Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельно

Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности

Современная система дошкольного образования в России характеризуется целевой направленностью на гармоничное развитие ребенка.

Необходимость обеспечения качественной подготовки, профессионального роста и развития работников дошкольного образования была отмечена еще в 2010 году Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов — словом, всего того, что формирует профессиональную среду...».

 

Скачать конспект

Решение данной задачи в контексте воспитателя дошкольной образовательной организации предполагает:

реализацию возможностей формального, неформального и информального образования для обеспечения профессионального роста и высоких стандартов профессиональной работы воспитателя;

обновление содержания образования;

интеграцию информационно-коммуникационных технологий в процесс повышения квалификации воспитателей и руководителей дошкольных образовательных организация (далее – ДОО);

привлечение инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, одной из приоритетных моделей, обеспечивающих подготовку и профессиональный рост работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО, является создание и развитие сетевых профессиональных сообществ.

Рассмотрим вопрос об отечественном опыте создания и развития таких сообществ. Успешными примерами здесь является ряд следующих общероссийских профессиональных объединений воспитателей:

социальная сеть работников образования, в рамках которой действуют такие профессиональные объединения представителей дошкольных образовательных учреждений, как методическое объединение учителей, логопедов ДОО, методическое объединение воспитателей;

фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

сеть творческих учителей, в рамках которой работает сообщество для руководителей образовательного учреждения и педагогов дошкольного воспитания и образования;

профессиональное сообщество «Методисты», в котором действуют тематические и дискуссионные площадки для взаимодействия старших воспитателей, обсуждаются федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования дошкольного образования, проблемы дошкольного коррекционного образования.

Анализ показал, что не менее успешно и эффективно развиваются и региональные, муниципальные профессиональные сообщества. И даже сообщества, существующие на базе отдельных дошкольных образовательных организаций. Профессиональные объединения воспитателей различаются по характеру, целям, задачам, направлениям своей деятельности. Можно отметить, что существующие сетевые муниципальные, региональные и всероссийские профессиональные сообщества позволяют решать некоторые узкие задачи, определенные целями и приоритетами данного информационного сообщества на выбор координаторов. При этом выделены следующие проблемы развития таких сообществ в нашей стране:

формальный характер существования сообщества (не проработаны механизмы взаимодействия с органами власти, с общественностью, с научным сообществом и так далее);

замкнутость сообществ и их узкоспециализированность (привлекаются в основном специалисты одной категории, сообщества закрыты для родителей детей, посещающих детские сады, сообщества не взаимодействуют между собой);

отсутствие у ряда объединений ресурса в сети Интернет;

членство в сообществе носит поверхностный характер, не отражается на статусе и деятельности работника (не привлекаются к конкурсам, публикациям, членство не дает определенных преимуществ, мотивирующих на вступление в сообщество);

непроработанность механизмов финансирования и привлечения средств для эффективного функционирования и развития сообществ.

На решение данных проблем и направлена модель Профессионального сообщества работников дошкольного образования.

Ключевое направление данной модели – это создание сообщества региональных и муниципальных сетевых сообществ, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом в государственно-общественном управлении. На сегодняшний день в стране существует множеств сильных профессиональных сообществ работников дошкольного образования. Нецелесообразно противопоставлять им новое сообщество, создавать конкуренцию в этой среде. Цель – интегрировать существующие сообщества различного уровня в единую структуру, которая будет отражена и в сетевом взаимодействии (на базе специализированного электронного ресурса), и в очном участии, закреплении статуса члена данного сообщества, дающего определенные льготы и преимущества.

Модель создаваемого профессионального сетевого сообщества является платформой для представления интересов образовательного пространства специалистов, задействованных в сфере дошкольного образования (педагогов, воспитателей, методистов, психологов, психофизиологов, руководителей ДОО), вместе с заинтересованными лицами (родителями, представителями общественности).

Основное назначение Профессионального сообщества работников дошкольного образования – объединение людей, сгруппированных в небольшие профессиональные сообщества по интересам. Такие группы имеют сходные профессиональные интересы и род деятельности.

Участников такого сообщества объединяет не только стремление к некой области знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике, а также представлять свои интересы, в том числе в управлении процессом дошкольного образования. Другими словами, Профессиональное сообщество работников дошкольного образования станет площадкой и для развития государственно-общественного управления в дошкольном секторе.

Цели создания Профессионального сообщества работников дошкольного образования:

повышение качества образования;

развитие вариативности направлений деятельности профессиональных сообществ в регионах;

создание эффективного инструментария для профессионального роста, развития специальных компетенций у всех специалистов, задействованных в сфере дошкольного образования, для их эффективной коммуникации;

представление интересов в государственно-общественном управлении системы дошкольного образования сообществами родителей и общественности;

предоставление возможностей для общественной экспертизы качества деятельности педагогических работников ДОО (система рейтингования, оценки разработок и опыта воспитателей и директоров и др.);

обсуждение, поддержка и конструктивная критика новых образовательных инициатив на всероссийском уровне;

представление социально-экономических и профессиональных интересов членов Профессионального сообщества работников дошкольного образования (система льгот, преимуществ, правовое просвещение для участников).

Участники Профессионального сообщества работников дошкольного образования:

руководители и сотрудники дошкольных образовательных организаций;

родители и другие члены семьи детей-дошкольников;

юристы в области образовательного права, обеспечивающие консультирование других участников по вопросам защиты прав образовательного, трудового законодательства. Их участие предусматривается в экспертизе проектов законов и других нормативных документов;

представители различных некоммерческих организаций;

представители негосударственного сектора дошкольного образования, а также молодые бизнесмены, начинающие свое дело в секторе услуг дошкольного образования;

специалисты органов государственно-общественного управления образованием;

специалисты научных, экспериментальных, стажировочных площадок в сфере дошкольного образования;

ответственные лица (координаторы) муниципального или регионального профессионального сообщества, которые будут представлять интересы сетевого объединения, а также транслировать важную информацию на портале сетевого сообщества;

тьюторы (эксперты), осуществляющие проведение консультаций муниципальных и региональных сообществ с помощью функциональных возможностей портала сетевого сообщества;

представители федерального центра дистанционного обучения, ресурсного центра;

представители издательств, научных организаций, заинтересованных коммерческих организаций и фондов, оказывающих поддержку той или иной инновационной форме, представленной на портале сообщества;

представители профсоюзов педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Взаимодействие пользователей в рамках сетевого сообщества представляет собой горизонтальное взаимодействие между образовательными организациями и их представителями по распространению функционала и ресурсов. Сетевое взаимодействие образовательных организаций сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Схема сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках сетевого сообщества представлена ниже (рисунок 1).

Рисунок 1 – Сетевое взаимодействие пользователей в рамках сетевого сообщества

Сетевое взаимодействие участников Профессионального сообщества работников дошкольного образования осуществляется в следующих направлениях деятельности:

1. Информирование.

В рамках этого направления предполагается:

размещение информации о важных событиях муниципального, регионального профессионального сообщества;

размещение новостей, тематических статей, издание периодического электронного издания;

размещение результатов рейтингования и общественных, и других видов экспертной оценки деятельности ДОО;

публикация информации и материалов сетевого сообщества на сайте муниципального, регионального профессионального сетевого сообщества.

2. Обмен опытом:

презентация успешного педагогического опыта и наработок;

общественно-профессиональная оценка представленного опыта другими членами Профессионального сообщества работников дошкольного образования (комментирование, голосование).

3. Коммуникация.

В рамках этого направления предполагается:

неформальное общение (личные сообщения);

общение по интересам (создание групп);

участие в экспертизе педагогических и методических разработок, результатов деятельности отдельных педагогических работников дошкольных образовательных организаций, органов управления образованием;

система консультаций по различным вопросам (тьюторы), участие в обсуждении путей решения проблемных ситуаций.

4. Образование участников (формальное, неформальное, информальное). Примерами являются:

использование базы знаний и материалов электронной библиотеки сетевого сообщества;

размещение материалов (сообщения, статьи, аналитические материалы и т.д.);

общение по профессиональной тематике с другими участниками сетевого сообщества (в том числе, система форсайтов, фокус-групп для обсуждения различных проблемных точек);

обучение и проверка своих знаний в системе дистанционного обучения и тестирования.

Разумеется, для реализации таких возможностей необходимы современные инструменты, объединенные на базе одной площадки. Такой площадкой, согласно модели, выступает единая информационная образовательная среда, а именно специализированный электронный ресурс (портал) «Профессионального сообщества работников дошкольного образования» в сети Интернет.

Целью создания портала является:

предоставление современных электронных образовательных ресурсов, информационных сервисов, информационных систем и технологий обучения и воспитания;

создание условий для обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг;

создание условий для преподавания дисциплин и распространения знаний, расширения доступа к электронному образованию всех уровней с учетом возможности построения современных механизмов обучения и воспитания.

Функции такого ресурса:

создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;

организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;

обмен опытом учения-обучения;

распространение успешных педагогических практик;

поддержка новых образовательных инициатив.

Такая единая информационная образовательная среда профессионального сообщества позволит не только обеспечить эффективное профессиональное развитие педагога, но и существенно ускорить его знакомство с новыми технологиями, а также обеспечить доступность самых современных программ обучения и дидактических материалов, проведение мастер-классов и лучших практик образования, независимо от региона, личных особенностей человека, материальных возможностей.

В новостном разделе представлены анонсы и отчеты о проведении мероприятий, прочие события, касающиеся сферы дошкольного образования, обновления материалов в различных разделах портала. В этом разделе предусмотрен сервис просмотра архива новостей: поиска по различным критериям, включая текст, период публикации, тег новости и т.д. В целом новостной раздел аналогичен подобным разделам на большинстве сайтов и порталов.

«Методический раздел» портала сетевого сообщества обеспечивает работу библиотеки методической и нормативно-справочной документации. Библиотеки содержат перечень методических документов, обучающей литературы федеральных законов, нормативно-правовых актов тематической направленности портала. Предусмотрена возможность прикрепления файлов любых типов, включая изображения, аудио и видео файлы, а также наличие ссылок на внешние ресурсы.

Важно отметить, что по всем разделам методической библиотеки возможно выполнение быстрого поиска документов по наименованию и расширенного – по году издания, месту издания, содержанию и т.д.

Сейчас изменение требований к профессиональным компетенциям воспитателя детского сада в рамках нового профессионального стандарта обуславливают необходимость реализации развивающей модели построения образовательного процесса и уход от традиционной (учебной) модели.

Воспитатель обязан качественно организовать образовательный процесс, например, создать условия для реализации образовательного процесса, организовать предметно-развивающую среду, выстроить партнерские отношения с родителями, организовать эффективное взаимодействие с коллегами.

Функционирование методического раздела на портале Профессионального сообщества работников дошкольного образования будет способствовать:

совершенствованию механизмов управления методической работой и системой формального образования в целом;

совершенствованию методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания;

обеспечению непрерывного образования воспитателя, формированию у него умений самостоятельно приобретать знания, выстраивать учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность.

В разделе «Обучение» выделяются несколько моделей организации сетевого взаимодействия в условиях ведения профильного обучения:

интеграция очных и дистанционных форм обучения;

предоставление пользователям подробного перечня обучающей информации, представленной в текстовых, графических, аудио и видео форматах, сгруппированной в разрезе программ обучения;

сетевое обучение, включая автономный курс дистанционного обучения, информационно-образовательную среду (форум учащихся, обратная связь с преподавателями, консультации и пр.), использование электронной доски объявлений;

видеоконференции, компьютерные видеоконференции, интерактивное телевидение.

Инструменты, реализованные в рамках раздела «Обучение», позволят педагогу дошкольного образования получить:

формальное образование (повышение квалификации в различном объеме при современном подходе к образовательному процессу – с максимальным включением таких эффективных форм работы, как кейсовые, проектные методы, различные групповые формы занятий и так далее);

неформальное образование (посредством сетевого взаимодействия организаций в Профессиональном сообществе работников дошкольного образования участники могут организовывать и проводить различные авторские курсы, мастер-классы и другие формы неформального обучения);

информальное образование (с помощью банка методических материалов, публикации лучших практик других участников, презентации своих наработок и так далее).

Важно отметить, что в контексте неформального и информального образования педагог-участник Профессионального сообщества работников дошкольного образования на портале может выступать не только как обучающийся, но и как обучающий.

Такое решение имеет свои преимущества:

во-первых, экономические (уменьшаются затраты на повышение квалификации) и педагогические (обучение становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным);

во-вторых, эргономические (педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику, который позволяет без отрыва от работы повышать квалификацию);

в-третьих, информационно-технологические (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий).

Таким образом, внедрение данной модели позволит не только актуализировать вопросы организации муниципальных и региональных профессиональных сообществ, но и сформировать единую образовательно-информационную среду, соответствующую требованиям достижения процесса непрерывного развития воспитателей и руководителей дошкольных образовательных организаций.

Функционирование настоящей модели профессионального сетевого сообщества позволит поддержать процесс повсеместного введения ФГОС дошкольного образования и обеспечить высокие стандарты профессиональной работы педагогического работника системы дошкольного образования.

Просмотров: 668
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Данилова Ольга Анатольевна. Единая среда (сообщество) взаимодействия работников дошкольного образования: новая модель
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Данилова Ольга Анатольевна. Деятельность профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Ридзель Анастасия Анатольевна. Внедрение инновационных образовательных технологий как средство профессионального развития педагогических кадров ДОО.
  • Чакубаш Нина Геннадьевна. Организация досуговой деятельности в условиях создания новых форм дошкольного образования
  • Макарова Елена Васильевна. Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»
  • Шкрунина Елена Борисовна. Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Твердохлебова Наталья Валерьевна. Ключ успеха дошкольного образования: родителям об образовательных стандартах
  • Крапивко Елена Александровна. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования
  • Тарасова В.И.. Целостность воспитательно-образовательного процесса в условиях интеграции содержания дошкольного образования
  • Чайникова Марина Геннадьевна. Развитие мотивации профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования
  • Андреенко Татьяна Александровна. Положение о рабочей группе по подготовке к внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Мравян Оксана Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Шапкина Анастасия Андреевна. «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС дошкольного образования»
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Данилова Ольга Анатольевна. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Руденко Ирина Викторовна. «Взаимодействие ДОУ и семьи, как фактор качества дошкольного образования»
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь