Ланге Фриц. Язык человеческого лица.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 14278

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

н. «музыкальному органу». Сегодня можно считать вероятным, что головной мозг является реальной формообразующей силой по отношению к черепу (Е. Landau, «Anatomie des Grosshirns», Verlag von E. Bircher, 1923, S1-11). На внутренней стороне черепа определенные части головного мозга проявляются очень четко; Impressiones digitatae передних и средних черепных ямок точно соответствуют прилегающим извилинам передних отделов лобных и височных долей (Hugo Spatz и G. Stroescu, «Nervenarzt», 1934, S 432434). На внешней же стороне черепа Ландау лишь на незначительном количестве участков нашел выпячивания, которые действительно соответствовали изгибам мозговых извилин, но эти участки располагаются на черепных ямках и обнаружить их путем пальпации практически невозможно. Поэтому делать какие-либо выводы на основе внешней пальпации о развитии головного мозга вряд ли возможно. Я должен предпослать эти соображения обсуждению вопроса о «лбах мыслителей». Особенно хочу здесь поблагодарить за сообщение новейших данных в этой области профессора Гуго Шпатца.
Откуда берутся «лбы мыслителей»?
Предпосылкой для их появления становится исчезновение волос надо лбом. Почему люди, занимающиеся духовным трудом, демонстрируют это облысение чаще, чем лица, занимающиеся трудом физическим, наука не знает; но в самом факте сомневаться не приходится.
Почему в отличие от ученых музыканты часто обладают столь пышными шевелюрами, мы тоже не знаем. Нельзя утверждать, что напряженная духовная работа непременно должна вызывать облысение. Доказательством является голова Э. А ббе, у которого был низкий лоб и густое оволосение, вплоть до самого
преклонного возраста, хотя он на протяжении всей своей жизни занимался интенсивной мыслительной работой (рис. 18).
Основой для появления «лба мыслителя» является выпадение волос, т. е. болезненный процесс. Но к подлинным признакам «лба мыслителя» принадлежат также определенная ширина и красота его выпуклости. Прекрасным «лбом мыслителя» обладал Геббель (рис. 19). Но Геббель, будучи ребенком, страдал рахитом. Причем благодаря рахиту у него были не только кривые ноги — рахит отразился и на строении черепа, сформировав его характерным образом—в виде caput quadratum. И эта форма caput quadratum совершенно очевидным образом сходна со лбом мыслителя у взрослых. Это подтверждает рис. 23, который изображает рахитичного младенца с великолепным «лбом мыслителя». Можно было бы предположить, что очень часто «лоб мыслителя» у взрослых связан с детским рахитом. Весьма вероятно, что и лоб Канта (рис. 20) обязан своим происхождением рахиту, которым он точно страдал в детском возрасте.
Иногда «лоб мыслителя» бывает обусловлен гидроцефалией. В случае Менцеля (рис. 21) большой лоб занимал господствующую позицию в сравнении с карликовым телом, в этом, казалось, выразилось все духовное величие этого человека. Однако вскрытие показало, что великолепный «лоб мыслителя» был обусловлен гидроцефалией. Аналогичным образом с гидроцефалией был связан и широкий лоб Гельмгольца (рис.22).
После всего сказанного можно было бы думать, что под влиянием тяжелой духовной работы головной мозг растет интенсивнее, чем у среднего человека. Если работа протекает в то время, когда кости черепа еще формируются, т. е. в первые 25 лет, то крышка черепа в районе лба должна выпячиваться сильнее, должны формироваться «лбы мыслителей». И во времена Возрождения мы находим таких людей, достигших значительных успехов в относительно раннем возрасте. Везалю было 28 лет, когда он опубликовал свой значительнейший труд «De humani corporis fabrica», a Cepeemo, открывший малый круг кровообращения, выступил со своей книгой «О заблуждениях триединства», впоследствии принесшую ему смерть на костре в возрасте 20 лет.
Таким образом, у Везаля и Сервето была возможность формирования «лба мыслителя». В наше время тяжелая духовная работа, как правило, приходится не на первые два десятилетия жизни, но на много более поздние сроки. И в это время черепная коробка уже жесткая и мало способна к изменению, так что развитие «лба мыслителя» оказывается невозможным. Поэтому мы в основном должны полагать, что появление «лба мыслителя» связаны не с духовным напряжением, но с рахитом или гидроцефалией.
У младенца лоб поднимается довольно круто, отвесно (рис. 23). Эта позиция сохраняется в первые годы жизни и лишь затем постепенно изменяется, приходя к скошенному лбу, который мы в основном находим у взрослых (рис. 24). При этом обращают на себя внимание половые и расовые различия. У женщин, как известно, мозг меньше, поэтому круто поднимающийся лоб, как у младенца, сохраняется в большей мере, чем у мужчин. Большинство индейцев находят скошенный лоб более красивым, чем отвесный. В младенческом возрасте они
Рис. 18. Эрнст Аббе — основатель предприятий Цейсс
Рис. 20. И. Кант
Рис. 18-22. «Лоб мыслителя»
Рис. 19. Фридрих Геббель
Рис. 22. Герман Гельмгольц
Рис. 21. Адольф Менцель
прессу ют лоб специальной дощечкой, чтобы достичь своего идеала красоты (рис 25). Вероятно, таким же образом формировались и те формы черепов, которые мы находим у бюстов детей Аменофиса в Берлинском музее.
Рис. 24. Приблизительный абрис детского черепа в сравнении с абрисом взрослого человека.
Рис. 25. Искусственная деформация черепа: а) плоский череп индейца (фото из антропологического собрания Гейдельберга); б) приспособление для искусственной деформации детского черепа (рисунок Т. Моллисона).
Большой научный интерес представляют те преобразования, которые претерпевает череп в связи с наследственными признаками расы.
Я приведу несколько примеров из «Расоведения» Гюнтера. Рисунки 26 и 27 изображают нордического человека. У него удлиненный череп и узкое лицо. Ширина черепа у нордического человека относится к его длине как 3:4. Узкий лоб отступает назад у мужчины больше, чем у женщины. Затылок отчетливо выражен. Если провести отвесную линию через ушные отверстия, то задний отдел черепа по своей величине будет равен переднему.
У динарической расы короткая голова и узкое лицо. Если провести отвесную линию через ушные отверстия, то окажется, что задняя половина головы много меньше, чем передняя. «Задняя часть головы почти не выступает над шеей, она сзади как будто срезана» (Гюнтер). Рисунки 28 и 29 изображают такую динарическую голову.
Наконец, восточная раса характеризуется коротким черепом и широким лицом. Мозговая часть черепной коробки имеет форму полушария (рис. 30 и 31).
Таким образом, мы находим множество различий в форме головы, обусловленных возрастом, полом и расой, однако все их в настоящее время не следует переоценивать.
Большую физиогномическую ценность, чем череп, имеет развитие челюстей и жевательных мышц, в случае, если оно обусловлено не наследственными признаками расы, а сопровождает индивидуальный процесс жизни. Избыточное напряжение может увеличить и расширить жевательные мышцы и челюстные кости, так что вся нижняя половина лица становится массивной, и лицо
Рис. 26 Нордический человек Рис. 27
Рис. 28 Динарический человек Рис. 29
Рис. 30 Восточная раса
Рис. 26-31. Черепа различных рас (по Н. F. К. Gunther: Rassenkunde des Deunschen Volkes).
приобретает брутальное выражение. Если к этому добавляется незначительное развитие мозговой части черепной коробки, то такой человек приобретает отдаленное сходство с неандертальцами. Подобные головы нередко встречаются у бездельников, которые живут только ради удовлетворения своих животных потребностей. Такие головы мы нередко находим среди карикатур Арнольда. Несколько лет назад такие неандертальские головы были популярны и в серьезном искусстве. Многие художники и скульпторы были недовольны теми формами голов, которые им предоставляет природа, и они обратились к «новым», заимствовав их у неандертальцев. Такие портреты и скульптуры можно было видеть на недавней выставке «Падшее искусство».
Похож по форме, но по с



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Больные глаза»
  • Главный Редактор. Радужная оболочка глаза определяет характер
  • Заговоры от глазных болезней
  • Попова Эльвира Ивановна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Гигиена глаз»
  • Притча «Свет в ее окне»
  • Корелина Наталья Сергеевна. Занятие - экспериментирование для детей старшего дошкольниого возраста - Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещения
  • Притча «О воспитании детей»
  • Чичерин Александр. ГЛАЗА РЕБЁНКА
  • Притча «Ангел»
  • Притча «Открой глаза»
  • Притча «Какие глаза у твоей мамы?»
  • Зрачки как зеркало души: определение психологического состояния по расширению или сужению зрачков
  • Притча «Цветы»
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация по мнемотаблицам «У страха глаза велики»
  • Притча «Протри глаза»
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Притча «Вопрос об истине»
  • Притча «Жизнь вечна!»
  • К чему снятся глаза?
  • Притча «Потеря зрения»
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Притча «В зеркалах твоих глаз»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Притча «Пустая лодка»
  • Лезжова Ольга Владимировна. Зрительная гимнастика на экране - 'Полеты Осенью'
  • Притча «Глаза художника (Хинг Ши)»
  • Притча «Выбор невесты»
  • Притча «Золото и рис»
  • Притча «Большая птица»
  • Притча «Моргающий глазами»
  • Притча «Сучок и бревно»
  • Психологическое значение подмигивания
  • Притча «Вместе и навсегда»
  • Формирование самооценки и отношения к себе. ЗАНЯТИЕ 7
  • Главный Редактор. Соединительный  узел в Макраме
  • Ковалева Светлана Николаевна. Проект - День Здоровья, на тему 'Глаза - окно в мир' (подготовительная группа)
  • Редактор. Елочные игрушки своими руками
  • Карпенкова Ольга Александровна. Конспект НОД по ОБЖ 'Береги свои глаза'
  • Притча «Разноцветная реальность»
  • Редактор. Поделка - бумажные животные
  • Притча «Огорчение»
  • Редактор. Бисероплетение - Флоксы
  • Притча «Сколько птиц?»
  • Притча «Притча о Единственной Любви»
  • Притча «Мама»
  • Притча «Лечение слепоты»
  • Скрынникова Елена Викторовна. «Если ребенку рекомендовали окклюдер»
  • Притча «Девочка, испуганная войной»
  • Голубева Валентина Петровна. Легенда о сотворении Богом воспитательницы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь