Собчик Л.Н. Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 20055

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Содержание
Введение
Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности с позиций теории ведущих тенденций
Интеллектуальные тесты АЙЗЕНКА-ГОРБОВА
Компьютерная версия интеллектуальных тестов Айзенка-Горбова
Приложение 1. Словесный тест
Приложение 2. Числовой тест
Приложение 3. Наглядно-образный тест
Приложение 4. Графики
Приложение 5. Ответы к тестам

Введение
Дифференцированный подход к индивидуальности человека становится все более необходимым в сфере управления персоналом, в подборе кадров, в профориентации, а также в клинике пограничных состояний. Инструментом выявления индивидуально-личностных свойств выступает психодиагностика. С помощью психодиагностических методик, использующих формализованные показатели измерения, с наибольшей достоверностью можно не только выявить личностные особенности индивида, но и показать степень их выраженности, уровень социально-психологической адаптации человека, его стиль общения, деловые качества, мотивацию, преобладающий тип мыслительной деятельности.
В этой связи автором руководства разработаны оригинальные тесты - Индивидуально-типологический опросник (ИТО), Вербальный фрустрационный тест (ВФТ), Метод сравнения парных таблиц (МСПТ), Рисованный апперцептивный тест (РАТ), короткий тест для субъективной оценки больными своего состояния (Мини-СМИЛ), также адаптированы к отечественным условиям лучшие зарубежные методы исследования личности: Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) - MMPI, Метод цветовых выборов (МЦВ) - модификация цветового теста Люшера, Метод портретных выборов (МПВ) - модификация теста Сонди и другие тесты, направленные на выявление личностных особенностей, задатков и склонностей индивида.
Перечисленный набор методик был бы неполным без метода, позволяющего оценить интеллектуальный уровень обследуемого лица. В связи с этим возникла необходимость включения в комплекс психологических тестов методики, направленной на изучение интеллектуальных способностей. Среди многих интеллектуальных тестов наиболее соответствующим задачам психологического тестирования оказался набор тестов Г.-Ю. Айзенка в адаптации Ф.Г. Горбова. Так был сформирован комплекс тестов, в котором подобраны наиболее надежные и достоверные методики. Они в совокупности представляют собой батарею тестов, в том числе в виде компьютерных программ.
Применение тестов в разных сочетаниях, а тем более - использование всей батареи тестов оптимальным образом приближает к всестороннему портрету личности обследуемого, идет ли речь о сфере управленческих проблем, образовании или изучении личностных особенностей в клинических условиях. Надежность и достоверность получаемых при этом результатов проверена и подтверждена многолетним (с семидесятых годов прошлого столетия) опытом применения этой батареи тестов не только автором, но и специалистами большого числа организаций, крупных предприятий, частных фирм, компаний, министерств и ведомств как в России, так и в странах ближнего зарубежья.
Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности с позиций теории ведущих тенденций
Тип мышления издавна связывается психологами с индивидуально-типологическими особенностями человека. К.Г. Юнг определял психологические типы таким образом, что общительность или необщительность человека оказались определенным образом связаны с рациональным (практическим) или абстрактным (аналитическим) стилем познавательных процессов. Типология Э. Кречмера разделяет людей на шизотимов и циклотимов, которые отличаются не только телосложением и эмоционально-динамическими характеристиками, но и особенностями мышления.
И.П. Павловым в зависимости от типа высшей нервной деятельности выделены первосиг-нальный (рефлекторный, непосредственный, чувственный) и второсигнальный (корковый, формально-логический) варианты восприятия явлений внешней среды. Б.М. Тепловым и его учениками с помощью оригинальных психофизиологических исследований изучалась природная обусловленность индивидуальных психологических факторов. Н.С. Лейтесом описаны особенности поведения и психического склада учащихся «с художественным и мыслительным складом ума». В работах В.Д. Небылицына, Э.А. Голубевой, П.В. Симонова, В.М. Русалова, И.И. Даниловой, М.К. Кабардова и многих других психофизиологов эти исследования получили дальнейшее развитие. В частности, выявлена связь стиля мышления с межполушарной асимметрией, например, физиологический фактор реактивности оказался связанным, с одной стороны, с высокой или низкой коммуникативностью, а с другой - с вербальным или невербальным интеллектом.
Кроме того, существует ряд более детально разработанных типов мышления, однако без опоры на эмоционально-личностный паттерн. Так, Р. Мейли с помощью аналитического интеллектуального теста выявляет типы: 1) формально-логический, 2) конкретно-образный, 3) аналитический, рецептивный, 4) творческий, 5) сензитивно-дифференцированный - и в дополнение к ним такое свойство мышления, как направленность.
С помощью специальных тестов Г. Россолимо, а затем Д. Векслера в количественных показателях выявлялись структурные соотношения разных сторон интеллекта при психических заболеваниях, с тем чтобы определить, как повлияла болезнь на мышление больного, какие функции пострадали в первую очередь, какие остались сохранными, а также каков уровень снижения интеллекта. Как правило, повышенный интерес вызывает представление о соотношении между вербальным и невербальным интеллектом. Клиническая модель, более ярко по сравнению с нормой выявляющая некоторые аспекты личности, свидетельствует о том, что склонность к абстрактному мышлению чаще сочетается с интровертными тенденциями, художественный стиль мышления больше свойствен эмоционально неустойчивым, демонстративным личностям, эпилептоиды отличаются конкретным мышлением и т.д. Б.И. Белый экспериментально доказал связь аналитического и холистического (то есть абстрактно-логического и целостного, образного) типов мышления, выявляемых показателями Роршах-теста, с особенностями биоэлектрической активности, в частности со стабильностью определенных диапазонов альфа-ритма. Б.И. Беспалько в своей многолетней работе, направленной на изучение генетической предиспозиции личностных свойств, связывает некоторые когнитивные показатели Роршах-теста с базовыми свойствами личности.
Таким образом, имеются предпосылки для типизации индивидуального стиля интеллектуальной деятельности в неразрывной связи с эмоционально-личностными особенностями.
Проведенное автором данного практического руководства исследование осуществлялось в контексте парадигмы целостного понимания личности как единства биологических и социальных факторов, с учетом идей Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, считавших, что интерио-ризация социального опыта и информации об окружающем человека мире опосредуется индивидуально очерченным стилем восприятия. Согласно разработанной на этой основе теории ведущих тенденций структура личности рассматривается как замкнутая саморегулирующаяся система, в той или иной степени поддающаяся средовым влияниям, в которой врожденные качества представляют собой тенденции, пронизывающие структуру личности, начинаясь как генетическая предиспозиция, определяющая темперамент, продолжаясь в характерологических чертах и проявляясь в избирательности и направленности социальной активности индивида.
Ведущая тенденция - понятие более емкое и динамичное, чем черта, свойство, состояние: оно все объединяет и определяет направление развития личности в разные периоды жизни, оказывая основное влияние на все ее подструктуры: эмоции, мотивацию, стиль общения и тип мышления, то есть индивидуально обусловленный когнитивный стиль (рис. 1).
Результаты, полученные в контексте всестороннего исследования личности с применением батареи личностных методик и - параллельно - интеллектуальных тестов, позволили сделать следующие выводы: стиль мышления находится в тесной связи с другими структурными компонентами личности, в частности с эмоционально-динамическими показателями и типом реагирования. Разные типы восприятия, переработки и воспроизведения информации находятся в зависимых отношениях с индивидуально-личностными тенденциями, на которых основана личностная типология.
Так, экстравертно-лабильный вариант личности не только связан с подвижностью нервных процессов, неустойчивостью мотивационной направленности и легким вживанием в разные социальные роли, но и характеризуется заметными колебаниями активного внимания, художественным (чувственным, целостным) стилем восприятия, эмоциональной переработкой и ярким, артистичным воспроизведением информации. Этим определяются профессиональный тропизм к журналистской, артистической, педагогической деятельности; стремление к участию в общественных мероприятиях, самодеятельности, к работе в сфере обслуживания, к непосредственному контакту с широким кругом разных людей. Для индивидуальных особенностей этого типа личности характерна потребность в эмоциональной вовлеченности и причастности к групповым интересам.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Собчик Л. Н. - СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования
  • А.П. Кормушкин. Акцентуированные личности в политике (Жириновский, Путин, Ельцин, Гитлер)
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Кучеренко Наталья Александровна. «Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Развитие EQ. Навыки эмоционально интеллектуальных личностей, которых нет в других
  • Дружинин. Психология общих способностей.
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Блюм Г. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • Орлова Нонна Юрьевна. Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельности
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • М.Н. Бочкова, Н.В. Мешкова. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Юлия Кузнецова. Здоровьесбрегающие технологии в ДОУ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Старочкина Татьяна Павловна. Социально-коммуникативное развитие дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь