|
Ланге Фриц. Язык человеческого лица.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 14245
Автор: Ланге Фриц.
Название: Язык человеческого лица. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Науке под названием физиогномика уже много тысяч лет. Первыми физиогномистами были дикари, которые раскрашивали свои лица, чтобы напугать своих врагов. Египтяне пытались достичь физиогномического эффекта, изменяя форму черепа. Характерным примером являются хранящиеся в берлинском музее искусственно вытянутые черепа дочерей Аменофиса, датируемые 1350 г. до н. э. Первым письменным свидетельством о физиогномических изысканиях мы обязаны Аристотелю. Из приписываемой ему физиогномики мы узнаем, что и до него физиогномисты исследовали выражение «лиц» животных, чтобы раскрыть тайну человеческого лица. С угасанием древних культур прекратился и интерес к физиогномике. Только у Леонардо да Винчи мы находим возрастающее количество сообщений о его физиогномических наблюдениях. Очень подробными физиогномическими исследованиями занимался Микеланджело — о чем, без сомнения, свидетельствуют его картины, которые правдиво и даже натуралистично передают человеческие страсти и страдания — но он, к сожалению, не оставил никаких письменных свидетельств о своих физиогномических исследованиях.
Книга известного немецкого ученого будет полезна практическим психологам, художникам, сотрудникам правоохранительных органов, а также всем тем, кто интересуется психологией. Физиогномике уже много тысяч лет. Первыми физиогномистами были дикари, которые раскрашивали свои лица, чтобы испугать врагов. Египтяне пытались достичь физиогномического эффекта, изменяя форму черепа. Характерным примером являются хранящиеся в берлинском музее искусственно вытянутые черепа дочерей Аменофиса, датируемые 1350 г. до н. э. Несомненно, жрецы, которые обладали этим искусством, хотели создать впечатление, что королевская семья принадлежит к особенно благородной и изысканной расе. Первым письменным свидетельством о физиогномических изысканиях мы обязаны Аристотелю. Из приписываемой ему физиогномики мы узнаем, что и до него физиогномисты исследовали выражение «лиц» животных и расовые различия, чтобы раскрыть тайну человеческого лица. С угасанием древних культур прекратился и интерес к физиогномике. Только у Леонардо да Винчи мы находим возрастающее количество сообщений о его физиогномических наблюдениях. Очень подробными физиогномическими исследованиями занимался Микеланджело — о чем, без сомнения, свидетельствуют его картины, которые правдиво и даже натуралистично передают человеческие страсти и страдания — однако он, к сожалению, не оставил никаких письменных свидетельств о своих физиогномических исследованиях. Затем на многие столетия в физиогномике снова воцаряется тишина, вплоть до появления труда Лафатера—«Физиогномические фрагменты для повышения качества человекознания и человеческой любви». Книга возбудила всеобщее внимание. Сам Гёте посвятил ей немало времени. Лафатер, несомненно, был духовно богатым человеком и хорошим наблюдателем, но при этом совершенно некритичным фантазером. Когда ему прислали для оценки дагерротип, в котором он узнал черты Гердера, то он немедленно обнаружил в этом лице все известные ему качества великого философа. В действительности же дагерротип принадлежал некоему разбойнику и убийце. Можно, конечно, сомневаться, было ли это только его заблуждением, но без этого не обошлось. Точно таким же фантазером, но одновременно и заслуженным исследователем был Галль. К заблуждениям его учения о черепах я позже вернусь. В то же время несомненная заслуга Лафатера и Галля состоит в том, что они пробудили всеобщий интерес к физиогномике, который не угасает в течение уже 150 лет. Накопившаяся за это время литература достаточно обширна. Большинство физиогномистов и сейчас идет по пути, проложенному Лафатером и Галлем. В мои намерения не входит перечислять много имен. Хотя среди них есть серьезные и нацеленные на поиск истины исследователи. Из этой группы я назову Дарвина, Дюшена, Боре, Пидерита, Лерша и Фервея. Серьезный обзор о состоянии нашего физиогномического знания за последние десять лет излагает Крукенберг в своей книге «Выражение лица человека» (Stuttgart, F. Hnkc). Гам представлено достаточное подробное изложение текстов по физиогномике ц» п и десять лет. Мои собственные физиогномические исследования длятся уже па протяжении почти пятидесяти лет, со времени моего студенчества. Тогда я имел счастье познакомиться со старым мастером немецкой археологии, фон Брунном. Во время своих археологических изысканий Брунн, как правило, сталкивался с вопросами, которые можно было решить только на основе анатомических знаний. Например, в нашей первой беседе мы обсуждали выпячивание лба у бюста Зевса Отриколи— и мало-помалу между нами установились почти дружеские отношения, за что я и сегодня благодарен судьбе и рассматриваю это событие как особо значимое для всего моего последующего развития. Около 1890 года я начал собственные физиогномические исследования; 50 лет последующей врачебной работы предоставили мне богатые возможности для физиогномических наблюдений, но я не смог надлежащим образом классифицировать и обработать их. Жизнь, полная работы и забот, не предоставила мне на это времени. Лишь в последние годы у меня появилась возможность освободиться от большей части моих врачебных обязательств и изложить свои физиогномические мысли и наблюдения. Сначала у меня были сомнения, позволит ли мне мой возраст проделать подобную работу. Но чем больше я продвигался вперед, тем уверенее у меня появлялось ощущение, что возраст создает даже преимущества для подобного рода исследований. С возрастом дальнозоркими становятся не только глаза—в оптическом смысле — но и дух. Может быть, не удается вблизи столь остро распознавать отдельные подробности, но зато лучше видны общие линии целого. Поэтому, как мне думается, мне стало легче классифицировать и систематическим образом изложить мои многочисленные наблюдения, и это у меня получилось лучше, чем если бы я делал это десять лет назад. Насколько правильны эти мои ощущения, судить читателю. Я попытался проследить развитие и изменение человеческого лица от рождения до самой смерти. Кроме того, я попытался учитывать практически игнорируемое до последнего времени значение наследственных признаков. Другой моей задачей было путем углубленного анализа работы отдельных лицевых мышц установить соответствующие характерные черты лица, и, далее, понять, в какой мере эти черты лица позволяют нам говорить о личности человека. Те области, в которые мне пришлось вторгаться в ходе моей работы, часто представляли собой непаханую целину. Поскольку я не мог ограничиться анатомическими основами, то постоянно вынужден был заниматься вещами, в общем, достаточно чуждыми врачебной профессии — историей искусства, археологией, мировой историей и историей литературы. Другая трудность заключалась в том, что книга должна представлять интерес не только для врачей, которым в первую очередь были адресованы результаты новейших исследований, но и для любителей, проявляющих интерес к физиогномике. Если заниматься физиогномикой, исходя из научного подхода, то нужно знать важнейшие лицевые мышцы, поскольку именно они «рисуют» на лице эмоциональные переживания и душевные движения. Чтобы облегчить работу с книгой не-врачам, важнейшие мышцы, с которыми должен ознакомиться любитель, набраны крупным шрифтом, а менее важные—обычным. Кроме того, я постарался, насколько это возможно, сохранить немецкие названия; но все же вполне избежать латинских наименований не удалось. В конце книги я даю объяснение таких названий на немецком. Если мне, несмотря на все трудности, удалось закончить книгу в течение двух лет, то этим я обязан той теплой поддержке, которая оказывалась мне во время моей работы. Я сердечно благодарю скульптора фрау Гутрун Хуллер, которая была моим советчиком по вопросам, связанным с изобразительным искусством, господина директора д-ра Дипольдера, который консультировал меня по вопросам археологии, и, наконец, господ профессора д-ра Бруна и д-ра Брутцера из Немецкого Института Истории, которые любезно информировали меня о различных личностях времен Возрождения, что было необходимо для успешного завершения моей работы. Я выражаю также свою благодарность издательству J. F. Lehmann за всегда терпеливое и доброжелательное отношение к моим авторским проблемам. Мюнхен, апрель 1937 Фриц Ланге ММШ41ФИЗН0П10МНШ1 Греческое слово «фюзис» при переводе на немецкий язык так же многозначно, как фаустовский «логос». Но если поставить на место фюзис его немецкий эквивалент, физиогномика окажется учением о выражении лица. Индивидуальные черты лица человека возникают в результате взаимодействия двух сил: инертной массы наследственных признаков и формирующего воздействия жизни. К массе наследственных признаков принадлежит форма черепа. Даже беглый взгляд на вытянутый (северная раса) и широкий (восточная раса) черепа позволяет сразу установить различие в костном строении лиц (рис. 1 и рис.2). Можно предполагать, что северная раса с вытянутыми узкими черепами обладает другими душевными качествами, чем восточная раса с широкими черепами. Гюнтер видит преимущества северной расы в ее способности к вынесению суждений, в реализме, способности к действию, творческом даровании, а также в духе лидерства и борьбы, в то время как восточной расе он приписывает в большей степени склонность к приятным мечтательным раздумьям, к добыванию денег и общему миролюбию. Возможно, это справедливо для всей целостности расы, в отдельных же случаях наблюдается, естественно, множество исключений и отклонений. Поэтому из индекса длины черепа нельзя делать однозначные выводы о характере отдельного индивида, поэтому такой показатель, как форма черепа, следует применять в физиогномике с большой осторожностью и в ограниченной мере. Также и форма носа, хотя она придает лицу весьма характерный облик, не имеет большого значения для физиогномиста. Если сравнить благородный нос некоего Тренкера (рис. 3), человека, жизненная судьба которого хорошо известна, с плоским носом бушмена (рис. 4), то может возникнуть склонность связать благородный и смелый нос Тренкера с его личностью. Однако негр-бушмен Рис.1.Узкое лицо Рис. 2. Широкое лицо несмотря на свой плоский нос может оказаться таким же смелым и отважным. Поэтому от формы носа, как бы она ни бросалась в глаза, вряд ли можно ожидать серьезных физиогномических выводов. Рис. 3. Луи Тренкер Рис. 4. Бушмен Рис. 5. Якутка Рис. 6. Глаза Мадонны Что касается мягких частей лица, то они также в значительной мере являются отражением массы наследственных признаков, что придает лицу характерный облик, но физиогномист не может оценивать их однозначно, без опоры на другие признаки. Узкие раскосые глаза монголов (рис. 5) не совсем хороши с точки зрения европейского вкуса, если сравнить их с широко раскрытыми глазами европейца (глаза Мадонны, рис. 6), но вряд ли можно делать далеко идущие выводы из наследственно определенного характера разреза глазной щели. Также и форму рта, и, в частности, губ, в той мере, в какой они основываются на наследственности, следует оценивать с большой осторожностью. Вздутые и утолщенные губы негра говорят, казалось бы, о его грубости и жестокости, но стоит хотя бы раз увидеть, с какой трогательной нежностью старая негритянка относится к доверенному ей младенцу, или послушать задушевные песни негров, чтобы понять, что из одних только грубых и утолщенных негритянских губ нельзя делать серьезные выводы о личности этих людей. При оценке общего впечатления от лица человека большую роль играют волосы. Достаточно сравнить портрет Иоганна Брамса (рис.7) с портретом Брукнера (рис. 8) или с курчавой головой негра. Можно было бы предположить, что склонность Геккеля к борьбе, и та радость, которую он от нее получал, нашли выражение в его львиной гриве. Однако известный Вильгельм Рабе обладал не менее пышной шевелюрой, но его, конечно, никак нельзя отнести к борцовским натурам. Цвет волос определяется в первую очередь наследственными признаками, но их форма, как и форма бороды, выбирается произвольно, часто под влиянием моды или же из соображений подражания. Достаточно вспомнить о бородах времен кайзера Вильгельма. Волосы и борода воздействуют на наблюдателя исключительно декоративно, но, предположительно, они могут отражать какие-то черты личности. Длинная и ухоженная борода Зудермана говорит о его тщеславии, неухоженные волосы Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|