальную угрозу далеко не всегда удается выявить, побудили искать основу страха кастрации в иной реальности, нежели угроза кастрации. Так, в качестве прообраза переживания кастрации его связывали с рядом травматических переживаний раннего детства, таких, как потеря груди в процессе сосания, отлучение от груди, дефекация и т.д. Здесь также следует упомянуть положения Отто Ранка (Rank 1924), согласно которым отделение От матери в результате травмы рождения и психические реакции на это отделение являются прообразом всех последующих страхов. Тем самым страх кастрации нужно понимать как наследие страха рождения (см. статью Д. Айке о страхе в т. I).
Этими представлениями отец как источник угрозы кастрации отодвигается на задний план, а основное внимание концентрируется на роли матери и на страхе перед злой матерью. Еще Юнг описал эдипов комплекс как комплекс Ионы и кита (Jung 1952, 731), а ряд авторов (Rheingold 1968, Lederer 1968, Leuba 1968, Ehrenzweig 1967) отстаивают идею: "Мужчина всегда испытывает страх быть кастрированным женщиной, а не наоборот". Мы должны будем остановиться на этом более подробно.
Фрейд неоднократно, например в работе "Торможение, симптом и страх" (1926), в ходе длительной дискуссии проявлял интерес к идеям Ранка, пытаясь отыскать источники страха кастрации в далеком прошлом, найти общий прообраз последующих переживаний в раннем опыте. То, что он не решился полностью принять это воззрение, можно понять, учитывая тесную связь комплекса кастрации с фундаментальным положением психоанализа о центральном и структурирующем характере эдипова комплекса.
Страх кастрации является для Фрейда в определенной степени следствием организованной совокупности любовных и враждебных желаний, которые ребенок испытывает по отношению к своим родителям и которые мы охватываем понятием "эдипов комплекс". В фаллической фазе, по Фрейду, в возрасте от трех до пяти лет, эдипов комплекс достигает кульминации. Его разрушение означает наступление латентного периода, и он вновь возрождается в пубертате. Эдипов комплекс играет ведущую роль в структурировании личности и в организации сексуальных желаний у человека. Психоаналитики считают его основной проблемой в психопатологии, а психоаналитическая антропология пришла к выводу (опровергая тем самым наблюдения Малиновски [Malinowski 1949], Бенедикт [Benedict 1955] и др.), что треугольная структура эдипова комплекса находит универсальное подтверждение в самых разных культурах и может быть обнаружена даже там, где не существует основанной на браке семьи (см. например, Levi-Strauss 1958).
Эдипов комплекс можно разделить на две формы, хотя в действительности обе формы в разной степени присутствуют в "полном" эдиповом комплексе. В так называемой простой, или позитивной, форме он представляет собой то, что нам известно из сказания об Эдипе: желание смерти соперника, то есть человека того же пола, и сексуальное желание по отношению к человеку противоположного пола; в своей негативной форме: любовь к родителю того же пола и порожденная ревностью ненависть к родителю противоположного пола. При более внимательном рассмотрении обе формы оказываются, однако, схематическим упрощением.
Фаллическая фаза имеет большое значение в эдиповом комплексе, особенно в аспекте его разрушения. Это разрушение играет чрезвычайную роль в структурировании личности с образованием Сверх-Я и Я-идеала (см. статьи А. Холдера об эдиповом комплексе и Д. Айке о Сверх-Я в т. I).
Фрейд всегда придавал эдипову комплексу первостепенное значение ввиду фундаментальных функций, которые он в нем выделял. Среди них: во-первых, выбор
объекта любви, во-вторых, доступ к зрелой генитальности и, наконец, структурирование личности с образованием Сверх-Я и Я-идеала.
Но как следует понимать тот фундаментальный характер, который Фрейд приписывает эдипову комплексу? Мы знаем, что в работе "Тотеме и табу" (1912-1913) Фрейд обратился к гипотезе об убийстве праотца и в этом поступке усматривал момент зарождения человечества. Сегодня, однако, эта проблема представляется нам иначе: "Огромный важности феномен, который подготавливается в процессе становления человечества и, как мы полагаем, осуществляется человеком, - это не "отцеубийство", а рождение отца... Вместе с отцом в возникающей микроструктуре - семье - появляется комплексность и, следовательно, внутреннее противоречие" (Morin, 1974,186; см. также статью Г. Штольце в т. I). "Действенность эдипова комплекса скорее обусловлена введением запрещающей инстанции (запрет инцеста), преграждающей доступ к естественному удовлетворению желаний и соединяющей неразрывной связью желание и закон... Такая структурная концепция Эдипа совпадает с тезисом Леви-Стросса, который выводит из запрета инцеста универсальный, необходимый и достаточный закон превращения "природы" в "культуру"" (Laplanche, Pontalis 1967, нем. изд., 335).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Объект; object
  • Имаго; Imago
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Всемогущество; omnipotence
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Либидо; Libido
  • Отец; father
  • Дворянов С. В. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Лосского, Вышеславцева и Франка.
  • Доэдипов; preoedipal
  • Бриттон Р. Утерянная связь: родительская сексуальность в Эдиповом комплексе
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Паранойяльность. Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция - фактор p
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Поиск могущества. Тенденция +p
  • Онтогенез и филогенез; ontogeny and phylogeny
  • Эдипов комплекс; oedipus complex
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Возмещение; Reparation
  • Мать; mother
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инцест; Incest; Inzest
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Регрессия; Regression; Regression
  • Бессознательный; unconscious
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Эго; Ego; Ich
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Клейнианский; kleinian
  • Трансфер; перенос; transference
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь