|
Собчик Л.Н. Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 20068
Автор: Собчик Л.Н.
Название: Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В отечественной психодиагностике шкала интеллекта Векслера в ее взрослом варианте (диапазон применения - от 16 до 75 лет) адаптирована И.Н. Гильяшевой в основном для нужд медицинской психологии. Однако адаптированный тест успешно применялся при решении задач комплексного изучения интеллекта личности в лонгитюдных массовых исследованиях в контексте сравнительно-возрастного и профессионального изучения контингента нормы. Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых представляет собой батарею из одиннадцати субтестов: шести вербальных (оцениваемых на основании словесных ответов испытуемых) и пяти невербальных (или субтестов действия, оцениваемых по результатам практического исполнения, манипулирования с невербальным материалом).
Каждый из этих субтестов может рассматриваться как количественный одномерный тест, характеризующий разные стороны мышления, памяти и внимания, сенсомоторных и речевых процессов. Все вместе субтесты - многомерный профильный тест, направленный на диагностику интеллекта, общий уровень которого измеряется коэффициентом интеллекта - IQ, а профиль, то есть линия, соединяющая показатели шкал по разным субтестам, показывает количественные соотношения между разными субтестами и выявляет структуру интеллектуальных особенностей, тесно переплетающихся с личностными свойствами индивида. Процентные соотношения уровней интеллекта Значения IQ 130 и выше Очень высокий – 2,2% 120 – 129 Высокий – 6,7% 110 – 119 Хорошая норма – 16,1% 90 – 109 Средний – 50,0% 80 – 89 Низкая норма – 16,1% 70 – 79 Пограничная норма – 6,7% 69 и ниже Умственный дефект – 2,2% Таблица 1. Классификация уровней интеллекта по результатам обследования тестом векслера населения России Интеллектуальные тесты АЙЗЕНКА-ГОРБОВА Г.-Ю. Айзенк в нашей стране известен больше как создатель теста ЕРI с его ортогональной системой определения личностных свойств, который в свою очередь адаптирован и рестан-дартизирован сперва В.М. Русаловым, а затем А.Г. Шмелевым (в виде компьютерного варианта). Однако Айзенк разработал также целую серию интеллектуальных тестов. Опыт применения разных методов, направленных на изучение интеллектуальных способностей, показал, что интеллектуальные тесты Г.-Ю. Айзенка в адаптации Ф.Г. Горбова могут использоваться для изучения преобладающего стиля познавательной деятельности применительно к людям в возрасте от 15 до 60 лет. Коэффициент интеллекта можно рассматривать с абсолютной и с относительной точки зрения. Под абсолютной точкой зрения подразумевается сравнение способностей одного человека со способностями усредненной нормы для взрослого населения, под относительной -сравнение способностей одного человека со способностями сверстников, то есть внутри однородной возрастной и образовательной группы. Каждая методика из серии тестов представляет собой самостоятельный интеллектуальный тест. В течение 30 минут испытуемый должен решить максимальное количество заданий. Если задача не поддается быстрому решению, можно перейти к следующему заданию. Количество решенных за отведенное время заданий с помощью стандартных таблиц переводится в коэффициент интеллекта - IQ. Первый, второй, третий, четвертый и пятый тесты по стимульному материалу носят смешанный характер: в каждом из них представлены и словесные (вербальные), и числовые (арифметические), и зрительно-пространственные (наглядно-образные) задания в количестве от 40 до 50 в каждом тесте. Если первый - пятый тесты ориентированы на общую оценку уровня интеллекта без тенденции к выявлению структуры интеллектуальных способностей, то словесный, числовой и наглядно-образный тесты определяют преобладающий стиль восприятия и позволяют сопоставить разные индивидуальные типы мышления. Каждый из трех специализированных тестов содержит 50 заданий. «Стоимость» ответов - разная. Более высокий уровень оценок - у словесного теста; несколько ниже, в связи с меньшей сложностью заданий, - в числовом тесте; наименее сложными и поэтому оцениваемыми по более низкому рейтингу являются ответы наглядно-образного теста. Для изучения интеллектуальных способностей отдельных лиц или групп в целях определения профессионально важных личностных свойств эти тесты оказались наиболее эффективными по сравнению с другими. Для общего скрининга пять обобщенных тестов дают возможность варьировать стимульный материал при повторных исследованиях. В контексте профориентационного консультирования более важным представляется выявление тех или иных склонностей посредством дифференцированного изучения стиля мышления через определение с помощью специализированных тестов гуманитарных, математических и художественных наклонностей у школьников, абитуриентов, студентов и работников различных профессий. Одно из достоинств методики - деликатный стиль интерпретации полученных данных: во-первых, перед обследованием делается акцент на том, что полученные результаты в основном направлены на соблюдение интересов обследуемых для большей индивидуализации педагогического процесса и оптимальной профессиональной адаптации индивида; во-вторых, следует подчеркнуть, что главный интерес представляет не уровень интеллекта, а его индивидуальные особенности, так как обследование выявляет наиболее сильные стороны и резервы мыслительной деятельности человека. Кроме того, положителен факт, что нижняя граница уровня интеллекта в таблицах оценки IQ приходится на 90, в то время как вверх она поднимается до 150. Такой разброс не позволит задеть самолюбие испытуемого, принизить его, выделить в группе как несостоятельного, неполноценного. В то же время низкие результаты могут при необходимости послужить поводом для углубленного исследования с использованием теста Векслера и других тестовых и экспериментально-психологических методик, которые не только определяют степень снижения интеллекта, но и выделяют наиболее пострадавшие структурные компоненты когнитивной деятельности индивида и их соотношение с другими, сохранными. При изучении так называемой нормы подобные «находки» могут своевременно выявить у некоторых лиц признаки, свидетельствующие о злоупотреблении алкоголем или наркотиками. С учетом сложности заданий рекомендуется следующий порядок предъявления тестов: начинать со словесного, затем - числовой и потом уже - наглядно-образный. Психодиагностика становится доступной широкому кругу специалистов, проводящих психологическое тестирование. Во избежание злоупотреблений и неквалифицированного использования тестов вся информация о них и «ключи», необходимые для расшифровки данных, должны быть достоянием лишь подготовленных специалистов. Лица, наиболее успешно выполняющие задания наглядно-образного теста (выше100 баллов), обладают художественным типом восприятия. Это значит, что информация об окружающем мире воспринимается ими через целостные, чувственные образы. Такой тип восприятия часто встречается у людей эмоциональных, с преобладанием чувств над рассудочностью. В профессиональном плане их интересы тяготеют к эстетическим сторонам жизни, они неравнодушны к ярким краскам природы, рельефно и чувственно воспринимают явления окружающей жизни. Среди лиц с таким складом ума встречаются специалисты по рекламе, дизайну, журналисты, популяризаторы новаторских идей, а также те, кто увлекается работой с людьми. Словесный тест наиболее успешно решают лица гуманитарного склада, хорошо владеющие словесным материалом, опирающиеся в процессе восприятия информации на смысл, содержательную нагрузку того, что «зашифровано» в слове. Большей частью лица с преобладанием вербального интеллекта отличаются склонностью к анализу и обобщению. Такой тип личности чаще всего встречается среди тех, кто занимается анализом и обобщением обширной информации, интеграцией накопленного в процессе практического опыта материала, а также посвятил себя работе в гуманитарной сфере, научным исследованиям или искусству, кто увлекается литературой, философией, языкознанием. Это также делопроизводители, канцелярские работники, хранители архивов. Числовой тест наиболее успешно выполняют лица с формально-логическим мышлением. Из информации, зашифрованной знаковым способом, они легче всего воспринимают логику чисел. Такой тип мышления характерен для тех, кто оптимально проявляет свои способности в сфере точных знаний, в деятельности, требующей практицизма, трезвой взвешенности аргументов, количественной четкости. Это может быть область математических знаний, механики, химии, физики, экономики, а также - бухгалтерия или разнообразные ремесла, требующие точных расчетов и ловкости в осуществлении манипуляций при хорошем глазомере и четком ощущении формы. При наличии художественного вкуса лица данного типа успешно проявляют себя как модельеры, архитекторы, мастера прикладного творчества. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|