Собчик Л.Н. Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 20065

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Интровертно-сензитивный тип личности обнаружил значимую связь с преобладанием вербального интеллекта, акцентированного на содержательной, смысловой стороне информации; в знаковой системе слово имеет особую значимость и глубокую эмоциональную окраску с выраженным личностным смыслом, с тенденцией к обобщению и анализу информации. Отсюда тропизм к кабинетному или созерцательно-аналитическому стилю деятельности, который в зависимости от высоты интеллекта и обстоятельств может реализоваться в канцелярской, исполнительской или творческой, теоретической, научной, искусствоведческой, иной гуманитарной деятельности, проявляться тягой к философским обобщениям. Выраженная интровертированность этих личностей и ограниченный круг контактов определяют сферу интересов: коллекционирование предметов, в том числе представляющих духовные ценности; богоискательство или другие пути поиска смысла жизни. Эти особенности чаще относитель-нобольше переплетаются с чертами пассивности, склонностью к грусти, сопровождаются выраженной аффилиативной потребностью, тенденцией к избеганию конфликта и стремлением к конгруэнтности.

Рисунок 1. Соотношения разных когнитивных стилей с индивидуально-типологическими особенностями
У личностей с выраженными чертами ригидности преобладающим оказался формально-логический стиль мышления с опорой на жесткие схемы, цифровую знаковую систему и математическую логику. Целое выстраивается из деталей, «по кирпичику», синтетически. Для лиц данного типа характерны рациональный склад ума и опора скорее на практический опыт, нежели на общие умозаключения, а также изобретательность. Субъективная убежденность в сочетании с выраженным чувством соперничества, упорством в утверждении своих позиций завершает портрет личности, отстаивающей свое мнение, свою «правду» с достаточной непоколебимостью. Нишей для таких установок может быть и работа, связанная с инженерной, физико-технической или экономической направленностью, и спорт, и военная служба, и общественная активность с выраженным стремлением к достижению высокого социально-экономического статуса.
Спонтанно-экстравертные личности (активные, неконформные, с максимально выраженной по сравнению с другими типами личности склонностью к независимой самоактуализации) обладают интуитивным, предвосхищающим, то есть опережающим опыт, стилем мышления. Если личность отличается импульсивностью и при этом уровень интеллекта невысокий, то высказывания и поступки человека характеризуются поспешностью и опрометчивостью, поскольку здесь отмечается недостаточная опора на накопленный опыт. При высоком и очень высоком интеллекте, когда структура личности хорошо интегрирована, такой стиль мышления, опирающийся на неконформность установок, творческую активность, самобытность индивида, представляет оптимальные условия для оригинальных и смелых поисков и решений. При этом минимум информации может быть вполне достаточным для воспроизведения целостного образа, который в свою очередь может превзойти имеющийся опыт, разрушить общепринятые каноны, традиционные воззрения и вывести разум и познания человечества на новые рубежи и к иным горизонтам. Данный тип личности в зависимости от уровня развития интеллекта может реализоваться как в спорте, автовождении, цирковом искусстве, так и в профессиональной или общественной деятельности, где необходимы высокая поисковая активность, физическая выносливость, самостоятельность в принятии решений, стрессоустойчивость. В основе этого стиля мышления лежит тенденция к независимой позиции и избеганию командного давления извне с выраженным стремлением к свободной творческой самореализации.
Приведенная типология индивидуально-личностных свойств, базирующаяся на разработанной автором руководства теории ведущих тенденций, созвучна другим типологиям психологов и психофизиологов, изучающих сложную зависимость интеллектуальных способностей от других составляющих индивидуально-личностной структуры и физиологических свойств нервной системы. По данным В.Н. Плотникова и ряда других авторов, процессы активации коры головного мозга при информационной нагрузке регистрируются у интровертированных, сензитивно-пассивных личностей с заниженной внешней реактивностью, но повышенной интрапсихической активностью и наоборот - интрапсихическая инактивированность наблюдается у экстравертированных, активно-экзальтированных личностей с повышенной внешней реактивностью. Это подтверждают и работы Э.А. Голубевой. По ее данным, физиологическая реактивность входит в синдром типологического свойства «сила - слабость», а свойства силы и слабости нервной системы, в свою очередь, связаны с динамическими характеристиками общительности как черты темперамента. При этом у одного типа лиц (они обозначены как «художники») отмечены преобладание коммуникативной активности, хорошие результаты при решении невербальных тестов, действенный стиль поведения, повышенная речевая продуктивность при невысоком ее качестве в сочетании с лабильностью второй сигнальной системы и доминированием первой сигнальной системы на фоне общей лабильноcти. Другой тип («мыслители») отличается преобладанием направленности внимания на знаковую (вербальную) систему, низкой коммуникативной активностью, словесно-логическим стилем деятельности, более высоким качеством выполнения лингвистических задач в сочетании с инертностью первой и превалированием второй сигнальной системы.
Таким образом, приведенная модель соотношения типов индивидуально-личностных свойств с определенными типами интеллекта находит теоретическое и практическое подтверждение и в работах Э.А. Голубевой.
Психодиагностическое и экспериментально-психологическое исследование репрезентативной группы старшеклассников нескольких московских школ (более 400 человек) подтвердило правомерность нашего концептуального подхода. Были выделены группы с гуманитарной и физико-математической направленностью интересов и способностей, художественно ориентированные подростки, юноши и девушки, отличающиеся высокой поисковой активностью и неконформным подходом к решению проблем, среди них встречались и те, у кого доминировали предпосылки к двигательной активности, общению при недостаточной усидчивости и слабых способностях к дальнейшему продолжению образовательного курса. Психологические портреты обследованных во многом совпали с их представлением о себе, мнением о них учительского состава школы, значительно расширили и углубили многогранный портрет каждого ученика, а главное - способствовали их лучшему самопониманию и своевременному профессиональному самоопределению. Кроме того, эти данные позволили сформировать научно-методологическую базу для индивидуализированного подхода к учащимся в процессе обучения и профориентации
Определив модель психодиагностического подхода в оценке свойств интеллекта, мы должны оговориться: выраженная межполушарная асимметрия, органическое поражение ЦНС, психические отклонения, явная акцентуация личности или пограничные состояния (невроз, психопатия) резко сужают регистр разнообразия психических функций, которые в норме обычно достаточно поливариантны и в то же время сбалансированы.
Нормальные (гармоничные) личности обладают большей уравновешенностью различных тенденций (как эмоционально-динамических, так и интеллектуальных, мотивационных и поведенческих); даже в сложных ситуациях, приближающихся к стрессовым, личностные резервы (адаптационные ресурсы) способствуют уменьшению эмоциональной напряженности, снижению дисбаланса, компенсируют элементы психической дезорганизации, в том числе касающиеся познавательной деятельности. В связи с этим регистр типов реагирования и всего арсенала психических функций, а с ним и интеллектуальных способностей улиц гармоничных, сбалансированных достаточно велик и разнообразен. Поэтому отнести их к тому или иному типологическому варианту гораздо труднее, чем тех, у кого какие-либо черты ярко акцентированы, так как в разных жизненных ситуациях формы поведения гармоничных личностей и типы познавательных функций гибко меняются -личностные ресурсы широко используются во всем их многообразии и взаимозаменяемости. Именно эта особенность лежит в основе отличия и всех других сторон психической деятельности нормальной легко адаптирующейся личности от более ригидных, акцентированных или дезадаптивных вариантов индивидуально-типологического паттерна с односторонней заостренностью той или иной ведущей тенденции.
Зачастую в психодиагностическом исследовании у гармоничных личностей выявляется тот стиль когнитивной деятельности, который не только уходит корнями в его типологическую предиспозицию, но и представляет собой наиболее тренированную сферу способностей. При этом не исключена возможность столь же успешного развития и других потенциально заложенных, но не раскрытых и нетренированных способностей человека. Следовательно, обнаружив у ребенка или подростка тот или иной стилевой акцент, опытный педагог должен не только «эксплуатировать» выявленные способности ученика, но и стараться развивать другие, латентные его возможности, скрытые ресурсы, которые, как правило, выявляются психодиагностическим исследованием.
Опыт работы с различными интеллектуальными тестами показал, что каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но в зависимости от решаемых психологом задач, соблюдение границ и рамок применения обеспечивает оптимальную эффективность каждого метода.
Среди наиболее известных и пользующихся популярностью тестов - шкалы измерения интеллекта, разработанные Д. Векслером. Это - взрослый (WAIS) и детский (WISС, WISC-R) варианты теста, а также шкала интеллекта для дошкольников (WPPSI) и др.
Методика представляет собой ряд субтестов, каждый из которых адресуется той или иной стороне или функции интеллекта. Начало такому подходу дали психологические профили российского ученого Г.И. Россолимо. Структурные соотношения между показателями, оценивающими разные стороны интеллектуальной деятельности, имеют дифференциально-диагностическое значение. Стандартизированный характер методики, высокая надежность и валидность, возможность количественного выражения результатов (в том числе и в групповом исследовании) позволяют применять методику Векслера в качестве тонкого и надежного инструмента при изучении интеллектуальных способностей школьников, студентов, работников сложных производственных сфер, использовать данные метода для сравнительного анализа и ранжировки при профотборе и профориентации, в процессе кадрового отбора. Однако сложность самой методики и в предъявлении, и в обработке данных, а также этические аспекты психологического исследования создают определенные ограничения в ее применении.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Терешкина Галина Григорьевна. Презентация по развитию речи «Буква А»
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Слова, которых нет.
  • Абрукова Галина Васильевна. Логопедические распевки
  • Притча «Доброта»
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Притча «Согласие»
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Тюрина Ольга Васильевна. Семинар-практикум на тему 'Родное слово'
  • Притча «Абырвалг»
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Досуг с детьми и родителями во 2 мл. группе ко Дню Матери «Слово «МАМА» — золотое, в слове том душа и свет»
  • Ломоносова Татьяна Николаевна, Алаева Наталья Михайловна. Сценарий праздника – развлечения «Любовью Мамы мы согреты»
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Рыжкова. Словцо, словечко, слово. Сборник упражнений по русскому языку 5-7 классы
  • Притча «Слово - серебро»
  • Марк Стэвиш. АБРАХАДАБРА: размышления о слове
  • Главный Редактор. Основы Макраме
  • Сковорода Валентина Анатольевна. Стихотворение к Дню Матери
  • Притча «Продай имение твое»
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Больная тема 'Скверные слова'
  • Сницарук Эдит. Пожелание добра - стихи детям
  • Никитина Миляуша Закиевна. Сценарий проведения Дня Матери
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактическая игра «Путешествие в лес»
  • Притча «Даю слово!»
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Притча «Что означает слово спасибо»
  • Тюнина Валентина Анатольевна. Дидактические игры на закрепление навыка дифференциации звуков С-Ш
  • Ерецкая Ирина Владимировна. Комплексно - тематическое планирование для детей 4 - 5 лет в соответствии ФГОС ДО
  • Крывелев И. КНИГА О БИБЛИИ
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Кудряшова Е.Р. Солнцева Н. В.. Сценарий праздника в старшей группе детского сада — «День матери»
  • Фадеева Ольга Николаевна. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
  • Чанчикова Нина Владимировна. Волшебные слова
  • Нечаев Геннадий Владимирович. Вежливое слово
  • Литвинов П.П. 3500 немецких слов. Техника запоминания
  • Курбесова Наталья Александровна. Конкурс чтецов 'Живое слово' для старших дошкольников.
  • Орлова Галина Олеговна. Презентация 'Солнечная система'
  • Горзина Елена Викторовна. НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Хороший и плохой язык»
  • Лариса Ивановна Сафонова. Конспект познавательного занятия в средней группе на тему: «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет»
  • Главный Редактор. Сценарий на свадьбу
  • Юнг К.-Г. К вопросу о подсознании.
  • Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Анжела Уилкс Англо-русский словарь в картинках
  • Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени.
  • Притча «Секрет успеха»
  • Слепкова Наталья Владимировна. Беседа «Добрые и вежливые слова».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь