Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52806

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

тическая рецензия на научную работу, 2) аналитический обзор
исследований по теме, 3) критический анализ дискуссии.
Укачанные работы включают анализ литературы по выбранной
проблеме, на основе которого формулируются задачи эксперимен-
тального исследования.
1 Структура реферата определяется его видом.
//Критическая рецензия может включать;
/ а) обоснование актуальности рецензируемой работы;
б) краткое изложение теоретической позиции автора рецензи-
руемой работы (позиция автора не всегда прослеживается
достаточно четко, она может присутствовать как бы в скры-
том виде. В этом случае автору реферата следует попытать-
ся выделить и аргументировать ее; в некоторых работах
отсутствует теория, излагается лишь эмпирический матери-
ал — следует отметить и это);
в) критический анализ теоретической позиции автора с точки
зрения методологических, философских положений и (если
есть такая возможность) в сопоставлении с теоретическими
взглядами других ученых;
г) критический анализ доказательств гипотезы, доказательст-
ва могут быть теоретическими и экспериментальными.
В первом случае следует проанализировать их логику, во
втором — обоснованность выбора методики эксперимента
(эксперимент может не доказывать, а лишь соответствовать
или не противоречить гипотезе), методическую грамотность
процедуры эксперимента, выбор условий его проведения,
достаточность учета факторов, которые могут влиять на
изучаемые явления, обоснованность и достаточность мате-
матической обработки;
д) особенности изложения: ясность или путаность, достаточ-
ная или недостаточная полнота (особенно при изложении
экспериментальных данных);
е) выводы, которые можно сделать па основе проведенного
анализа,—что является ценным в рецензируемой работе,
что требует дополнительной проверки и уточнения, что —
) неправильно.
-2 vA налитический обзор по проблеме может быть постро-
ен двояко; а) в виде изложения истории изучения проблемы (что
нового внесли те или иные исследователи); б) в виде анализа
современного состояния проблемы (рассматриваемые работы груп-
пируются по признаку общности).
Эти две формы обзора представляют собой одновременно и
этапы работы с литературными источниками.
Обзор любого вида должен представлять собой не компиля-
цию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, под-
тверждающих друг друга и противоречащих друг другу. При та-
ком сопоставлении работ нельзя ограничиться сравнением только
выводов, авторских обобщенных формулировок. Необходимо знать,
какие конкретные факты (в каких конкретно экспериментах) сто-
П

ят за обобщенными выводами. В противном случае легко впасть
в ложное противоречие или сделать ложный вывод об общности
имеющихся в литературе данных.
Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечисле-
нием уже исследованных аспектов проблемы, результатов иссле-
дований, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделе-
нием новых аспектов, подлежащих изучению.
4'Критически и анализ дискуссии представляет собой
более глубокое изучение противостоящих точек зрения по како-
му-то вопросу. Главная его цель—выявить существо спора. Для
этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию,
выяснить, какие факты и (или) теоретические положения послу-
жили основой для того или иного взгляда на проблему.
Определив вид реферативной работы, следует составить план
и обсудить его с преподавателем психологии. После этого можно
приступать к написанию текста реферата.
Необходимо строго соблюдать правила ссылки на используе-
мые литературные источники. Слова цитируемых авторов следует
брать в кавычки, указывая в скобках порядковый номер литера-
турного источника по списку литературы, который дается в конце
реферата; через запятую дается страница. Если мысль какого-то
автора излагается собственными словами, то кавычки не ставят-
ся, но обязательно в скобках указывают номер литературного
источника. Если приводимая мысль встречается в ряде работ, то
в скобках соответствующие номера литературных источников ука-
зываются через точку с запятой.
Список литературы составляется по следующим правилам:
первыми указываются работы классиков марксизма-ленинизма,
затем — руководителей КПСС н Советского правительства, поста-
новления съездов и пленумов ЦК КПСС, постановления Совета
Министров СССР, другие правительственные документы, далее—
научные работы в алфавитном порядке фамилий авторов.
По каждому литературному источнику даются фамилии и ини-
циалы авторов. Название работы.—Место издания: Название из-
дательства, год издания.—Количество страниц. Если приводится
статья, то через две косые линейки (//) после фамилии, инициа-
лов автора, названия статьи указывается название сборника или
журнала, номер последнего.
Характерными ошибками при написании реферата являются:
переписывание целых кусков из реферируемых источников без
ссылки на источник, без собственного анализа и обобщений; от-
сутствие четкой структуры работы (плана, выделения главных
мыслей), выводов, бездоказательность изложения (отсутствие ло-
гического или экспериментального обоснования выводов), отсут-
ствие собственной позиции автора реферата, а также списка ли-
тературы или указание тех публикаций, которые не были исполь-
зованы при написании реферата и на которые нет ссылок в тексте.
Учебно-исследовательская работа. Первым этапом
этого вида самостоятельной работы является формулирование за-
12
дач наблюдения или экспериментального исследования (на осно-
ве аналитического обзора литературы). Следующими шагами мо-
жет быть нахождение экспериментальной методики, составление
плана наблюдения, проведение наблюдения или эксперимента,
анализ и обобщение полученных данных.
Помимо достижения чисто учебного эффекта (овладения опре-
деленными психологическими экспериментальными методиками,
навыками наблюдения, элементарными способами обработки ма-
териала), выполнение такой работы преследует и научные цели—
получение, проверку и перепроверку психологических фактов, а
также выяснение достоинств и недостатков той или иной мето-
дики. Хорошо, если проведение экспериментов по психологии бу-
дет иметь и практические цели (изучение психологических при-
чин неуспеваемости или отклонений в поведении отдельных уче-
ников и т. д.). Сочетание учебных, научных и практических це-
лей наиболее способствует выработке исследовательских качеств
личности будущего учителя.
Можно выделить следующие виды опытных учебно-исследова-
тельских работ:
1. Проведение наблюдения (за школьником, неофициальной
микрогруппой школьников, классным коллективом, учителем
и т. д.).
2. Овладение определенной экспериментальной методикой.
3. Изучение индивидуально-психологических различий и сред-
них показателей по определенному психическому проявлению в
данной учебной группе (или в данном классе).
4. Выявление взаимосвязей между выраженностью разных
психических особенностей.
Указанные виды работ представляют собой также этапы овла-
дения навыками экспериментирования.
Первый вид работы служит для выработки навыков психоло-
гического наблюдения. Выполняя ее, следует составить план .на-
блюдения, выделить объекты, наметить цели, признаки, на кото-
рые необходимо обратить внимание; распределить наблюдение
по времени и т. д. Научной целью этого вида работы может быть
выдвижение новых предположений, постановка новых вопросов,
требующих экспериментальной проверки. Практической целью
здесь может быть накопление данных, характеризующих отдель-
ных учеников, группу или учителей.
Второй вид работы связан с овладением определенной мето-
дикой, что требует многократного применения ее в разных усло-
виях к разным испытуемым. Научная цель такой работы — на-
хождение границ применения той или иной методики и разработ-
ка ее вариантов.
Третий вид работы предполагает овладение элементарными
методами статистического выявления средних (или наиболее ха-
рактерных) для группы значений.
Четвертый вид работы помогает овладеть методами выявле-
ния статистических связей между отдельными изучаемыми осо-
13



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • Старочкина Татьяна Павловна. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Ковшова Светлана Львовна. Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала.
  • Шамова Александра Константиновна. Обогащение словарного запаса с использованием дидактических игр у детей 3-4 лет
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Менщикова Марина Александровна. Роль театрализованной игры в развитии коммуникативной компетенции дошкольников
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Усова Виктория Борисовна. Родительский дневничок 'Играйте вместе с детьми'
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Иванкова Татьяна Анатольевна. Особенности воспитания детей раннего возраста.
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Глубокая Елена Александровна Гукина Ольга Анатольевна. ОСНОВЫ ПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь