Собчик Л.Н. Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 20068

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В отечественной психодиагностике шкала интеллекта Векслера в ее взрослом варианте (диапазон применения - от 16 до 75 лет) адаптирована И.Н. Гильяшевой в основном для нужд медицинской психологии. Однако адаптированный тест успешно применялся при решении задач комплексного изучения интеллекта личности в лонгитюдных массовых исследованиях в контексте сравнительно-возрастного и профессионального изучения контингента нормы. Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых представляет собой батарею из одиннадцати субтестов: шести вербальных (оцениваемых на основании словесных ответов испытуемых) и пяти невербальных (или субтестов действия, оцениваемых по результатам практического исполнения, манипулирования с невербальным материалом).
Каждый из этих субтестов может рассматриваться как количественный одномерный тест, характеризующий разные стороны мышления, памяти и внимания, сенсомоторных и речевых процессов. Все вместе субтесты - многомерный профильный тест, направленный на диагностику интеллекта, общий уровень которого измеряется коэффициентом интеллекта - IQ, а профиль, то есть линия, соединяющая показатели шкал по разным субтестам, показывает количественные соотношения между разными субтестами и выявляет структуру интеллектуальных особенностей, тесно переплетающихся с личностными свойствами индивида.
Процентные соотношения уровней интеллекта
Значения IQ
130 и выше Очень высокий – 2,2%
120 – 129 Высокий – 6,7%
110 – 119 Хорошая норма – 16,1%
90 – 109 Средний – 50,0%
80 – 89 Низкая норма – 16,1%
70 – 79 Пограничная норма – 6,7%
69 и ниже Умственный дефект – 2,2%
Таблица 1. Классификация уровней интеллекта по результатам обследования тестом векслера населения России
Интеллектуальные тесты АЙЗЕНКА-ГОРБОВА
Г.-Ю. Айзенк в нашей стране известен больше как создатель теста ЕРI с его ортогональной системой определения личностных свойств, который в свою очередь адаптирован и рестан-дартизирован сперва В.М. Русаловым, а затем А.Г. Шмелевым (в виде компьютерного варианта). Однако Айзенк разработал также целую серию интеллектуальных тестов. Опыт применения разных методов, направленных на изучение интеллектуальных способностей, показал, что интеллектуальные тесты Г.-Ю. Айзенка в адаптации Ф.Г. Горбова могут использоваться для изучения преобладающего стиля познавательной деятельности применительно к людям в возрасте от 15 до 60 лет. Коэффициент интеллекта можно рассматривать с абсолютной и с относительной точки зрения. Под абсолютной точкой зрения подразумевается сравнение способностей одного человека со способностями усредненной нормы для взрослого населения, под относительной -сравнение способностей одного человека со способностями сверстников, то есть внутри однородной возрастной и образовательной группы. Каждая методика из серии тестов представляет собой самостоятельный интеллектуальный тест. В течение 30 минут испытуемый должен решить максимальное количество заданий. Если задача не поддается быстрому решению, можно перейти к следующему заданию. Количество решенных за отведенное время заданий с помощью стандартных таблиц переводится в коэффициент интеллекта - IQ. Первый, второй, третий, четвертый и пятый тесты по стимульному материалу носят смешанный характер: в каждом из них представлены и словесные (вербальные), и числовые (арифметические), и зрительно-пространственные (наглядно-образные) задания в количестве от 40 до 50 в каждом тесте. Если первый - пятый тесты ориентированы на общую оценку уровня интеллекта без тенденции к выявлению структуры интеллектуальных способностей, то словесный, числовой и наглядно-образный тесты определяют преобладающий стиль восприятия и позволяют сопоставить разные индивидуальные типы мышления.
Каждый из трех специализированных тестов содержит 50 заданий. «Стоимость» ответов - разная. Более высокий уровень оценок - у словесного теста; несколько ниже, в связи с меньшей сложностью заданий, - в числовом тесте; наименее сложными и поэтому оцениваемыми по более низкому рейтингу являются ответы наглядно-образного теста. Для изучения интеллектуальных способностей отдельных лиц или групп в целях определения профессионально важных личностных свойств эти тесты оказались наиболее эффективными по сравнению с другими. Для общего скрининга пять обобщенных тестов дают возможность варьировать стимульный материал при повторных исследованиях.
В контексте профориентационного консультирования более важным представляется выявление тех или иных склонностей посредством дифференцированного изучения стиля мышления через определение с помощью специализированных тестов гуманитарных, математических и художественных наклонностей у школьников, абитуриентов, студентов и работников различных профессий. Одно из достоинств методики - деликатный стиль интерпретации полученных данных: во-первых, перед обследованием делается акцент на том, что полученные результаты в основном направлены на соблюдение интересов обследуемых для большей индивидуализации педагогического процесса и оптимальной профессиональной адаптации индивида; во-вторых, следует подчеркнуть, что главный интерес представляет не уровень интеллекта, а его индивидуальные особенности, так как обследование выявляет наиболее сильные стороны и резервы мыслительной деятельности человека. Кроме того, положителен факт, что нижняя граница уровня интеллекта в таблицах оценки IQ приходится на 90, в то время как вверх она поднимается до 150. Такой разброс не позволит задеть самолюбие испытуемого, принизить его, выделить в группе как несостоятельного, неполноценного. В то же время низкие результаты могут при необходимости послужить поводом для углубленного исследования с использованием теста Векслера и других тестовых и экспериментально-психологических методик, которые не только определяют степень снижения интеллекта, но и выделяют наиболее пострадавшие структурные компоненты когнитивной деятельности индивида и их соотношение с другими, сохранными. При изучении так называемой нормы подобные «находки» могут своевременно выявить у некоторых лиц признаки, свидетельствующие о злоупотреблении алкоголем или наркотиками.
С учетом сложности заданий рекомендуется следующий порядок предъявления тестов: начинать со словесного, затем - числовой и потом уже - наглядно-образный. Психодиагностика становится доступной широкому кругу специалистов, проводящих психологическое тестирование. Во избежание злоупотреблений и неквалифицированного использования тестов вся информация о них и «ключи», необходимые для расшифровки данных, должны быть достоянием лишь подготовленных специалистов.
Лица, наиболее успешно выполняющие задания наглядно-образного теста (выше100 баллов), обладают художественным типом восприятия. Это значит, что информация об окружающем мире воспринимается ими через целостные, чувственные образы. Такой тип восприятия часто встречается у людей эмоциональных, с преобладанием чувств над рассудочностью. В профессиональном плане их интересы тяготеют к эстетическим сторонам жизни, они неравнодушны к ярким краскам природы, рельефно и чувственно воспринимают явления окружающей жизни. Среди лиц с таким складом ума встречаются специалисты по рекламе, дизайну, журналисты, популяризаторы новаторских идей, а также те, кто увлекается работой с людьми.
Словесный тест наиболее успешно решают лица гуманитарного склада, хорошо владеющие словесным материалом, опирающиеся в процессе восприятия информации на смысл, содержательную нагрузку того, что «зашифровано» в слове. Большей частью лица с преобладанием вербального интеллекта отличаются склонностью к анализу и обобщению. Такой тип личности чаще всего встречается среди тех, кто занимается анализом и обобщением обширной информации, интеграцией накопленного в процессе практического опыта материала, а также посвятил себя работе в гуманитарной сфере, научным исследованиям или искусству, кто увлекается литературой, философией, языкознанием. Это также делопроизводители, канцелярские работники, хранители архивов.
Числовой тест наиболее успешно выполняют лица с формально-логическим мышлением. Из информации, зашифрованной знаковым способом, они легче всего воспринимают логику чисел. Такой тип мышления характерен для тех, кто оптимально проявляет свои способности в сфере точных знаний, в деятельности, требующей практицизма, трезвой взвешенности аргументов, количественной четкости. Это может быть область математических знаний, механики, химии, физики, экономики, а также - бухгалтерия или разнообразные ремесла, требующие точных расчетов и ловкости в осуществлении манипуляций при хорошем глазомере и четком ощущении формы. При наличии художественного вкуса лица данного типа успешно проявляют себя как модельеры, архитекторы, мастера прикладного творчества.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Терешкина Галина Григорьевна. Презентация по развитию речи «Буква А»
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Слова, которых нет.
  • Абрукова Галина Васильевна. Логопедические распевки
  • Притча «Доброта»
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Притча «Согласие»
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Тюрина Ольга Васильевна. Семинар-практикум на тему 'Родное слово'
  • Притча «Абырвалг»
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Досуг с детьми и родителями во 2 мл. группе ко Дню Матери «Слово «МАМА» — золотое, в слове том душа и свет»
  • Ломоносова Татьяна Николаевна, Алаева Наталья Михайловна. Сценарий праздника – развлечения «Любовью Мамы мы согреты»
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Рыжкова. Словцо, словечко, слово. Сборник упражнений по русскому языку 5-7 классы
  • Притча «Слово - серебро»
  • Марк Стэвиш. АБРАХАДАБРА: размышления о слове
  • Главный Редактор. Основы Макраме
  • Сковорода Валентина Анатольевна. Стихотворение к Дню Матери
  • Притча «Продай имение твое»
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Больная тема 'Скверные слова'
  • Сницарук Эдит. Пожелание добра - стихи детям
  • Никитина Миляуша Закиевна. Сценарий проведения Дня Матери
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактическая игра «Путешествие в лес»
  • Притча «Даю слово!»
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Притча «Что означает слово спасибо»
  • Тюнина Валентина Анатольевна. Дидактические игры на закрепление навыка дифференциации звуков С-Ш
  • Ерецкая Ирина Владимировна. Комплексно - тематическое планирование для детей 4 - 5 лет в соответствии ФГОС ДО
  • Крывелев И. КНИГА О БИБЛИИ
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Кудряшова Е.Р. Солнцева Н. В.. Сценарий праздника в старшей группе детского сада — «День матери»
  • Фадеева Ольга Николаевна. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
  • Чанчикова Нина Владимировна. Волшебные слова
  • Нечаев Геннадий Владимирович. Вежливое слово
  • Литвинов П.П. 3500 немецких слов. Техника запоминания
  • Курбесова Наталья Александровна. Конкурс чтецов 'Живое слово' для старших дошкольников.
  • Орлова Галина Олеговна. Презентация 'Солнечная система'
  • Горзина Елена Викторовна. НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Хороший и плохой язык»
  • Лариса Ивановна Сафонова. Конспект познавательного занятия в средней группе на тему: «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет»
  • Главный Редактор. Сценарий на свадьбу
  • Юнг К.-Г. К вопросу о подсознании.
  • Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Анжела Уилкс Англо-русский словарь в картинках
  • Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени.
  • Притча «Секрет успеха»
  • Слепкова Наталья Владимировна. Беседа «Добрые и вежливые слова».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь