Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52791

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

бенностями. Научной целью здесь могут быть получение новой
и проверка уже имеющейся информации о психических особен-
ностях испытуемых разных возрастов, специальностей, о связях
между психическими явлениями и т. п.; практическая цель—по-
лучение необходимых для факультета или школы данных о сту-
дентах разных курсов или школьниках разных классов.
Рассмотренные виды экспериментальных работ могут прово-
диться во время практических занятий (в институте или базовой
школе), в период педпрактики, на спецкурсах и спецсеминарах
и т. д. Они могут быть начальным этапом курсовых и дипломных
работ по психологии.
Оформляя письменные отчеты по проведенному эксперимен-
тальному исследованию, необходимо соблюдать ряд общих тре-
бований;
а) в работе должны быть протоколы экспериментов (прило-
жены в конверте);
б) необходимо достаточно подробно и полно описать методи-
ку эксперимента и указать особенности испытуемых, их количе-
ство, а также условия проведения опыта;
в) все выводы должны быть аргументированы ссылками на
конкретные данные (таблицы, графики);
г) в конце работы необходимо проанализировать возможные
побочные факторы, снижающие достоверность выводов, сделать
собственный вывод о возможных путях уточнения, проверки, рас-
ширения и использования полученных данных.
Письменный отчет и реферат должны иметь титульный лист,
оглавление с указанием страниц и список использованной лите-
ратуры (приводятся только те работы, на которые есть ссылки в
тексте). В рефератах с опытной частью также должно быть при-
ложение (протоколы экспериментов, некоторые таблицы, задания
для испытуемых и др.).
Следует помнить, что напечатанный текст воспринимается
более четко, чем рукописный. Поэтому желательно, чтобы отчет
и реферат были отпечатаны на пишущей машинке.
На основе реферата и учебно-исследовательской работы мо-
жет быть подготовлено устное выступление—доклад (на прак-
тическом занятии, семинаре, заседании научного кружка, в шко-
ле—перед школьниками, учителями или родителями и т. д.),
В зависимости от состава аудитории содержание и форма выступ-
ления должны меняться. Так, выступая перед студентами с ре-
зультатами собственных исследований, необходимо обратить вни-
мание на такие моменты, как подробное изложение методики экс-
перимента, описание и демонстрацию «сырых» протоколов экс-
перимента, подробное изложение всех попыток анализа получен-
ных данных (включая и те, которые не привели к положительным
результатам), рассмотрение факторов, которые могли отрицатель-
но сказаться на достоверности полученных данных и выводов,
установление путей дальнейшего исследования.
Выступая перед учителями или родителями, следует меньше
14
останавливаться на вышеприведенных «технологических» тонко-
стях и большой упор делать на практические выводы. Наконец,
выступая перед школьниками, хорошо придать выступлению боль-
шую занимательность, а в содержании сделать акцент на возмож-
ностях использования материала в самовоспитании.
Устное изложение данных реферата полезно для студентов во
многих отношениях: оно способствует лучшему осознанию резуль-
татов собственной работы, помогает овладеть педагогически важ-
ными навыками устной речи, показывает необходимость работы
над формой изложения.
Решение психологических задач. Большую роль в
формировании у студентов умения анализировать различные пси-
хологические факты и осуществлять правильные, педагогически
обоснованные практические действия играет самостоятельное ре-
шение психологических задач по курсу возрастной и педагогиче-
ской психологии1. Психологические задачи предусматривают ана-
лиз разнообразных фактов и ситуаций, требующих обязательного
учета условий и индивидуальных особенностей учащихся. В нача-
ле каждой задачи, предъявленной студентам для решения, из-
лагается теоретическое положение, утвердившееся в современной
психологии. Затем дается описание отдельных эпизодов из жиз-
ни, практики школы или суждений, высказанных в периодической
печати, по вопросам обучения и воспитания. В конце описания
даются три вопроса. Первый и второй связаны с выявлением по-
нимания студентами сущности тех или иных теоретических по-
ложений, раскрытых в лекционном курсе психологии, а также
умения анализировать конкретные факты и ситуации с позиции
современной возрастной и педагогической психологии. Третий
вопрос связан с развитием у студентов педагогического мышле-
ния, умения доказать правильность тех или иных положений со-
ветской психологии по вопросам оптимизации процесса обучения
и воспитания подрастающего поколения.
Самостоятельное решение студентами психологических задач
имеет своей целью научить их применять полученные по курсу
психологии знания на практике. Опыт преподавания психологии
показывает, что решение психологических задач вызывает у сту-
дентов повышенный интерес к психологии как науке, способствует
закреплению усвоенных теоретических знаний, а также проявле-
нию и развитию у студентов — будущих учителей творческих спо-
собностей, формированию умения педагогически мыслить и осу-
ществлять правильные, нравственно обоснованные воздействия на
личность школьника.
Курсовые исследования. В системе профессиональной
подготовки учителя важное место занимает выполнение курсовых
работ по психологии. В практикуме и в методических разработ-
' См.: Щербаков А. И. Психологические задачи: Задания для самостоя-
тельной работы студентов по курсу возрастной и педагогической психологии.—
Л., 1980.
15

ках по курсу возрастной и педагогической психологии приведена
возможная тематика этих работ. Это самостоятельное исследова-
ние студентов, поэтому мы не даем плана по каждой теме и не
всегда указываем литературу. Это должны проделать сами сту-
денты.
Курсовая работа выполняется студентами в 5—6-м семестрах,
во время методической практики в школе. Выбрав тему, они мо-
гут достаточно тщательно разработать теоретическую часть, а во
время практики провести с учащимися опытную работу (наблю-
дение, эксперимент, анкету, беседу и т. д.), т. е. получить фак-
тический материал.
В процессе выполнения курсовой работы студенты совершен-
ствуют навыки работы с научной литературой по психологии и
приобретают первоначальные умения в научно-исследовательской
деятельности.
Курсовые работы являются более серьезными исследованиями
студентов, чем учебно-исследовательские задания. Выполнение
курсовых исследований предполагает более тесный контакт пре-
подавателя и студента в течение всего семестра или даже учеб-
ного года.
Требования к самим исследованиям рассмотрены выше, при
изложении выполнения реферативных и опытных учебно-иссле-
довательских работ, поэтому здесь остановимся лишь на пос-
ледовательности действий, характерной для работы над курсо-
выми.
В зависимости от темы курсовой работы исследование может
быть теоретическим и экспериментальным. Первое предполагает
изучение научных публикаций и критическое (если это возможно)
их рассмотрение. Второе дополняется проведением опытной рабо-
ты и обобщением результатов. В каждом из вариантов исследо-
вания свой порядок, своя последовательность. Для теоретическо-
го варианта курсовой характерны такие этапы работы, как:
!) выбор темы; 2) подбор литературы и изучение ее; 3) состав-
ление плана и написание тезисов; 4) изложение содержания (рас-
крытие тезисов с привлечением фактического материала, доказа-
тельство суждений); 5) формулирование выводов.
В экспериментальном варианте этапность выглядит следующим
образом: 1) выбор темы; 2) теоретическая разработка (подбор
литературы, изучение ее, вычленение проблемы исследования);
3) формулирование задач и разработка методики; 4) проведение
опытной работы с учащимися; 5) осмысление полученного мате-
риала, его анализ и изложение с учетом теоретических положений;
6) формулирование выводов.
Выбор темы. В данном пособии приведены возможные темы
курсовых исследований. Однако практика показывает, что, как
правило, темы курсовых исследований предлагает студентам пре-
подаватель, ведущий лекционный курс или практические занятия.
Вполне естественно, что он предлагает темы, близкие к своим
научным интересам и профилю факультета, на котором занима-
16
ются студенты. Например, преподаватель психологии, работающий
на факультете физического воспитания, художественно-графиче-
ском, поступит правильно, если предложит тему курсового иссле-
дования, близкую к предметной деятельности студентов: по пси-
хологии предстартового волнения или соревновательной борьбы,
по психологии восприятия цвета или формы и т. д. Аналогичная
ситуация может сложиться и на других факультетах. Не исклю-
чена возможность и инициативы самого студента: в ходе работы
над курсом психологии у него может появиться повышенный ин-
терес к той или иной проблеме и зародиться желание углубить и
расширить знания в ней. Отвергать инициативу студента не сле-
дует. Целесообразно помочь ему сформулировать тему.
Теоретическая разработка темы. При определении темы пре-
подаватель рекомендует минимум литературы, с тем чтобы сту-
денты самостоятельно работали с каталогами и библиографиче-
скими сборниками. В этом отношении очень полезно порекомендо-
вать студентам библиографический сборник «Литература по пе-
дагогическим наукам и народному образованию» издательства
«Педагогика». В нем студенты найдут научные статьи, моногра-
фии, научно-популярную литературу, непосредственно посвящен-
ную теме, а также литературу, близкую по содержанию. Отобран-
ную литературу студенты согласовывают с преподавателем.
При чтении нескольких публикаций разных авторов студенту
^ надлежит вычленить и сопоставить точки зрения, найти сходное
^ и различное как в трактовке отдельных положений, так и в до-
казательстве их. Если студент работает над научной публика-
цией экспериментального характера, то следует обратить его вни-
мание на формулирование задач и использованную исследовате-
лем методику. В ходе чтения у студента должно сложиться пред-
ставление о курсовой работе в целом; кроме того, он должен
подойти к постановке конкретных задач. Все это, безусловно,
не так просто. Помощь преподавателя в данном случае окажется
необходимой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Главный Редактор. Современные требования к учителю иностранного языка
  • Зайцева Юлия Викторовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Королева Екатерина Васильевна. Формирование здорового образа жизни у воспитанников дошкольных групп детского дома
  • Курикова Татьяна. «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Любич Ольга Викторовна. «Память в детских сердцах»
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Сабирьянова Ольга. Культура поведения
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Восколович Анна Владимировна. Валеологическая сказка как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Сурьяк Лариса Валентиновна. МАСТЕР — КЛАСС ТЕМА: «У КАЖДОГО СВОЁ ИМЯ» (старшая группа)
  • Прохорова Олеся Викторовна. ПОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Сорокина Светлана Николаевна. Музыкальное воспитание важный фактор в развитии дошкольника.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «БЕЗОПАСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Раиса Алексеевна Демидова. Проект «Детский сад – территория здоровья»
  • Тумашева Мария Петровна. «Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Забусова О. А., Посохова М. Н., Калашник А. С. Семейный клуб как форма организации работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Лях Елена Викторовна. Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Гордиенко Виктория Александровна. Ценность психологического знания
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Наталья Зуева. Чем определить успех и как его достигнуть?
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Демянко Татьяна Вячеславовна. Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Гадание по дате рождения
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Марина Жаркова. Развитие фонематического слуха
  • Наумова Наталия Александровна. Информационная культура дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь