Подольская Ольга Алексеевна. Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»

Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»

Подольская О.А. старший воспитатель МБДОУ №3 "Тополек" ст. Фастовецкой

Противоречия в теории и практике современной науки возникли в период с 1950 по 2000 года и определялись не только наукой, но и педагогической практикой.

Еще в эпоху Возрождения религия отошла на задний план, уступив место науке. Именно тогда ведущую позицию в мировоззрении человечества заняли ученые. На протяжении нескольких веков их авторитет был ведущим в различных профессиональных областях деятельности человека. Так называемым "Центром развития общества" являлись научные знания, а производство этих знаний – основным видом производства, определяющем возможности остальных видов и материального, и духовного производства.

 

С 1960 года после создания лазера наука стала постепенно переходить на техническое совершенствование практики и переключилась на развитие технологий. Если этот процесс рассмотреть на примере компьютерной техники и компьютерных технологий, то с точки зрения научности современный компьютер ни чем принципиально не отличается от компьютеров середины XX века (как их тогда называли ЭВМ — электронно-вычислительных машин).

Конечно, изменился внешний вид (значительно уменьшились размеры), выросла память (возможность сохранять информацию в кбайтах и мбайтах), возросла скорость выполнения операций и многое другое, что привело к стремительному развитию в области современных компьютерных технологий.

Из этого примера следует, что наука как бы в большей степени переключилась на непосредственное обслуживание практики.

На рубеже ХIХ и ХХ веков известный датский физик-теоретик Нильс Бор в результате новых открытий в физике когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством применяемого прибора, определенные изменения сформулировал так называемый "принцип дополнительности". Применительно к физике, это означало, что получение экспериментальных данных об одних физических величинах неизменно связано с изменением данных о других величинах, дополнительных к первым.

До этого момента классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде, исключающих влияние деятельности исследователя и используемых им средств на оценку знания как абсолютно достоверного.

Принцип дополнительности существенно повернул весь строй науки.

Субъектная деятельность исследователя включенная в контекст науки привела к изменению понимания самого предмета знания, который допускал правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область.

Значительная часть проводимых в настоящее время исследований в прикладных областях отведена разработке оптимальных ситуативных моделей организации производственных и финансовых структур, образовательных организаций и т.д., актуальных в настоящее время, как говорится "здесь и сейчас". Но стоит измениться условиям и эти модели будут никому не нужны.

До середины XX века в относительно стабильный образ жизни врачи, педагоги и другие практические работники ждали когда ученые и технологи разработают, апробируют в экспериментальной деятельности, а затем представят к массовому внедрению новые технологии и рекомендации. В настоящее время такая схема не приемлема, так как за это время ситуация в каждой конкретной области может изменится коренным образом. Двигаясь в ногу с наукой, владея теоретическими знаниями и практическими умениями, практические работники стали самостоятельно создавать авторские модели, технологии, методики и программы, которые стали ведущей формой организации деятельности.

Для грамотной реализации новых технологий, методик, программ, проектов и т.п. практическим работникам недоставало научных знаний и навыков научной деятельности. Именно в этот момент и возникло стремление практических работников различных областей к научным исследованиям – как общемировая тенденция. Наличие ученой степени стало показателем уровня профессиональной квалификации специалиста. Аспирантура и докторантура стали очередными ступенями образования.

Исходя их этих рассуждений, можно сделать вывод, что в современных условиях наука и практика стали стремительно сближаться.

В то же время в организации научной и практической деятельности есть, и существенные различия. Одним из таких различий является обстоятельство того, что новое научное знание появиться лишь в результате деятельности, в результате реализации проекта. В этом и заключается парадокс: для того, чтобы организовать научно-исследовательский проект, необходимо иметь конечную цель как нормативно заданный результат реализации проекта. Но в таком виде в научном исследовании цель нормативно задана быть не может.

В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, неконкретно, в глаголах, так сказать, несовершенной формы: исследовать, определить, сформулировать и т.д. В практической деятельности так же не даются конкретные и определенные представления о результате реализации того или иного проекта. Вместе с тем требования к результату всегда таковы, что приближают его хотя бы к такому уровню определенности, при котором уже можно принимать решение о реализуемости и новизне проекта.

Развитие научного потенциала общественной практики, квалификационный рост профессиональных кадров – это весьма позитивная тенденция, нуждающаяся в поддержке. Но в то ж время она может иметь для научных работников негативные тенденции. Ведь огромное количество разработок практических работников нуждаются в грамотной систематизации, теоретическом осмыслении и обобщении, чтобы стать теоретической частью конкретной науки, а ученые, занятые созданием так называемых "новых направлений" просто занимаются их новой трактовкой.

Приведу пример из своей практики: ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования) определил игру — как ведущий вид детской деятельности, исключил проведение фронтальных занятий с детьми, дав такие определения как "совместная деятельность педагога с детьми", "самостоятельная деятельность детей", "игровая образовательная ситуация". Но ведь еще в советской педагогике при организации любого вида деятельности использовался так называемый "сюрпризный момент", представляющий собой ни что иное как игровое действие.

Раньше ученые и практические работники находились обособленно друг от друга: первые выдавали нормы, правила и эталоны, вторые покорно ждали этого и добросовестно принимали к действию.

На сегодняшний день ситуация совершенно изменилась, так как большинство практических работников, защитив свои диссертации, продолжаю свою практическую деятельность. И в такой ситуации ученым, для сохранения своего статус и статуса науки в целом необходимо подняться на более высокий теоретический уровень, на который большинство профессиональных ученых не способны.

В этом и заключаются серьезные проблемы как для науки, для сообщества ученых.

Подводя итог, можно сказать, что роль науки в современном обществе изменилась кардинальным образом. И в дальнейшем этот факт будет оказывать существенное влияние на политику, экономику, культуру, социальную сферу и образование.

Просмотров: 499
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Галахова Елена Александровна. Презентация. Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации новых технологий в образовании
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Азарова Наталья Александровна. Исследовательская работа «Почему так говорят «Ваше время истекло»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Кравец Елена Александровна. Статья «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Ешенко Наталья Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Как провести на улице время с пользой»
  • Надымова Зоя Ивановна. «Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Евдокимова Екатерина Вячеславовна. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь