Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др. Психология науки Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 27396

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сдвиг в умах психологов, обусловленный сдвигами в материальном и духовном производстве, первоначально совершился в области, непосредственно связанной с нуждами практики, а именно в области тестологической работы. На протяжении десятилетий в ней незыблемо царила вера в IQ ("коэффициент интеллекта") как надежное мерило уровня умственных способностей. измерение зависит от характера инструмента, с помощью которого оно производится. Тесты могли выявить в интеллекте тестируемого не более того, что содержалось в требованиях предъявленных заданий. Задания же отбирались исходя из статистически достоверного факта их выполнимости данным контингентом лиц (например, детьми определенного возраста, лицами данной профессии и т. п.). Стало быть, оценка интеллектуальных возможностей или достижений тестируемого находилась в прямой зависимости от соответствия его результатов результатам, показанным сообществом, с которым он соотносился. Иначе говоря, тестологическая процедура (имеющая своим назначением отбор кадров) в самой своей основе предполагает стандарты, любое отклонение от которых дает ухудшение показателей и снижение оценки со всеми вытекающими отсюда последствиями для практики. Поскольку же применение тестов в некоторых западных странах (в особенности в США) служит важнейшим кадровым регулятором, то постепенно утверждается установка на приспособление интеллекта к тем стандартным приемам, на владение которыми рассчитаны тесты.
Тесты культивировали конформизм, неоригинальность, стремление следовать тому, что навязывалось в качестве образца. Новые социальные интересы, порожденные научно-технической революцией, привели к кризису тестологии. Принятая техника тестирования не только не выявляла творческие способности, потребность в культивировании которых становилась все более острой, но и браковала людей, склонных к оригинальному, нестандартному способу мышления. Возникла коллизия, приведшая к тому, что к прежней системе тестирования интеллекта американские психологи присоединяют еще одну, разработанную в конце 40-х - начале 50-х годов Л. Терстоном, Дж. Гилфордом и их учениками. Вторая система содержала множество тестов, призванных определить (с помощью факторного анализа и других статистических методов) специфически творческие признаки личности.
К факторам, характеризующим творческое выполнение тестовых заданий (а тем самым, как предполагалось, и творческую личность), были отнесены чувствительность к проблеме, подвижность ума и др. Разделение понятий об интеллекте и творче-

0-1860
17


стве (операционально определяемых с помощью тестов) Ослабило веру во всемогущество "коэффициента интеллекта" как определителя уровня умственных способностей и позволив отказаться от низкой оценки возможностей тех, кто не отличался хорошими показателями при приложении к уму стандартной шкалы, требующей безошибочных ответов на лишенные серьезного познавательного значения вопросы. Новый подход к тестированию отразил нужду в кадрах, способных изменять стереотипные формы познания и действия, а не приспосабливаться к ним. Дивергентность, оригинальность мышления, стремление к необычным решениям трактуются теперь как самые драгоценные свойства личности. Внимание психологов обращается к такой "избыточной", с прагматической точки зрения, и "фиктивной", с точки зрения бихевиоризма, способности, как воображение, для испытания которой используются так называемые проективные тесты (Роршаха, тематико-апперцептивный тест и др.). Преимущество проективных тестов в том, что в них зависимость динамики образов от внешних раздражителей сведена до минимума, благодаря чему спонтанные тенденции этой динамики, обусловленной внутренней жизнью личности, могут быть диагностированы более эффективно, чем в обычных тестах.
Опыты Д. Маккиннона, Ф. Бэррона и других показали, в частности, что реакции на бесформенные пятна различного цвета у ученых, отнесенных компетентными экспертами к разряду творческих, отличались необычностью и неожиданностью. Если, скажем, тривиальной реакцией на одно из пятен был ответ "обезьяна", то человек творческий реагировал на то же пятно фразой: "Роденовский "Мыслитель" выкрикивает "Эврика!"".
К проективным тестам присоединяется эксперимент. Р. Кратчфилд, видоизменив методику С. Аша, экспериментально измерял тенденцию к конформизму как отрицательно влияющую на творчество. Пять испытуемых размещались каждый в отдельном боксе. При предъявлении какого-либо раздражителя испытуемый мог сообщить свое суждение о нем с помощью электрической сигнализации остальным членам пятерки. Экспериментатор, произвольно заменяя сигналы о правильных ответах сигналами, соответствующими ошибочным ответам, выяснял степень воздействия мнения группы на каждого испытуемого. По данным Кратчфилда, научные работники по сравнению с другими категориями обнаружили наименьшую тенденцию к конформизму, к подчинению своего суждения о воспринимаемых объектах суждению группы, внушавшему ошибочный ответ.
Наряду с тестологическим и экспериментальным изучением творческого процесса и творческой личности широко разверну-
18

лись статистические обследования ученых с целью выяснения корреляций между образованием и успешностью профессиональной рароты, возрастом и динамикой творчества. Влияние организации творческого труда на его продуктивность, специфика творческого труда в различных областях науки и техники, его зависимость от мотивации, внешних факторов, структуры коллектива и ряд других проблем, непосредственно связанных с повышением эффективности научных исследований, становятся предметом специального психологического анализа.
В связи с радикальными изменениями в способах управления научными организациями, углубляющимся воздействием науки на производство и потребление появляется особый раздел психологии, рассматривающий вопросы руководства научными коллективами, построения и реализации программы эффективного использования творческих умов в науке и технике.
Таким образом, в середине XX века произошла переориентация психологических исследований творчества. Она выразилась прежде всего в отказе от презумпции уникальности творческого акта и творческой личности. На смену представлениям о том, что своеобразие этой личности обусловлено генетическими, патологическими или какими-либо иными отклонениями от нормального психического статуса, приходит убеждение во всеобщности творческих потенций, лишь актуализируемых в различной степени.
Индустрия и наука требовали все возрастающего количества людей, способных к повседневным и планомерно организуемым творческим решениям. Сам по себе факт широкого распространения в 50-60-х годах тестов, имеющих целью выявление творческих компонентов личности, поучителен. Ведь тесты являются средством массового определения индивидуальных различий. Стало быть, и нужда в них возникла в силу того, что потребовалось дифференцированное изучение больших групп людей.
Другая, существенно новая особенность работ по творчеству состояла в переходе от описания и объяснения феноменов к попыткам непосредственного практического воздействия на них. Если творчество не апокалипсическое видение, а будничная работа, то почему оно не может стать предметом регулирования и управления, подобно любой другой деятельности?
Прямая зависимость технического прогресса (экономического эффекта, прибыли и т.п.) от качества вложенных в него научных усилий побудила разрабатывать приемы интенсификации этих усилий, в особенности в необычных по сравнению с прежними условиях группового творчества. Широкое использование вычислительной техники, развитие кибернетики внесли но-
2* 19

вые тенденции в содержание и методы научного труда. Наряду с передачей электронным устройствам операций, достигших высокого уровня формализации, предпринимаются попытки технического моделирования процесса творческого поиска и открытия нового знания (эвристика).
Благодаря изучению поведения людей науки и их личностных особенностей путем тестирования, интервьюирования, эксперимента, технического моделирования накопился обширный эмпирический материал. Стали отчетливо вырисовываться контуры новой области исследований, которая изучает психологическое своеобразие деятельности людей, производящих новое знание.
Если с позиций философской идеализации развития знаний безразлично, в чьих головах эти знания зарождались, что они стоили конкретным индивидам и т. д., то при решении таких жизненно важных в нашу эпоху задач, как воспитание, отбор и эффективное использование творческих способностей людей науки, приходится иметь дело не с логическими идеализациями, а именно с конкретными индивидами, их умом и характером, их эмоциями и волей, короче - с их психологическим миром, который описывается в совершенно иных терминах, чем мегамир науки.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Морозова Анастасия Михайловна. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Никишина Ольга Николаевна. Статья «Лэпбук – занимательная форма организации деятельности детей»
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Учимся читать быстро. Первая ступень обучения в Школе Олега Андреева. Программа.
  • Пумпянский А.Л. Введение в практику перевода научной и технической литературы на английский язык
  • Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности.
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Тимербаева Гульнара Робертовна. Проект «Здоровым быть здорово!»
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Вафина Юлия Дмитриевна. Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности «Я познаю мир»
  • Исайко Анастасия Артемовна. Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Гришанович Елена Николаевна. Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
  • Пумпянский А.Л. Чтение и перевод английской научной и технической литературы
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Бирюкова Мария Николаевна Иващенко Марина Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшей группы «Какой дом лучше?»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Большедворская Галина Владимировна. Тема: Планирование воспитательно – образовательной работы с детьми 2 младшей группы с учетом требований ФГОС.
  • Психология успеха
  • Негода Елена Анатольевна. «Организация работы с молодыми кадрами в условиях современного образовательного учреждения».
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Прокопьева Надежда Сергеевна. Проект «Интересная вещь»
  • Апакова Гульшат Рафисовна. Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
  • Проблема выбора профессии в старших классах
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Вырмаскина Оксана Евгениевна. Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Светлана Медведева. Условия формирования экспериментально-исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах ДОУ
  • Поварницына Елена Александровна. Реализация программы дополнительного образования в условиях семейной дошкольной группы
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Козырева Ольга Юрьевна. Рабочая программа воспитателя второй младшей группы «Солнышко»
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Власова Наталья Михайловна. Краткосрочный проект для средней группы - Будь здоров!
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь